Дыхательные гимнастика
картотека
Дыхательные гимнастика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnye_uprazhneniya.doc | 55 КБ |
dyhatelnye_uprazhneniya.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательная гимнастика
Послушаем свое дыхание
Цель. Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И. п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
- куда попадает воздушная струя и откуда выходит;
- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
- тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние своего организма.
Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель. Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И. п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько может. Затем плавный выдох через нос.
Повторить 5 – 10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Подыши одной ноздрей
Цель. Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
- Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
- Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через левую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3 – 4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Воздушный шар
(дышим животом, нижнее дыхание)
Цель. Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И. п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
- Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
- Медленный, плавный вдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
Воздушный шар в грудной клетке
(среднее, реберное дыхание)
Цель. Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
И. п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
- Медленно выполнить вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
- На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается руками в нижней части ребер.
Повторить 6-10 раз.
Воздушный шар поднимается вверх
(верхнее дыхание)
Цель. Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, осуществляя вентиляцию верхних отделов легких.
И. п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным поднятием и опусканием ключиц и плечей.
Повторить 6-10 раз.
Ветер
(очистительное, полное дыхание)
Цель. Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких всех отделов.
И. п. – лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
- Задержать дыхание на 3-4 секунды.
- Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Радуга, обними меня
(очистительное, полное дыхание)
Цель. Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких всех отделов.
И. п. – стоя или в движении. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
- Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
- Задержать дыхание на 3-4 секунды.
- Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза. Повторить 3-5 раз упражнение «дышим тихо, спокойно и плавно».
Ежик
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
Губы «трубкой»
- Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.
- Губы сложить «трубкой», резко втянуть в себя воздух, заполнив им легкие до отказа.
- Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).
- Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
Повторить 4-6 раз.
Ушки
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
Пускаем мыльные пузыри
- При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.
- Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.
- Выдох спокойный через нос с опущенной головой.
Повторить 4-5 раз.
Язык «трубкой»
- Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
- Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
- Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 секунд.
- Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
Повторить 4-8 раз.
Предварительный просмотр:
Дыхательные упражнения
- «Аист». И.п.: о.с. 1 – поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, вывести вперед – вдох; 2 – на выдохе сделать шаг, опустить ногу и руки, произнести на выдохе «ш-ш-ш».
- «Березка». И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки – вдох; 2 – и.п., руки вперед вниз – выдох.
- «Воздушные шары». И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх, хлопок в ладоши – вдох через нос; 2 – руки через стороны вниз, произнести на выдохе «ш-ш-ш».
- «Ворона». И.п.: о.с. 1 – руки через стороны вверх – вдох через нос; 2 – присесть, опустить руки на голову, произнести на выдохе «кар-кар-кар».
- «Вот сосна высокая». И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – наклон туловища вправо – вдох через нос; 2 – наклон туловища влево − выдох через рот.
- «Вырасту большой». И.п.: о.с. 1 – подняться на носки, подтянуть руки вверх – вдох; 2 – опуститься на стопу, выдох «ух-х-х».
- «Выше солнышка». И.п.: о.с. 1 – подняться на носки, руки вперед-вверх – вдох через нос; 2 – и.п. – выдох через рот.
- «Выше-высоко». И.п.: о.с. 1 – подняться на носки, руки вперед-вверх – вдох через нос; 2 – и.п. – выдох через рот.
- «Грибок». И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени. 1 – медленно выпрямиться, развести руки в стороны – вдох; 2 – немного отвести голову назад – выдох.
- «Гуси». И.п.: о.с. 1 – наклон вперед, голову приподнять – вдох; 2 – произнести на выдохе «ш-ш-ш».
- «Гуси-лебеди». Ходьба, имитируя полет. 1 – руки-крылья поднять – вдох; 2 – руки опустить – выдох «г-у-у-у».
- «Дровосек». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу сцеплены в замок. 1 – поднять сцепленные руки вверх – глубокий вдох; 2 – наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук – выдох «ух!».
- «Дышим животиком». Руки на животе – вдох и выдох носом, поднимая живот.
- «Ежик». И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. 1 – согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди – вдох; 2 – резко выпрямить ноги – выдох «ф-ф-ф».
- «Елочка». И.п.: ноги врозь, руки вниз, кисти рук в стороны. 1 – вдох; 2 – наклон туловища вправо – выдох; 3 – вдох; 4 –и.п. – выдох.
- «Желуди». И.п.: о.с., руки за голову. 1 – подняться на носочки – вдох; 2 – присесть – выдох; 3 – и.п.
- «Журавль». И.п.: о.с. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене, руки в стороны – вдох; 2 – опустить ногу, произнести на выдохе «ур-р-р»; 3-4 – то же левой ногой.
- «Заводные машинки». И.п.: о.с. 1 – руки полочкой перед собой – вдох; 2 – выполнять вращательные движения руками относительно друг друга − выдох «р-р-р».
- «Здравствуй, солнышко!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 –руку медленно поднять руки вверх, скользя по туловищу, руки в сторону – вдох; 2 – медленно вернуться в и.п. – выдох.
- «Каланча». И.п.: о.с. 1 – руки в стороны – вдох; 2 – опустить руки – выдох «с-с-с».
- «Каша кипит». И.п.: о.с., одна рука на груди, другая на животе. 1 – втянуть живот – вдох; 2 – выпятить живот – выдох «ф-ф-ф».
- «Косьба». Имитировать движения косаря, на выдохе произносить «кух-кух».
- «Лотос». И.п.: сидя, скрестив ноги, плечи слегка назад, кисти рук лежат тыльной стороной ладони на коленях, указательные и большие сомкнуты колечками. 1 – вдох диафрагмой, плечи не поднимать; 2 – медленный выдох ртом.
- «Луговые цветы». Ходьба по площадке, руки на пояс. 1 – повернуть голову в сторону – короткий вдох через нос; 2 – и.п. – выдох.
- «Лыжник». И.п.: стоя, слегка наклонившись вперед, присев, ноги на ширине плеч, правая рука вперед, левая далеко сзади. 1 – вдохнуть; 2 – плавно присесть, правую руку вниз, назад к бедру, левая вперед – мощный выдох; 3-4 – то же другой рукой.
- «Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. 1 – наклон вправо – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же влево.
- «Мельница». И.п.: о.с. 1 – поставить руки полочкой между собой – вдох; 2 – выполнять вращательные движения руками относительно друг друга − выдох «жр-р-р».
- «На носочек». И.п.: о.с. 1 – отставить правую ногу вперед на носок – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же левой ногой.
- «Насос». И.п.: о.с. 1 – резко наклониться, скользя правой рукой по правой ноге вниз – выдох «с-с-с»; 2 – медленно подтянуть правую руку вверх – вдох.
- «Обними плечи». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, на уровне плеч кистями друг к другу. 1 – бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи – короткий шумный вдох; 2 – и.п. – выдох.
- «Одуванчик». И.п.: сидя, ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в локтях, приподняты вверх. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются». Затем произнести «Подуй на одуванчик, на беленький цветочек. Подуй, подуй сильнее, и станешь здоровее» – подуть на кисти рук.
- «Орех». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох; 2 – сесть с прямыми ногами, руки к носкам – выдох; 3 – то же влево.
- «Паровоз». Ходьба по площадке, имитируя движение поезда, произносить «чух-чух-чух».
- «Партизаны». Ходьба, высоко поднимая колени. 1-2 – вдох, 4-6 шагов – выдох «ти-ш-е-е».
- «Петушок». И.п.: о.с. 1 – подняться на носочки, потянуть вперед гордо поднятую голову, руки поднять в стороны, отвести назад – вдох; 2 – хлопать по бедрам – выдох «ку-ка-ре-ку».
- «Плечики». И.п.: о.с. 1 – слегка наклонить голову вправо – два коротких вдоха («ушко с плечиком здороваются»); 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же влево.
- «По порядку». И.п.: о.с. 1 – правую руку вперед – вдох; 2 – левую руку вперед – выдох; 3 – правую руку вверх – вдох; 4 – левую руку вверх – выдох; 5-8 – обратные движения в том же порядке.
- «Повороты головой». Ходьба по площадке, руки на пояс. 1 – повернуть голову в правую сторону – короткий вдох через нос; 2 – и.п. – выдох; 3-4 – то же влево.
- «Погончики». И.п.: о.с., сжатые кулаки прижаты к поясу. 1 – с силой толкнуть кулаки к полу, пальцы разжать, руки вытянуть в струну – короткий шумный вдох; 2 – и.п. – выдох.
- «Подуем на плечо». И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – повернуть голову вправо – вдох; 2 – подуть на правое плечо – выдох; 3-4 – то же влево.
- «Подышим». И.п.: ноги на ширине стопы, руки с палкой внизу. 1 – поднять палку вверх, посмотреть на нее – вдох через нос; 2 – и.п. – выдох через рот.
- «Регулировщик». И.п.: ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая в сторону. 1 – поменять положение рук резким движением рук – вдох; 2 – и.п. – выдох.
- «Руки в стороны». И.п.: о.с., руки в стороны. 1 – прогнуться вперед – вдох; 2 – и.п. – выдох.
- «Свеча». И.п.: о.с., руки сцеплены в замок, большие пальцы подняты вверх («свеча горит»). 1 – вдох; 2 – подуть на большие пальцы – выдох «фу-фу».
- «Сердитый ежик». И.п.: о.с. 1 – наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь – вдох; 2 – опустить голову – выдох «п-ф-ф-ф-р-р».
- «Снежинки». И.п.: о.с., руки согнуты в локтях, ладошками вверх. Выполнить вдох через нос и подуть на снежинки – «фу-фу-фу» – выдох.
- «Тихоход». Ходьба, высоко поднимая колени. 1-2 – вдох, 4-6 шагов – выдох «ти-ш-е-е».
- «Трубач». Играть на воображаемой трубе, нажимать пальцами на клавиши, произносить «ту-ту-ту».
- «Ушки». И.п.: о.с. 1 – слегка наклонить голову вправо – короткий вдох; 2 – и.п. – пассивный выдох; 3-4 – то же влево.
- «Цветок распускается». И.п.: о.с., руки на затылке, локти сведены («бутон»). 1 – медленно подниматься на носки, потянуть руки в стороны-вверх – вдох («цветок распускается»); 2 – и.п. – выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...