Здоровое поколение - здоровый век
статья
Увеличение двигательной активности – проблема, стоящая перед каждым образовательным учреждением.
Кто, как не спортивный педагог, закладывает в своих воспитанниках фундамент ЗОЖ? От него во многом зависит, станут ли физические нагрузки также необходимы и естественны для ребенка, как сон, еда.
Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки занимающихся к жизни, оптимизации их физического состояния.
Чтобы воспитать привычку к физическим упражнениям, надо много трудиться. Трудиться, преодолевая лень и пассивность. Это нелегко. Если ребенок осознал и принял назначение физических движений, необходимость активной двигательной деятельности, научился самостоятельно, своевременно и рационально применять средства физического воспитания, считаю, что спортивный педагог ведет работу в правильном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovoe_pokolenie-_zdorovyy_vek.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровое поколение – здоровый век
Выбор моей темы связан с проблемой, которая на данном этапе жизни общества имеет очень важное значение.
Увеличение двигательной активности – проблема, стоящая перед каждым образовательным учреждением. И я постаралась рассмотреть ее со стороны определения физической культуры общества и личности, определения двигательной активности и ее влияния на здоровье человека, со стороны возможностей спортивного педагога и его вклада в решение этой проблемы.
В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего детей и молодежи, оставляет желать много лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в образовательных учреждениях как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Кто, как не спортивный педагог, закладывает в своих воспитанниках фундамент ЗОЖ? От него во многом зависит, станут ли физические нагрузки также необходимы и естественны для ребенка, как сон, еда.
Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей индивида. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки занимающихся к жизни, оптимизации их физического состояния.
Основной результат освоения физической культурой – освоение базовых ее основ. Это обеспечивает необходимый каждому человеку уровень физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем хочет ребенок заниматься в будущем.
Принцип связи физического воспитания с подготовкой занимающихся к жизни и труду, с практикой трудовой и оборонной деятельности выражает общую социальную закономерность физической культуры.
Различают:
- физическую культуру общества
- физическую культуру личности.
Физическая культура общества – представляет собой специфическую часть общей культуры, одну из сфер социальной деятельности. Сюда входит совокупность специальных духовных ценностей (знания о физическом воспитании, о влиянии физических упражнений на организм) и материальных ценностей (спортсооружения, специальный инвентарь и оборудование).
Использование средств и методов физической культуры позволяет удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности и на этой основе поддерживать и укреплять здоровье, обеспечивать физическую подготовленность, необходимую в жизни, трудовой деятельности и для защиты Родины. В режиме рабочего дня средствами активного отдыха – физическими упражнениями – можно снижать утомление и повышать работоспособность организма.
Высока и особая ценность физической культуры состоит в том, что посредством ее можно существенно увеличивать ее функциональные резервы организма, повышать уровень его общей дееспособности и устойчивости ко многим неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Под физической культурой личности понимается достигнутый уровень в физическом совершенствовании человека и степень использования приобретенных двигательных качеств, навыков и специальных знаний в повседневной жизни.
Наиболее важными показателями являются:
- уровень развития основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;
- объем освоенных двигательных умений и навыков, прежде всего, жизненно необходимых навыков в беге, прыжках, метаниях, плавании, на лыжах;
- имеющиеся физкультурные знания;
- гигиенические навыки;
- соблюдаемый режим физической активности;
- устойчивые интересы и мотивы личности к физическому совершенствованию.
Забота о здоровье детей – проблема самого высокого уровня.
Комплекс ведущих воспитательных задач нашего предмета заключается в том, чтобы независимо от склонностей и будущих интересов занимающихся обеспечить высокий уровень их физкультурной образованности, помочь накопить им двигательный опыт, освоить режимы различных форм занятий, дабы выпустить в жизнь истинных сторонников и пропагандистов активного образа жизни. Физические упражнения, игры, спорт, туризм, система закаливания, дарящие и сохраняющие здоровье, должны на все годы жизни каждого человека оставаться лидирующими в его шкале основных жизненных ценностей.
Целесообразно формирование убеждения в необходимости ежедневных занятий физическими упражнениями. Они принесут пользу, если дети будут выполнять их сознательно, с желанием и регулярно.
Исследования ученых-физиологов показали, что мышцы являются источником мощных влияний на ткани и функциональные системы организма. Мышечная деятельность в ходе выполнения физических упражнений стимулирует все процессы, происходящие в организме. Уровень двигательной активности, особенно, тесно связан с экономичностью работы сердечно-сосудистой системы и продолжительностью жизни человека. Физические упражнения являются стимулятором жизнедеятельности организма, всех его функций.
Особенно, большое значение физические упражнения имеют в жизнедеятельности растущего организма, все системы и функции которого проходят еще необходимый период «наладки».
Под двигательной активностью (ДА) понимается общий объем физических нагрузок в процессе жизнедеятельности. Определяется характером труда, условиями быта и, особенно, занятиями физическими упражнениями.
Недостаточная ДА сказывается на многих функциях растущего организма. С выраженным недостатком движений (гипокинезией) связывается распространение функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем. Чрезмерная ДА (гипердинамия) снижает защитные силы организма, приводит к перенапряжению сердечно-сосудистой системы.
Оптимальный уровень ДА – необходимое условие сохранения высокой работоспособности и укрепления здоровья детей, развития психических и физических качеств, нужных для овладения трудовых, бытовых навыков, повышения своей физической подготовленности.
Воздействие на организм достигается при довольно большом объеме ДА – энерготратами как минимум 2,5 тыс. ккал в сутки.
Нарастающее в ходе технического прогресса ограничение ДА имеет самое прямое отношение к здоровью и особенностям течения возрастных изменений в организме современного человека. С одной стороны, человек переложил на машины огромную часть подчас непосильного для его труда и это предохранило его от преждевременного износа. Но, с другой стороны, все нарастающая механизация жизни современного человека привела к гиподинамии, к недостатку необходимой для его жизнедеятельности дозы мышечной работы, движений.
Нельзя забывать и о том, что достижение необходимого оздоровительного и развивающего эффекта на занятиях физическими упражнениями связано с соблюдением ряда важнейших условий:
- соответствие физических нагрузок возрастно-половым и индивидуальным возможностям организма;
- рациональная регламентация направленности, объема и мощности воздействия нагрузок;
- разнообразие, сменяемость нагрузок.
Исследования показали, что занятия физической культурой не удовлетворяют суточную потребность детей в движении. Их следует рассматривать не как средство увеличения ДА. Скорее, они выполняют функции обучения и стимуляции к занятиям физической культурой.
Физическая культура и спорт в умелых руках педагога представляют собой большую воспитательную силу. Умело вести занятия, грамотно организовывать педагогический процесс – это, значит, постоянно совершенствовать педагогическую технику, рационально использовать возможности и средства физической культуры для постоянного, направленного воздействия на воспитуемого.
Педагог по физическому воспитанию должен хорошо владеть своими движениями. От четкости показа, умения выделения главного в предлагаемых упражнениях, сильного уверенного тона голоса зависит то, как воспримут, поймут педагога воспитанники.
Чтобы воспитать привычку к физическим упражнениям, надо много трудиться. Трудиться, преодолевая лень и пассивность. Это нелегко. Если ребенок осознал и принял назначение физических движений, необходимость активной двигательной деятельности, научился самостоятельно, своевременно и рационально применять средства физического воспитания, считаю, что спортивный педагог ведет работу в правильном направлении.
Обобщая данные литературных источников, проанализировав результаты своей профессиональной деятельности в направлении увеличения ДА детей и повышения интереса к занятиям физической культурой пришла к следующим выводам:
1. Создание оптимальной МТБ: наличие оборудованных физкультурного зала и
спортивной площадки.
2. Создание оптимальных санитарно – гигиенических условий к физическому воспитанию:
- соблюдение режима дня;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия.
3. Создание благоприятных морально – психологических условий на занятиях:
- повышение моторной плотности занятия;
- активная творческая работа каждого ребенка;
- повышение профессионального мастерства педагога, следование этическим нормам.
4. Принцип сознательности играет ведущую роль в воспитании устойчивой потребности
к регулярным занятиям физическими упражнениями, которая должна перейти в
прочную привычку.
Выработка стремления к самопознанию самообразованию
самовоспитанию самореализации самоконтролю (на основе
потребности).
5. Определение оптимальной мотивации для каждого ребенка: постановка ближних и
дальних перспектив
6. Раннее выявление способностей и склонностей ребенка.
7. Средства повышения интереса:
- подготовка кратких сообщений на спортивную тему;
- дифференцированный подход для формирования морально-волевых качеств и нравственных убеждений ребенка;
- учет состояния здоровья и дозирование нагрузки;
- постановка цели и ожидаемого результата (упражнение, занятие, досуговое мероприятие);
- нестандартность проведения занятия (инвентарь, оборудование, ситуации);
- информативность уголка физической культуры.
8. Эффективность, продуктивность и рациональность работы педагога по физическому
воспитанию можно определить:
- по направлению путей реализации потребности детей в учебной, спортивной физической подготовке;
- по способу планирования учебной работы;
- реализацией целей и задач составленных планов;
- уровнем физической подготовленности выпускников.
9. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются:
- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества;
- уровень здоровья и физического развития людей;
- степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту, для других целей общественной практики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по валеологии в старшей группе «Здоровые дети – здоровое поколение»
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"
Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ. В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...
Комплект для организации образовательной проектной деятельности «Здоровое питание – здоровая семья – здоровое поколение»
Развитие и формирование культуры воспитанников всех участников образовательного процесса...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
Проект" Здоровое питание - здоровое поколение"
Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Известно, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды. Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольн...
Проект" Здоровое питание - здоровое поколение"
Все мы знаем, что влияние питания на состояние здоровья человека огромно. Известно, что пища является одним из важнейших факторов окружающей среды. Согласно ФГОС одной из главных задач в дошкольн...
Программа сохранения и укрепления здоровья «Здоровые дети – здоровое поколение» для старшей группы
Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально-психологического благополучия, совершенствование оздоровительной работы с деть...