ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У РЕБЕНКА Памятка для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ларионова Ольга

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У  РЕБЕНКА

Памятка для родителей

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние его стоп. Плоская стопа встречается у 15—23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

Выявить деформацию можно самим:

Метод плантографиии

Методика получения отпечатков стоп.

 

Чтобы выяснить, имеет ли место в вашем случае мрачный диагноз, придется снять опечаток подошвенной части стопы - плантограмму.

Берем водный раствор безвредного красителя (например, обыкновенной зеленки, разведенной в пропорции 1 к 10), этим раствором смазываем поверхность подошвы. Дальше все, как и в предыдущем тесте - надо получить отпечаток стопы на чистом листе бумаги, учитывая равномерность распределения веса пациента.

 Оценку плантограмы проводят по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.

 

image

АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; 
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком 
а - здоровая стопа; 
б - присутствует плоскостопие 1-й степени; 
в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.
 

 

 

            В хорошей клинике окончательный диагноз ортопед поставит на основании рентгеновских снимков или данных компьютерного исследования стопы.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Профилактика и коррекция плоскостопия проводятся по трем направлениям:

  1. укрепление мышц стопы;
  2.  ношение рациональной обуви;
  3.  ограничение нагрузки на нижние конечности.

 

Упражнения, предупреждающие

развитие плоскостопия

Ребенок должен  заниматься босиком.

Массаж стоп

 

1.  Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут  взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к   пяточной области, затем массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выпол­няется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых паль­цев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

 

2.  Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на на­ружной поверхности стопы).

   

 Ходьба. В течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.

 

 Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

 

Укрепление мускулатуры ног и свода стопы

      Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная ходь­ба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необхо­димо с детства.

     Уважаемые родители!                                                                                                               

Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей, которые помогут достичь хороших результатов.

 

            Катание мяча. Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попере­менно.

 

             Катание чулка. Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив паль­цы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямля­ет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.

 

             Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой ноги, пять - левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять - левой.

 

            Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым (родителем).

 

            Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая  нарисована на   полу    мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.), удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, иначе можно "упасть вниз".

Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол, гандбол). Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение 1-1,5 мин. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.    

И оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки,                                                                                                      которое вы можете сделать сами:

"Зебра" Закаливание

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна"

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий"

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Регулярное выполнение этих упражнении и специальное оборудование поможет вашему ребенку всегда оставаться здоровым, активным, подвижным.

 

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием
в виде домашних заданий

 

  1. Упражнение «каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку.
    Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
  2. Упражнение «разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень).
    Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
  3. Упражнение «маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза.  
    Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  4. Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет тоже самое. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
  5. Упражнение «художник» - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  6. Упражнение «гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он притягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
  7. Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
  8. Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.
  9. Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол  (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
  10. Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
  11. Упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
  12. Упражнение «хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Примечание: Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку - на одной и двух ногах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У  РЕБЕНКА

Памятка для родителей

Ребенок, имеющий плоскостопие, быстро утомляется, испытывает боли в области позвоночника, в тазобедренных суставах, коленях и ступнях. Освободиться от недуга довольно трудно, гораздо легче предотвратить его возникновение.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние его стоп. Плоская стопа встречается у 15—23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры. Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

Выявить деформацию можно самим:

Метод плантографиии

Методика получения отпечатков стоп.

Чтобы выяснить, имеет ли место в вашем случае мрачный диагноз, придется снять опечаток подошвенной части стопы - плантограмму.

Берем водный раствор безвредного красителя (например, обыкновенной зеленки, разведенной в пропорции 1 к 10), этим раствором смазываем поверхность подошвы. Дальше все, как и в предыдущем тесте - надо получить отпечаток стопы на чистом листе бумаги, учитывая равномерность распределения веса пациента.

 Оценку плантограмы проводят по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС - стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ - плоскостопие 2-й и 3-й степени.

C:\Users\777\Downloads\ploskostopie-27.jpg

АВ - линия, соединяющая середину пятки с серединой основания большого пальца; 
АС - линия, соединяющая середину пятки со вторым межпальцевым промежутком 
а - здоровая стопа; 
б - присутствует плоскостопие 1-й степени; 
в - присутствует плоскостопие 2-й или 3-й степени.

        В хорошей клинике окончательный диагноз ортопед поставит на основании рентгеновских снимков или данных компьютерного исследования стопы.

Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

Профилактика и коррекция плоскостопия проводятся по трем направлениям:

  1. укрепление мышц стопы;
  2.  ношение рациональной обуви;
  3.  ограничение нагрузки на нижние конечности.

Упражнения, предупреждающие

развитие плоскостопия

Ребенок должен  заниматься босиком.

Массаж стоп

1.  Ребенок садится на пол (ноги вытянуты). В течение 3-4 минут  взрослый (родитель) растирает стопы ребенка по направлению от пальцев к   пяточной области, затем массирует голени - от стопы к коленному суставу. Растирание выполняется основанием ладони либо тыльной поверхностью полусогнутых пальцев. Массаж также можно проводить при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы.

2.  Ребенок ложится на спину. Взрослый (родитель) левой рукой охватывает ногу ребенка так, чтобы голень была между большим и указательным пальцами. Выполняя круговые движения большим пальцем правой руки, взрослый энергично растирает ступни (указательный и средний пальцы лежат на наружной поверхности стопы).

   

 Ходьба. В течение 30-50 сек. ребенок ходит на пятках, на носках, на внутренней и наружной сторонах стопы.

 Бег. Ребенок бежит короткую дистанцию (до 30 м) с максимальной скоростью.

Укрепление мускулатуры ног и свода стопы

          Долговременное пребывание, в положении стоя, продолжительная ходьба по твердому грунту, а также переноска тяжестей провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Укреплять мускулатуру ног и свода стопы также необходимо с детства.

     Уважаемые родители!                                                                                                               Предлагаем вашему вниманию упражнения для детей, которые помогут достичь хороших результатов.

            Катание мяча. Ребенок садится на пол или табурет, ставит ступню на теннисный мячик и катает его, то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно.

             Катание чулка. Ребенок садится на пол или табурет, раскладывает перед собой чулок (платок). Выдвигает вперед одну ногу и, распрямив пальцы, хватает ими чулок и подбирает его часть под ступню. Снова распрямляет пальцы и подбирает новую часть чулка. Повторяет до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Упражнение выполняется сначала правой, затем левой ногой, а потом обеими ногами одновременно.

             Игра в шарики и кольца. Ребенок садится на пол. Перед ним взрослый раскладывает в линию десять колец, перед каждым кольцом кладет шарик. Ребенок поочередно опускает шарики в кольца: пять - пальцами правой ноги, пять - левой. Затем вынимает их руками и кладет перед кольцами, после чего поочередно опускает кольца на шарики: пять - пальцами правой ноги, пять - левой.

            Игра в мяч ногами. Упражнение выполняется в парах. Дети садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Хватают ногами теннисные мячики и перебрасывают их. Ловить мяч руками нельзя. Если у ребенка нет пары, можно поиграть со взрослым (родителем).

            Танец на канате. Ребенок идет по линии, которая  нарисована на   полу    мелом (вместо мела можно использовать ленту, тонкую веревочку и т.д.), удерживая равновесие (руки разведены в стороны, колени прямые). Одну ступню ставит вплотную перед другой. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, иначе можно "упасть вниз".

Помимо вышеперечисленных упражнений профилактике плоскостопия способствуют спортивные игры на открытом воздухе (футбол, волейбол, гандбол). Также полезны ежедневные ножные ванны (температура воды 36-37 °С) в течение 1-1,5 мин. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу), лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.    

И оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки,                                                                                                      которое вы можете сделать сами:

"Зебра" Закаливание

Дорожка выполнена из плотной ткани, сложенной вдвое (ткань подвергается санитарно-гигиенической обработке) и простроченной на несколько отделений. В каждое отделение вложены различные наполнители (горох, камешки, шишки и т.д.).

"Цветочная поляна"

На плотную ткань нашиваются различные предметы (пуговицы, пластмассовые цветы, косточки отсчет и т.д.).

"Извилистая дорожка"

На полоску плотной ткани нашивается веревка с завязанными на ней узелками, которая располагается в виде змейки.

"Полоса препятствий"

Поролон делится на квадраты 50×50 см и обшивается плотной тканью. На каждый квадрат нашиваются различные раздражители для стоп (палочки, карандаши, пуговицы, пластмассовые крышки от бутылок, веревочки различной длины и толщины и т.д.). Квадраты соединены между собой различными способами: шнуровкой, замками "молниями", пуговицами, карабинами и т.д.

Данное оборудование помогает детям уверенно выполнять задание, при этом сохранять правильную осанку и положение головы в пространстве, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.

Регулярное выполнение этих упражнении и специальное оборудование поможет вашему ребенку всегда оставаться здоровым, активным, подвижным.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием
в виде домашних заданий
doc07

  1. Упражнение «каток» - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку.
    Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
  2. Упражнение «разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень).
    Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
  3. Упражнение «маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза.  
    Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  4. Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет тоже самое. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе.
  5. Упражнение «художник» - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  6. Упражнение «гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он притягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
  7. Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика).
  8. Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях.
  9. Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол  (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
  10. Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. сова
  11. Упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
  12. Упражнение «хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Примечание: Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку - на одной и двух ногах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Это информация для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Здесь предложены упражнения, предупреждающие плоскостопие, а так же упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода сто...

Профилактика плоскостопия. Памятка для родителей.

Общие вопросы. Причины возникновения плоскостопия. Лечение....

Профилактика плоскостопия у детей (рекомендации родителям)

Профилактика плоскостопия у детей (рекомендации родителям)...

Профилактика детского травматизма. Памятка для родителей.

Памятка для родителей на тему: "Профилактика детского травматизма". Обязательная информация для ознакомления....

Профилактика детских истерик. Памятка для родителей.

Истерика у ребенка. Как правильно реагировать, профилактика истерик....

ПРОФИЛАКТИКА ЭНТЕРОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ПРОФИЛАКТИКА ЭНТЕРОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙЭнтеровирусные инфекции (ЭВИ) представляют собой группу инфекционных заболеваний, развивающихся при поражении человека вирусами рода Ent...