доклад на тему экологическое воспитание
статья (подготовительная группа)

Путнова Татьяна Владимировна

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы «Экологическое воспитание»

Подготовила: Путнова Т.В.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

И начинать экологическое воспитание нужно начать с самых маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Таким образом я поставила перед собой следующую задачи:

формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

 развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

 участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениямии и тд.

 Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе 

 В нашем группе  я провожу  работу по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории  нашего участка имеются клумбы с цветами. Которые  радуют глаз. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. Сравнивая  их с  не вытоптанными растениями я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием  вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. Также  за нами закреплены 2 грядки на огороде,за которыми мы с детьми ухаживаем и наблюдаем.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения » Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .

 Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. . В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Также мы с детьми проводим экологические проекты такие как «Волшебница вода». Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помогОчень важно донести до детей смысл произведения.

Осенью проводим конкурс на тему: «Урожай года», где дети приносят поделки из овощей и фруктов. Детей это очень радует и забавляет.

За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

 сформированы начала экологической культуры у детей;

 сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

 дети учатся практическим действиям по охране природы;

 развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

 у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период"

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в летний период. Экологические проблемы являются глобальной проблемой населения земли. Ухудшение экологии влияет на здоровье взр...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей младшей группы».

Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раск...

Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников»

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало одним из приоритетных в воспитательно-образовательной деятельности до...

Доклад на тему: "Экологическое воспитание и образование дошкольников"

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и...

Доклад по теме: "Экологическое воспитание дошкольников"

Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.Мы редко задумываемся над тем, ка...

Доклад на тему: "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, и...