Программа по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников «Будь здоров».
рабочая программа

Воробьева Елена Викторовна

Программа

по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников

«Будь здоров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bud_zdorov.docx45.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Болотное Болотнинского района Новосибирской области

 

ПРИНЯТО:                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

Решением педагогического совета                                           Директор МКОУ СОШ №16

Протокол №   от __________                                            _____________/ В.А.Захаров

                                                                                                   Приказ №_________

                                                                                                   «___»_______________2020 г.

                                 

Программа

по профилактике инфекционных заболеваний, гигиене, укреплению иммунитета, сохранения здоровья у дошкольников

«Будь здоров»

 

                               

 

                                                                                      Авторы-составители:

Воробьева Е.В.-воспитатель

                                                                               Старцева И.П.-воспитатель

                                                                                 Савочкина Л.С.-воспитатель

 

Болотное, 2020

Актуальность программы

            Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

       Проблема оздоровления детей из чисто медицинской переросла в большую социальную, и стала одним из направлений государственной политики.

       Вся работа, производимая в рамках программы по сохранению, укреплению здоровья и формирования навыков здорового образа жизни дошкольников, должна проводиться комплексно, целенаправленно и систематично.

   Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

    Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад «Ромашка»

    Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

    Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в ДОУ  не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания, естественных факторов природы на организм ребенка. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

   В результате этого в детском саду «Ромашка» была разработана программа  « Будь здоров». Программа комплексно подходит к решению проблемы сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.

   Для реализации программы в детском саду имеются следующие условия:

  • медицинский кабинет,  изолятор и процедурный кабинет, которые оснащены медицинским оборудованием;
  • физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарём: мягкими модулями, сухим бассейном, гимнастическими скамьями, спортивными матами;  гимнастическими стенками, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием.  Количество и качество спортивного инвентаря и оборудования помогает обеспечивать высокую моторную плотность физкультурных занятий;
  • библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей,  развития основных видов движений;
  • в каждой возрастной группе имеются спортивные центры, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
  • в  ДОУ работают узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед,  инструктор по физической культуре;
  • оснащены кабинеты педагога – психолога, учителя – логопеда для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.

Концепция программы

     Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включающая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организацию медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

  Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный  подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

 

Основные принципы программы:

1. Принцип научности – подкрепление всех необходимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

 4. Принцип  адресованности и приемственности-поддержание связей между возрастными категориямиразнеуровнего развития и состояния здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности- реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в укреплении иммунитета и сохранении здоровья , гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цель программы:

Программа «Будь здоров»направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основными направлениями программы “ Будь здоров ” являются:

  1. Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.
  2. Воспитательно-образовательное направление.
  3. Лечебно-профилактическое направление.
  4. Мониторинг реализации программы.

 

Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:

 I.  Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.

Задача: Совершенствование  здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Условия реализации программы:

- соответствие  кабинетов нормам СанПиН;

- соответствие  мебели в группах нормам СанПиН;

- соответствие физкультурного зала  нормам СанПиН;

-организация качественного питания;

-наличие квалифицированных специалистов:  педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по  физической культуре;

-оснащённость кабинетов специалистов.

II. Воспитательно-образовательное направление

1 задача:  Организация рациональной  двигательной активности детей

    Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

  • повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
  • совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
  • повышению физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.

Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
  4. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков, с использованием классических методов и современных технологий.
  5. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

 

Формы организации двигательной активности в ДОУ:

п/п

Виды физкультурно-оздоровительных мероприятий

Вариативность проведения

1.

Утренний приём на улице

Подвижные игры.

2.

Утренняя гимнастика (ежедневно в зале или на воздухе)

  • Традиционный комплекс (типовой, сюжетный и др.)
  • Подвижные игры
  • Оздоровительные пробежки
  • Эмоционально-стимулирующая

2.

Динамические паузы

между НОД

  • Игровые упражнения
  • Двигательные задания
  • Развитие мелкой и обшей моторикимоторики

3.

Физкультминутки

  • Пальчиковая гимнастика
  • Имитационные упражнения
  • Общеразвивающие упражнения

*Дыхательные упражнения

4

Физкультурные занятия (2 занятия в неделю -в зале, 1 - на воздухе)

  • Традиционные
  • Ритмическая пластика
  • Тематические
  • Интегрированные
  • Игровые (подвижные игры, спортивные игры)
  • Соревнования

5.

Подвижные игры и физические упражнения (на прогулке)

  • Подвижные игры
  • Спортивные упражнения и спортивные игры
  •  Упражнения для индивидуальной работы
  • Подготовительные упражнения для новых, основных движений
  • Катание на санках, скольжение.

6.

Коррекционная работа с

детьми по развитию движений

  • Упражнения на формирование осанки и стопы
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Индивидуальные игры и упражнения

■   ЛФК

7

Упражнения  после сна  (Игровой массаж А.Уманской)

  • Коррекционно-профилактические упражнения

8.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.

9

Самостоятельная двигательная активность

  • Самостоятельная двигательная деятельность

10

Физкультурные праздники, досуги

  • Спортивные игры
  • Игры-эстафеты
  • Соревнования

11.

Логопедическая ритмика.

Специальные коррекционные занятия

12.

Дни здоровья

Тематические дни.

 

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

-          выполнение режима двигательной активности всеми педагогами  ДОУ

-          преобладание циклических упражнений на физкультурных  занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества;

-          использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях.

2 задача: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для   формирования привычки к здоровому образу жизни.

     Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

   Физическая  культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение  целенаправленной  работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через такие  формы работы с детьми, как:

  • режимные моменты;
  • тематические занятия познавательной направленности (1 раз в 2 месяца в младших, средних группах, 1 раз в месяц в старших и подготовительных);
  • физкультурные занятия;
  • закаливающие процедуры после дневного сна;
  • организацию и проведение  дней Здоровья (1 раз в квартал);

 

Формы работы с родителями:

  • ежегодные родительские конференции по формированию здорового образа жизни дошкольников
  • тематические родительские собрания
  • совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.)
  • консультации специалистов - педагог-психолог, учитель-логопед,  инструктор по физической культуре; педагог (индивидуальные, стендовые, на сайте ДОУ)

На период  пандемии все мероприятия перенесены в электронный формат.

 3 задача:  Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.

         Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь,  предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения,классификации), речи.  Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:

- фронтальные занятия с детьми по базисным   программам, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;

- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;

- организацию игровой деятельности детей;

- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога,  учителя-логопеда.

Педагоги  используют  кинезиологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика в сочетании с пальчиковым театром;

Профилактика эмоционального благополучия детей  в нашем  ДОУ осуществляется в двух основных направлениях:

  • обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
  • создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.

Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:

- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- ведение воспитателями  адаптационных листов наблюдений за каждым ребенком;

- гибкий  график последовательного  введения  вновь прибывших детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);

-  создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;

- психолого-педагогическое просвещение родителей (индивидуальные и стендовые консультации);

Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается  через использование форм работы, а также применение  психолого-педагогических методов и приемов,  направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:

  • диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение,  анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
  • индивидуальные консультации психолога с воспитателями и родителями;
  • индивидуальные беседы психолога с воспитанниками;
  • обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на  конфликтные ситуации между детьми);
  • подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
  • обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
  • организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
  • формирование культуры общения детей;
  • проведение досугов, развлечений, праздников.
  • музыкально-оздоровительная работа ( предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические песенки-распевки, дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия)

 III. Лечебно-профилактическое направление

Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной  работы.

      Профилактическо-оздоровительная  работа в нашем  ДОУ должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН. Большое внимание следует уделить профилактическим мероприятиям:

-                осуществлять проветривание помещения, в которых пребывают дети, в соответствии с графиком;

-                дважды в день проводить  влажную уборку групповых помещений;

-                не загромождать групповые и спальные помещения мебелью, коврами;

-                для обеспечения естественного освещения помещений шторы на окнах должны быть укороченными;

-                2 раза в год необходимо выполнять сушку, выморозку постельных принадлежностей (матрацев, подушек, одеял);

-                2 раза в год осуществлять чистку ковровых изделий (летом - стирка, зимой - чистка снегом);

-                правильно осуществлять подбор и расстановку  комнатных растений;

-                своевременно (до начала цветения) производить покос газонов и участков;

-                соблюдать правила применения  и хранения моющих средств;

-                во время карантинных мероприятий строго придерживаться санэпидрежима.

 

Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:

  1. специфической иммунопрофилактикой.

Ее цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и быть направленной  на выработку общего специфического иммунитета.

  1. неспецифическая иммунопрофилактика. 

Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:

  • плановые оздоровительные мероприятия  (фито-,ароматерапия);
  • закаливающие мероприятия;
  • нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, самомассаж;
  • профилактика нарушения осанки, плоскостопия.

Оздоровительно-профилактическая работа по питанию:

 - выполнение режима питания.

- гигиена приёма пищи.

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.

- фито напитки (чай с лимоном, отвар шиповника)

- эстетика организации питания.

Закаливающие мероприятия

 

Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости,  универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.

    Необходимо осуществлять  единый подход  к оздоровительно-закаливающей работе с детьми со стороны всего персонала ДОУ и родителей.

Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:

-        контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны), которые способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции, плохо функционирующей в первые годы жизни. Обязательным условием проведения воздушных ванн является температура воздуха в помещениях. Для детей дошкольного возраста температура воздуха должна находиться в диапазоне 18-20 градусов в зависимости от большей или меньшей двигательной активности детей и их числа;

-        босохождение, которое  является эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;

-        циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках,  обладающие хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

Летнеоздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода,  приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
  • физкультурные занятия на воздухе.
  • физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
  • обливание ног водой, душ.
  • витаминизация.

Новые, нетрадиционные методы иммунопрофилактики

К ним относятся дыхательная гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, самомассаж, релаксационные упражнения, способствующие стабилизации и активизации энергетического потенциала организма и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Данные методы используются в системе оздоровительных мероприятий ДОУ.

    Дыхательная гимнастика:  Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. 

   Самомассаж:Механизм действия самомассажа заключается в том, что возбуждение рецепторов приводит к различным функциональным изменениям во внутренних органах и системах.

Формирование и коррекция осанки. Профилактика плоскостопия.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется,и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям.  Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей . Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка.

  Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.  Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода.Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Такие виды движения и бег не только хорошо воздействует на весь организм, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы. 

Взаимосвязь со специалистами детской поликлиники.

Для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ поддерживается постоянная связь с врачами узкой специализации детской поликлиники. По результатам мониторинга, по назначению участковых педиатров и врачей узкой специализации, планируются и осуществляются оздоровительно-профилактические и лечебные мероприятия.

Ожидаемые результаты программы «Будь здоров»:

  • снижение уровня заболеваемости;
  • закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния.
  • формирование навыков здорового образа жизни.
  • улучшение физического развития детей (рост, масса тела).
  • улучшение показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, координации, гибкости)
  • стабилизация психоэмоционального состояния у детей
  • развитие мышления, памяти, внимания, речи.
  • нормализация артикуляционной моторики, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
  • укрепление мелкой моторики рук, развитие координаций движений.
  • нормализация речевого дыхания.

Критерии оценки эффективности программы

«Будь здоров».

критерии

ответственные

1.

Степень адаптации ребёнка в детском саду:

-поведение,

-настроение,

-работоспособность,

-характер засыпания и пробуждения, утомляемость,

-аппетит,

-поведение на организованных занятиях

педагоги

2.

Пропуск одним ребёнком по болезни

Педагоги.

3.

Детская заболеваемость

Педагоги.

5.

Антропометрия.

Педагоги.

7.

Реализация на практике деятельности по развитию и укреплению здоровья, следование принципам здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, культуре здоровья.

педагоги

8.

Уровневая оценка психофизического развития детей:

-личностное развитие (контактность, статус в детском коллективе, выраженность эмоций).

-развитие познавательных психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь, восприятие.

-кругозор.

-двигательное развитие.

Педагоги, педагог –психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по профилактике инфекционных заболеваний, в том числе энтеровирусной инфекции

Болезнь легче предупредить, чем лечить.Для возникновения любой инфекции в семье или детском коллективе необходимо создать условия из 3-х предвестников: иметь контакт здорового восприимчивого человека ...

Статья на тему: «Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ и семье»

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.Состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности. ни потенциальным возможностям нашего общества.Важнейшим этапом в повыш...

«Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ и семье»

Здоровье  – это самая главная ценность  в жизни человека. Здоровье не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с рождения ребенка. Целью профилактики инфекционных ...

Консультация для родителей "Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период."

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период»Все дети подвержены большому числу простудных заболеваний. Любая болезнь лишает ре...

Профилактика простудных заболеваний и укрепление иммунитета в весенний период

Все дети подвержены большому числу простудных заболеваний. Любая болезнь лишает ребенка всех радостей жизни - он не гуляет, не играет, у него портится настроение. И никто другой как мы, то есть родите...