Программа по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников «Будь здоров».
рабочая программа
Программа
по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников
«Будь здоров»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bud_zdorov.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Болотное Болотнинского района Новосибирской области
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Решением педагогического совета Директор МКОУ СОШ №16
Протокол № от __________ _____________/ В.А.Захаров
Приказ №_________
«___»_______________2020 г.
Программа
по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников
«Будь здоров»
Авторы-составители:
Воробьева Е.В.-воспитатель
Старцева И.П.-воспитатель
Савочкина Л.С.-воспитатель
Болотное, 2020
Актуальность программы
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.
Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную, и стала одним из направлений государственной политики.
Вся работа, производимая в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни дошкольников, должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад «Ромашка»
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
В результате этого в детском саду «Ромашка» была разработана программа « Будь здоров». Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.
Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:
- медицинский кабинет, изолятор и процедурный кабинет, которые оснащены медицинским оборудованием;
- физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями, сухим бассейном, гимнастическими скамьями, спортивными матами; гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием. Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;
- библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений;
- в каждой возрастной группе имеются спортивные центры, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
- в ДОУ работают узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре;
- оснащены кабинеты педагога – психолога, учителя – логопеда для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.
Концепция программы
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включающая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип адресованности и приемственности-поддержание связей между возрастными категориямиразнеуровнего развития и состояния здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в укреплении иммунитета и сохранении здоровья , гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Цель программы:
Программа «Будь здоров»направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основными направлениями программы “ Будь здоров ” являются:
- Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
- Воспитательно-образовательное направление.
- Лечебно-профилактическое направление.
- Мониторинг реализации программы.
Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:
I. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Условия реализации программы:
- соответствие кабинетов нормам СанПиН;
- соответствие мебели в группах нормам СанПиН;
- соответствие физкультурного зала нормам СанПиН;
-организация качественного питания;
-наличие квалифицированных специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре;
-оснащённость кабинетов специалистов.
II. Воспитательно-образовательное направление
1 задача: Организация рациональной двигательной активности детей
Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:
- повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
- совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
- повышению физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
- Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
- Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
- Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков, с использованием классических методов и современных технологий.
- Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОУ:
№ п/п | Виды физкультурно-оздоровительных мероприятий | Вариативность проведения |
1. | Утренний приём на улице | Подвижные игры. |
2. | Утренняя гимнастика (ежедневно в зале или на воздухе) |
|
2. | Динамические паузы между НОД |
|
3. | Физкультминутки |
*Дыхательные упражнения |
4 | Физкультурные занятия (2 занятия в неделю -в зале, 1 - на воздухе) |
|
5. | Подвижные игры и физические упражнения (на прогулке) |
|
6. | Коррекционная работа с детьми по развитию движений |
■ ЛФК |
7 | Упражнения после сна (Игровой массаж А.Уманской) |
|
8. | Пальчиковая гимнастика. | Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. |
9 | Самостоятельная двигательная активность |
|
10 | Физкультурные праздники, досуги |
|
11. | Логопедическая ритмика. | Специальные коррекционные занятия |
12. | Дни здоровья | Тематические дни. |
Пути реализации рациональной двигательной активности детей:
- выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ
- преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества;
- использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.
2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
- осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
- знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
- компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие формы работы с детьми, как:
- режимные моменты;
- тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных);
- физкультурные занятия;
- закаливающие процедуры после дневного сна;
- организацию и проведение дней Здоровья (1 раз в квартал);
Формы работы с родителями:
- ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников
- тематические родительские собрания
- совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
- консультации специалистов - педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре; педагог (индивидуальные, стендовые, на сайте ДОУ)
На период пандемии все мероприятия перенесены в электронный формат.
3 задача: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения,классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:
- фронтальные занятия с детьми по базисным программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;
- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;
- организацию игровой деятельности детей;
- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога, учителя-логопеда.
Педагоги используют кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика в сочетании с пальчиковым театром;
Профилактика эмоционального благополучия детей в нашем ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:
- обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- ведение воспитателями адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;
- гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и стендовые консультации);
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
- диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
- индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
- индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;
- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
- подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
- организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
- формирование культуры общения детей;
- проведение досугов, развлечений, праздников.
- музыкально-оздоровительная работа ( предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки-распевки, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия)
III. Лечебно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа в нашем ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:
- осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;
- дважды в день проводить влажную уборку групповых помещений;
- не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;
- для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;
- 2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);
- 2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);
- правильно осуществлять подбор и расстановку комнатных растений;
- своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;
- соблюдать правила применения и хранения моющих средств;
- во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
- специфической иммунопрофилактикой.
Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.
- неспецифическая иммунопрофилактика.
Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
- плановые оздоровительные мероприятия (фито-,ароматерапия);
- закаливающие мероприятия;
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, самомассаж;
- профилактика нарушения осанки, плоскостопия.
Оздоровительно-профилактическая работа по питанию:
- выполнение режима питания.
- гигиена приёма пищи.
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.
- фито напитки (чай с лимоном, отвар шиповника)
- эстетика организации питания.
Закаливающие мероприятия
Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.
Необходимо осуществлять единый подход к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.
Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:
- контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;
- босохождение, которое является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках, обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.
Летнеоздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
- физкультурные занятия на воздухе.
- физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
- обливание ног водой, душ.
- витаминизация.
Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики
К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы используются в системе оздоровительных мероприятий ДОУ.
Дыхательная гимнастика: Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Самомассаж:Механизм действия самомассажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах.
Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.
В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется,и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей . Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка.
Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.
Взаимосвязь со специалистами детской поликлиники.
Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия.
Ожидаемые результаты программы «Будь здоров»:
- снижение уровня заболеваемости;
- закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния.
- формирование навыков здорового образа жизни.
- улучшение физического развития детей (рост, масса тела).
- улучшение показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, координации, гибкости)
- стабилизация психоэмоционального состояния у детей
- развитие мышления, памяти, внимания, речи.
- нормализация артикуляционной моторики, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
- укрепление мелкой моторики рук, развитие координаций движений.
- нормализация речевого дыхания.
Критерии оценки эффективности программы
«Будь здоров».
№ | критерии | ответственные |
1. | Степень адаптации ребёнка в детском саду: -поведение, -настроение, -работоспособность, -характер засыпания и пробуждения, утомляемость, -аппетит, -поведение на организованных занятиях | педагоги |
2. | Пропуск одним ребёнком по болезни | Педагоги. |
3. | Детская заболеваемость | Педагоги. |
5. | Антропометрия. | Педагоги. |
7. | Реализация на практике деятельности по развитию и укреплению здоровья, следование принципам здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, культуре здоровья. | педагоги |
8. | Уровневая оценка психофизического развития детей: -личностное развитие (контактность, статус в детском коллективе, выраженность эмоций). -развитие познавательных психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь, восприятие. -кругозор. -двигательное развитие. | Педагоги, педагог –психолог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе энтеровирусной инфекции
Болезнь легче предупредить, чем лечить.Для возникновения любой инфекции в семье или детском коллективе необходимо создать условия из 3-х предвестников: иметь контакт здорового восприимчивого человека ...
Статья на тему: «Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ и семье»
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности. ни потенциальным возможностям нашего общества.Важнейшим этапом в повыш...
«Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ и семье»
Здоровье – это самая главная ценность в жизни человека. Здоровье не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с рождения ребенка. Целью профилактики инфекционных ...
«Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период».
как укрепить иммунитет в весенний период...
«Закаливание организма, как средство профилактики заболеваний и укрепление иммунитета организма»
Консультация для педагогов и родителей....
Консультация для родителей "Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период."
Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период»Все дети подвержены большому числу простудных заболеваний. Любая болезнь лишает ре...
Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период
Все дети подвержены большому числу простудных заболеваний. Любая болезнь лишает ребенка всех радостей жизни - он не гуляет, не играет, у него портится настроение. И никто другой как мы, то есть родите...