Технологии обучения здоровому образу жизни
методическая разработка
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Технологии обучения здоровому образу жизни
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Грачева Ирина Леонидовна
г. Заволжье 2021г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Грачева Ирина Леонидовна воспитатель МБДОУ «Детский сад №25». Я хочу представить вашему вниманию опыт работы по технологии обучения здоровому образу жизни.
2 слайд Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
3 слайд Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Сюда так же входят:
- Занятия по физической культуре
- Познавательные занятия по валеологии
- Игротренинги, игротерапия
- Самомассаж
- Дни здоровья
4 слайд Одна из популярных технологий в ДОУ – физкультурные занятия. Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программой ДОУ и могут быть:
- традиционные
- сюжетно-игровые
- интегрированные
- оздоровительные
Во всех детских садах проводят в основном занятия традиционной формы, которое состоит из трех частей: вводная часть, основная и заключительная. Остальные считаются нетрадиционными. Не традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятий.
Занятия проводят в хорошо проветриваемом помещении 2-3 раза в неделю. С детьми раннего возраста в групповом помещении 10 минут, с младшими дошкольниками 10-15 минут, в средних группах 15-20 минут.
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. На занятиях по физкультуре развиваются физические качества и уровень физической подготовленности детей в соответствии с их возможностями, формируется опорно-двигательный аппарат, ловкость, гибкость, координация движений.
5 слайд Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.
Здоровый образ жизни в детстве – залог здоровья на всю жизнь!
Именно поэтому, необходимо с раннего возраста знакомить ребёнка с основами здорового образа жизни, расширять представления о важных компонентах ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье.
В контексте детского сада целями валеологического образования является:
- знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;
- воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
- приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
- формирование навыков личной гигиены;
- воспитание бережного отношения к здоровью человека.
6 слайд Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам:
- Познание себя
- Эмоциональное здоровье
- Экстремальные ситуации в жизни человека
Задачи к этим блокам для младшего и среднего возраста вы видите на экране.
7 слайд Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках образовательной деятельности, то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на занятиях физической культуры), но и при организации:
- досуговых мероприятий, развлечений;
- прогулок;
- утренников;
- режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).
Согласно ФГОС валеологическое направление в младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.
Занятия с дошкольниками способствуют формированию у детей знаний, умений и навыков, составляющих основу здорового образа жизни в дошкольном возрасте, а также формированию и укреплению здоровья дошкольников, а полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Более подробно о валеологическом образовании дошкольников можно узнать из методической литературы, которую вы видите на экране.
8 слайд Следующая технология, которую можно применить для младшего и среднего возраста – это Игротерапия и игротреннинги. Игротерапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Терапевтическая задача заключается в выявлении «истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания ребенка, предоставление возможности ребенку самостоятельно выбирать линию поведения. В ходе игры ребенок выбирает свой путь сам, а педагог может руководить игрой только по просьбе самого ребенка.
В игротреннингах и игротерапии время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Помимо тактики педагога в игротерапии, важное значение приобретают тот игровой материал, который предлагается ребенку, и вся окружающая его обстановка. Наиболее часто используются в игровой терапии такие материалы, как вода, песок, глина, краски.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и поощряется фантазия и творческий подход. Реализация этих принципов позволяет усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
9 слайд Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Самомассаж рекомендуется проводить в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия, на прогулках или в виде динамической паузы в образовательной деятельности. Это могут быть: массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук, поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Также рекомендованы такие упражнения, как катание грецкого ореха, массажного мяча или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения будут способствовать привитию навыков самомассажа и применению их в самостоятельной деятельности.
10 слайд Предлагаю вашему вниманию видеоматериал по данной технологии.
11 слайд Для формирования мотивации к здоровому образу жизни важно проводить в ДОУ Дни здоровья.
День здоровья – форма организации образовательной, воспитательной, здоровьесберегающей деятельности, вызывающая эмоциональный отклик, как у детей, так и у взрослых.
Проводится 1 раз в квартал во всех возрастных группах в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив детского сада. В этот день увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Важно тщательно продумать план проведения каждого дня здоровья, учитывая время года и погодные условия. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи, с чем отменяются все занятия.
С детьми можно организовать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк или лес. В этот день можно провести физкультурный праздник или организовать физкультурный досуг. В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания.
12 слайд Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО). Федеральный государственный стандарт на современном этапе дает свое определение развивающей предметно-пространственной среды. И требования предъявляемые ФГОС ДО к среде необходимо учитывать при ее создании, независимо для каких целей вы ее организуете.
Главной целью создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды для формирования ЗОЖ у дошкольников соответствии с требованиями ФГОС ДО является: создание условий для укрепления и развития физического, психического здоровья детей, развитию культурно – гигиенических навыков; приобщению к здоровому образу жизни.
В нашей группе созданы все необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, имеется в группе спортивный уголок, где расположен необходимый спортивный инвентарь: мячи разного размера, набивные мячики, ленточки, гантели, кегли, кольцебросы, обручи, дорожки здоровья, массажные мячики и коврики и др.
Также пособия, изготовленные своими руками (нетрадиционный спортивный инвентарь): Тренажеры «Моталочки», «Попади в цель», «Бельбоке», гири, дорожки здоровья и др.. Главное, что такой спортивный инвентарь воспитатели могут сделать своими руками.
Большим помощником в формировании у детей здорового образа жизни, являются различные дидактические игры. Игры учат детей контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задуматься о своем здоровье.
13 слайд Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко, незаметно и ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Этот подход позволяет реализовать педагогам на практике «золотое правило» дошкольной педагогики – «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». А мы, воспитатели должны не только дать качественные знания детям, но и сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Здоровьесберегающая технология обучения здоровому образу жизни»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии озд...
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учрежде...
БУКЛЕТ "Технологии обучения здоровому образу жизни"
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...
Технологии обучения здоровому образу жизни
Концепция ФГТ предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учрежде...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...