Игры и упражнения для развития ротового выдоха.
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Ефимова Наталья Анатольевна

Игры и упражнения для развития ротового выдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_rotovogo_vydoha.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОТОВОГО ВЫДОХА

Цели:

— развивать длительный, непрерывный ротовой выдох;

— активировать губные мышцы.

Листопад

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Логопед выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

Логопед. Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер — разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер — подуем на листья!

Логопед вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.

Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Чей одуванчик раньше улетит?

Игра проводится на воздухе. Логопед предлагает сорвать по отцветшему одуванчику и по очереди подуть на цветок. Дети дуют на одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть с одуванчика все пушинки нужно за 3—4 раза.

Осенние листочки

Оборудование: несколько сухих разноцветных листьев деревьев.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков.

 По команде логопеда медленно набирать воздух через нос. Следить, чтобы не поднимались плечи. Вытягивать губы трубочкой. Дуть на листочки, не раздувая щек. Повторить 3—5 раз

Лети, бабочка

Оборудование: 2—3 яркие бумажные бабочки.

Перед началом занятия к каждой бабочке нужно привязать нитку длиной 20—40 см, прикрепить их к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натянуть так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Рыбки

Оборудование: 2—3 яркие бумажные рыбки.

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

Логопед. Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.

Ветерок

Оборудование: бумажные султанчики (метелки).

Перед началом необходимо подготовить метелки. Для этого нужно прикрепить полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу или елочное украшение «дождик».

Логопед предлагает поиграть с метелочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Снег идет!

Оборудование: кусочки ваты.

Логопед раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

Логопед. Представьте, что сейчас зима. На улице падает снежок. Давайте подуем на снежинки!

Логопед показывает, как дуть на вату, дети повторяют.

Дождик

Оборудование: новогодний дождик, бумажная туча.

Ребенок перед собой держит бумажную тучу, к которой прикреплен новогодний дождик.

Логопед. Давай сделаем так, чтобы из тучи пошел дождь. Смотри, я дую на дождинки, они колышутся, очень похоже на настоящий дождь. Попробуй и ты,,

Логопед показывает, как правильно дуть, чтобы колыхались дождинки, дети повторяют.

Самолеты летят

Оборудование: 2—3 бумажных самолета.

На уровне рта ребенка на ниточках подвешены бумажные самолетики.

Логопед. Давай сделаем так, чтобы самолетика полетели. Подуй на них вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть, чтобы «полетели» самолетики, дети повторяют.

В гости к Мухе-цокотухе

Оборудование: 2—3 бумажных насекомых.

Перед ребенком на ниточках висят бумажные насекомые.

Логопед. Пчела, шмель, бабочка очень спешат в гости к Мухе-цокотухе. Давай поможем им. Подуйте на них, и они полетят быстрее.

Логопед показывает, как правильно дуть на насекомых, дети повторяют.

Фигуристка

Оборудование: вырезанная из бумаги фигуристка.

Перед ребенком на ниточке висит вырезанная из бумаги фигуристка.

Логопед. Наша фигуристка очень любит вращаться. Подуй на нее вот так, и она начнет вращение.

Логопед показывает, как правильно дуть на фигуристку, дети повторяют.

Шаловливый ветерок

Оборудование: узкие атласные ленточки одного или разного цвета.

Перед ребенком на ниточке висят атласные ленточки — «занавески».

Логопед. Маленький ветерок очень любит играть. Сегодня он прилетел к окну. Ему очень понравились эти занавески. Он подул на них, они стали колыхаться и играть с ветерком. Смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на ленточки-«занавески», дети повторяют.

Травушка-муравушка

Оборудование: узкие атласные ленты зеленого цвета.

Перед ребенком висят несколько узких ленточек зеленого цвета — «трава».

Логопед. Это травушка. Ветра нет, она неподвижна. Но вот налетел ветерок, он колышет нашу травушку-муравушку. Смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на ленточки-«травушку», дети повторяют.

Веселые обезьянки

Оборудование: 2—3 бумажные обезьянки.

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках обезьянки. Дети стоят напротив них.

Логопед. Веселые обезьянки очень любят играть, прыгать по деревьям, качаться на них. Смотри, я дую на них, и они качаются. Попробуй и ты.

Логопед показывает, как дуть на обезьянок, дети повторяют.

Летите, птички!

Оборудование: 2—3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Логопед предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше.

Бумажные флажки

Оборудование: гирлянда из бумажных флажков.

На уровне рта ребенка подвешена гирлянда из бумажных флажков.

Логопед. Флажки полощутся на ветру!

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на флажки.

Лыжники

Оборудование: бумажные фигурки лыжников.

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на краю стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на лыжника. Продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет — «проскользит по столу». Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Шевелились у цветка все четыре лепестка

Оборудование: вырезанный из картона цветок, такого же цвета бумажная бабочка.

На столе лежит цветок, на нем бумажная бабочка. Логопед читает загадку.

Логопед

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на цветок с бабочкой. Бабочка должна улететь с цветка. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Солнышко

Оборудование: картинка с нарисованные белыми облаками, вырезанное из бумаги солнышко.

На уровне рта ребенок держит картинку с облаками, на которой у края лежит солнышко.

Логопед. Подуй на солнышко так, чтобы оно поднялось высоко и обогрело всех своим теплом.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на солнышко. Солнышко медленно передвигается к верхнему краю картинки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Луна

Оборудование: картинка с изображение ночного звездного неба, вырезанная из бумаги луна.

На столе лежит картинка с изображением ночного неба, на которой у края лежит луна.

Логопед. Луна ночью передвигается по звездному небу; смотри, вот так.

Логопед показывает, как правильно дуть на луну, чтобы она медленно передвигалась по ночному небу. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на луну.

Колобок

Оборудование: сюжетная картинка из сказки «Колобок» с изображение лисы; вырезанный из бумаги Колобок.

На столе лежит сюжетная картинка. На нос лисы положить бумажного Колобка.

Логопед. Давай попробуем спасти Колобка. Подуй на него, и он убежит от лисы.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на Колобка, тот «убегает» от лисы.

Хоккей

Оборудование: картинка, на которой нарисован каток и ворота на льду; вырезанная из бумаги шайба.

На столе лежит картинка с изображением хоккейных ворот. У края картинки лежит шайба.

Логопед. Попробуй забить шайбу в ворота.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на шайбу.

Катание со снежной горки

Оборудование: картинка с изображением горки, вырезанные из бумаги санки с детьми.

На столе лежит картинка с изображением снежной горки. На верхней части горки нарисованы санки с детьми.

Логопед. А теперь подуй на санки так, чтобы они скатились с горки. Посмотри, как я это сделаю.

Логопед показывает, как правильно дуть на санки, чтобы они медленно спускались с горки. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на санки.

Игра в снежки

Оборудование: картинка с изображением детей, играющих в снежки, маленькие ватные шарики.

На столе лежит картинка с изображением детей, играющих в снежки. На ней лежат ватные шарики. По обе стороны картинки, напротив друг друга сидят дети.

Логопед. Ребята, вспомните, как зимой вы играли в снежки. Дуть нужно по очереди.

По команде логопеда первый ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть целенаправленно на ватные шарики. Посчитать, сколько шариков долетело до второго ребенка. Затем дует второй ребенок. Выигрывает тот, у кого больше шариков долетело до цели.

Праздничный салют

Оборудование: картинка с изобажением праздничного салюта; разноцветные новогодние дождинки, разрезанные на маленькие кусочки.

На столе лежит картинка с изображением праздничного салюта, на ней лежат разноцветные маленькие дождинки.

Логопед. Давай устроим праздничный салют. Подуй на «салютики», и они вспыхнут праздничными огоньками. Посмотри, как получилось у меня, попробуй и ты.

Логопед показывает, как правильно дуть на салют. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на «салютики».

Чайник

Оборудование: картинка с изображением чайника, крышка у чайника вырезана и накладывается сверху.

На столе перед ребенком картинка с изображение чайника с вырезанной крышкой.

Логопед. Чайник начал закипать, и крышка стала приподниматься вот так. Я плавно дую на крышку, и она подпрыгивает, как у настоящего чайника. Попробуй и ты.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на крышку чайника, и та медленно передвигается вверх.

Надоедливые мухи

Оборудование: картинка с изображением вазы с вареньем, 3— 4 вырезанные из бумаги маленькие мухи.

На столе перед ребенком картинка с изображением вазы с вареньем. На края вазы логопед кладет вырезанных из бумаги маленьких мух.

Логопед. Посмотри, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давай их прогоним. Нужно подуть на мух и они улетят. Попробуй подуть.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.

Кто живет в лесу?

Оборудование: сюжетная картинка с изображение животных в лесу, непрозрачная калька.

На столе лежит сюжетная картинка. На нее наклеена разрезанная на тоненькие полоски калька, которая закрывает картинку.

Логопед. Хочешь узнать, кто живет в этом лесу? Подуй на полоски вот так и увидишь лесных жителей.

Логопед показывает, как нужно правильно дуть. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на полоски бумаги. Полоски поднимаются вверх и видны обитатели леса.

Веселые горошинки

Оборудование: картинка с изображением стручка гороха, вырезанные из зеленой бумаги 5—6 горошин.

На столе лежит картинка с изображением стручка гороха, вырезанные из зеленой бумаги горошины, положенные поверх стручка.

Логопед. Когда горох поспевает, у него лопаются стручки и горошинки друг за другом выкатываются из него. Помоги горошинкам оказаться на воле.

Логопед показывает, как нужно правильно дуть. По команде ребенок набирает воздух через нос и начинает плавно и медленно дуть на горошинки.

Футбол

Оборудование: легкий пластмассовый шарик, 2 кубика.

На столе, на небольшом расстоянии друг от друга, стоят два кубика— это «ворота».

Логопед. Попробуй забить в ворота гол. Посмотри, как я это сделаю.

Логопед показывает, как дуть целенаправленно на шарик, чтобы он попал в ворота.

Плыви, кораблик!

Оборудование: пластмассовые кораблики, таз с водой.

На невысокий стол логопед ставит таз с водой, в котором плавают пластмассовые кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребенка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на парус своего кораблика.

Уточки

Оборудование: резиновая уточка с утятами (набор для купания), другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие на воде.

На невысоком столе поставить таз с водой, в котором плавают пластмассовые утка с утятами.

Логопед. Представьте, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.

По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на утку.

Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовет утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!

В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.

Бульки

Оборудование: стакан с водой, трубочки для коктейля разного диаметра.

В стакан, наполовину наполненный водой, логопед опускает трубочку для коктейля и дует в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность, затем дает трубочку ребенку и предлагает подуть.

Логопед. Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря!

По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть в трубочку.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором.

Сначала логопед выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их, затем предлагает ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно выдувать мыльные пузыри.

День рождения

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила, маленькие свечки для торта, игрушечный мишка.

В зефир в шоколаде или пастилу логопед втыкает одну или несколько праздничных свечек — сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накрывают на стол, используя игрушечную посуду, «приглашают» гостей — зайчика и куклу, поют для мишки песенку. Затем торжественно вносят «праздничный торт» с зажженной свечой.

Логопед. У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт, помоги мишке задуть свечи.

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на свечу.

Перышко, лети!

Оборудование: птичье перышко.

Логопед подбрасывает перышко вверх и дует на него, не давая упасть вниз, затем предлагает подуть ребенку. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на перышко.

Логопед обращает внимание ребенка на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Свистульки

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Логопед раздает детям свистульки и предлагает подуть в них. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть в свистульку. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Оркестр

Оборудование: различные детские духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Логопед раздает детям дудочки и предлагает поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно играть на дудочке.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Музыкальный пузырек

Оборудование: чистый стеклянный пузырек (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1—1,5 см).

Логопед подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает сильно дуть на горлышко пузырька. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь.

Надуй игрушку!

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера, воздушные шары.

Логопед раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Логопед. Посмотрите, наши игрушки совсем больные — худенькие, без животиков. Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

По команде логопеда ребенок набирает воздух через нос и начинает надувать игрушки.

Вертушка

Оборудование: игрушка-вертушка.

Перед началом игры логопед делает игрушку-вертушку. Можно изготовить ее из бумаги и деревянной палочки.

Логопед показывает ребенку вертушку. На улице демонстрирует, как она начинает вертеться от дуновения ветра, затем предлагает подуть на нее самостоятельно.

Логопед. Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Песня ветра

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Логопед подвешивает колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предлагает подуть на него. Обращает внимание на то, какой мелодичный получается звук, затем предлагает подуть сильнее — звук стал громче.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Катись, карандаш!

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка лежит карандаш. Сначала логопед показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает подуть ребенку. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Веселые шарики

Оборудование: легкий пластмассовый шарик.

С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Логопед чертит на столе линию, затем берет шарик и кладет на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии. Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

Воздушный шарик

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке, газовый воздушный шар.

Логопед подвешивает воздушный шар на уровне лица ребенка и дует на него так, чтобы он высоко взлетел, затем предлагает подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Нужно подбросить воздушный шар вверх и предложить ребенку подуть на него несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся напротив друг друга лицом к шарику (расстояние до шара 50—60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

Расти, пена!

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Нужно добавить в воду немного жидкости для мытья посуды, затем взять трубочку и подуть в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложить подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

После того как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно дуть в трубочки, не проливать воду и т.п., можно проводить такое занятие в группе.

Источник: Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2011. (Развитие речи шаг за шагом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

Игры и упражнения для развития плавного речевого дыхания....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОТОВОГО ВЫДОХА

В пособии представленны игры и упражнения на развитие речевого дыхания . Их можно использовать в совместной деятельности взрослого и ребенка по развитию речи дошкольников, на логопедических заня...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц....

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц....

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха»

Родители редко задумываются о том, как важно дыхание в развитии детской речи. Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхатель...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдохаЛети, бабочка!Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Рекомендации родителям и пдагогам, работающими с детьми с нарушениями слуха, в том числе после кохлеарной имплантации...