Общеукрепляющие упражнения для детей дошкольного возраста.
материал
Особенности организации двигательной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcheukreplyayushchie_uprazhneniya_dlya_detey_ot_4_do_7_let.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет
Возрастные особенности детей 3-6 лет.
Основные цели работы с детьми 3(4) лет.
В возрасте 3-4 лет происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в связи с чем, недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Ребенок начинает осваивать систему межличностных отношений, учится ориентироваться в многообразии человеческой деятельности. На основе совместной деятельности – в первую очередь игры – формируется и детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Необходимо:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, дозировать физические нагрузки, заботиться об эмоциональном комфорте.
- Доброжелательно и много общаться с детьми на познавательные темы, создавать условия для практического экспериментирования, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности.
- Формировать у детей интерес к физическим упражнениям.
Основные цели работы с детьми 5(6) лет.
В возрасте 4-5 лет на фоне общего физического совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, сила и выносливость пока еще недостаточно развиты.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры – игры-фантазии, игры с правилами.
Необходимо:
- Охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок.
- Создавать условия для реализации всех видов игры.
- Внимательно относится к формирующемуся детскому сообществу и терпеливо поддерживать его.
- Формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения.
- Во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалогической и монологической речи.
- Развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности.
- Поддерживать экспериментирование с материалами, словом. Движением, моделировать игровые ситуации.
- Развивать воображение и творческое начало.
Особенности двигательной деятельности дошкольников
Младший дошкольный возраст.
На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируется умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять движения и подчиняться заданному темпу. В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.
Особенности организации двигательной деятельности дошкольников 3-4 лет.
Необходимо:
- Обогащать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр.
- Содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом, показанным взрослым (правильное положение тела, заданное направление).
- Привлекать к коллективным формам организации двигательной активности.
- Формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично т согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие.
Средний дошкольный возраст.
Движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности его опорно-двигательного аппарата. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и динамике. Более устойчивым становится внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление. Амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.
Особенности организации двигательной деятельности дошкольников 4-5 лет.
- Формировать умение правильно выполнять основные движения.
- Развивать элементы произвольности во время выполнения ими двигательных заданий.
- Способствовать естественному процессу развития координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия.
- Воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициатива, творчество).
- Вовлекать родителей в физкультурно-оздоровительные мероприятия детского сада, а так же в подготовку и проведение досуга, праздников, дней здоровья, прогулок-походов, открытых занятий.
Старший дошкольный возраст.
Позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменениям, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес и сила мышц, совершенствуются их функции. На шестом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движений, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных движений, способны на элементарный анализ. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваивают прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой. Лазанья по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.
У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Физическое и нервное напряжение не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения сочетают с известными, делают между упражнениями паузы для отдыха.
Особенности организации двигательной деятельности дошкольников 5-6 лет.
- Развивать интерес к физической культуре. К ежедневным занятиям и подвижным играм, знакомить с некоторыми спортивными событиями в стране.
- Содействовать постепенному освоению техники движений.
- Формировать представления о разнообразных способах выполнения движений.
- Целенаправленно формировать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость).
- Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества (настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, трудолюбие).
- Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности.
- Учить чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса
- «Разомни пластилин» - сжимать и разжимать пальцы рук.
- «Фонарики» - быстрые сгибания и разгибания пальцев рук.
- «Намотай нитку на клубок» - круговые движения кистями, сжатыми в кулак.
- «Часики» - движения прямыми руками (одновременно правой и левой или поочередно) вперед и назад, можно выполнять круговые движения.
- «Забей гвоздь» - руки согнуты перед грудью, сжаты в кулаки, постукивать правым кулаком по левому и наоборот.
- «Лови комара» - хлопки в ладоши перед грудью, лицом, над головой.
- «Расти большим» - подниматься на носки поднимая руки вверх, тянуться головой и руками к потолку.
- «Петушок» похлопать ладошками по голеням, бедрам и бокам.
- «Объятия» - обнимаем себя правой рукой левое плечо и наоборот.
- «Ладошки» - хлопаем в ладоши поочередно перед собой и за спиной.
- «Мельница» - поочередное касание правой стопы левой рукой и наоборот, выполнять в наклоне с прямыми ногами и руками.
- «Веретено» - быстрые круговые движения рук перед собой.
- «Растяни резинку» - руки перед грудью разводим в стороны; вверх-вниз.
- Отжимания на коленях, на стопах
Упражнения для туловища
- «Лошадка» - стоя в наклоне, ноги на ширине плеч, руки за спиной, поднимать – опускать туловище.
- «Деревья» - ноги на ширине плеч, руки за головой, выполнять наклоны вправо-влево, вперед-назад, круговые.
- «Ягодки» - наклоны вперед на прямых ногах, выпрямиться, прогнуться назад (желательно коснуться пальцами рук голени).
- «Широко поле» - руки у груди, поочередно отводить руки в стороны с поворотом туловища.
- «Ласточка»
- «Подними мешок»
- «Неваляшка» - сидя в позе «бабочка» раскачиваться вперед-назад, вправо-влево, по кругу.
- «Скорлупка» лежа на спине прижать колени к груди и покачаться на спине вперед-назад. Вправо-влево.
- «Уточка»
- «Самолет»
- «Плавание»
- «Перекати поле»
- «Сложись пополам»
- «Сесть-лечь»
- «Кошечка» - стоя на четвереньках поочередно прогибать и выгибать спину дугой.
- «Лошадка» - стоя на четвереньках поочередно отводить ноги назад и в стороны.
- «Львенок» - растянуться на животе, подняться на руках, посмотреть вправо, вверх, влево, опуститься обратно на живот.
- «Звездочка» - лежа на спине руки над головой, ноги вместе, развести их как можно шире, потом обратно.
- «Тянемся» - сидя тазом на пятках тянуться за руками вперед по татами.
- «Кораблик» - лежа на животе руки над головой, ноги вместе, оторвать руки и ноги от ковра и покачаться вперед-назад.
- «Живот вверх» - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы стоят на татами – поднимаем таз, встаем на носочки, отрывая спину от татами, плечи остаются на ковре.
- «Жук» – лежа на животе, руки неподвижно раскинуты в стороны, достать правой ногой левую руку и наоборот.
- «Качалка» – сидя тазом на пятках, руки на поясе, касаться тазом татами справа и слева от себя.
- «Велосипед» - лежа на спине поднять ноги и покрутить педали вперед, потом назад.
Упражнения для ног
- «Стать маленьким» - приседания.
- «Лягушка» - выпрыгнуть с корточек вверх, наверху хлопнуть в ладоши (поймать комара).
- «Гуси» - ходьба сидя на корточках, руки на коленях, сохранять спину прямой.
- «Педали» - нога выставлена вперед стоит на пятке (носок вверх), опускаем носок (поднимаем пятку) несколько раз, потом другой ногой.
- «Зайчик» - ноги вместе, руки перед собой (лапки), прыгать на носочках.
- «Больной зайчик» - прыжки на одной ноге.
- «Обезьянка» - прыжки на широко расставленных ногах.
- «Цапля» - поднимать поочередно ноги, и выполнять хлопок под коленом.
- «Ловим пяточки» - кисти лежат на ягодицах ладонями вверх, достать пяткой ладошку.
- «Кони» - руки согнуты в локтях на уровне талии ладони вниз, достать коленом ладошки.
- «Рок-н-ролл» - ноги чуть согнуты и слегка врозь, взять колени ладошками, сдвигать раздвигать колени, выполнить круговые движения внутрь и наружу.
- «Хлопки под коленом»
- «Футболист»
- «Журавль на болоте»
- «Лыжник»
- «Выпады»
- «Хвостик» - стоя на четвереньках скрестить ступни, и помахать хвостиком.
- «Сожмись в комочек»
- «Группировка»
- «Сядь по-турецки»
- «Лошадка»
- «Мячик» - прыжки на носочках
- «Зайчик заболел» - прыжки на одной ноге
- «Кинг-Конг» - прыжки на широко-расставленных ногах
- «Бабочка» - сидя , носки и пятки правой и левой ноги соединены вместе, руки за головой, выполнять качающие движения ногами и руками.
- «Поймай носочки» - сидя, ноги вытянуты, не сгибая колени взяться за носочки, потянув вверх оторвать пяточки от татами.
- «Сундучок» - лежа руки над головой, ноги вместе, согнуться в талии «сложиться», обхватив пяточки руками.
Упражнения на координацию.
- Закрыть глаза, покружиться вокруг себя 5-10 раз, открыть глаза и подпрыгнуть вверх.
- Наклониться вперед, покружиться вокруг себя 5-10 раз, выпрямиться, встать на одну ногу.
- Ходьба или медленный бег, по команде изменить направление на противоположное.
- Ходьба или медленный бег, по команде повернуться спиной и идти вперед, потом опять лицом.
- Ходьба или медленный бег, по команде выполнить приседание, и сразу продолжать основное упражнение.
- Ходьба или медленный бег, по команде упасть, по следующей команде продолжать основное упражнение.
- Ходьба или медленный бег, в движении выполнять круговые движения вокруг себя, продолжая движение.
- Ходьба или медленный бег, по команде остановиться, ноги вместе, выполнить прыжок с поворотом вокруг себя.
Начальные формы спортивных упражнений
Группировки из положения сидя, стоя, лежа
- Перекаты в группировке из различных исходных положений – влево, вправо, назад, лежа на животе, спине («лодочка», «рыбка», «корзиночка»).
- Прогибание из положения лежа на спине с опорой рук и головы.
- Перекат назад из упора присев – встать, перекатом вперед, следить чтобы голова не касалась татами, добавлять хлопок вытянутыми руками.
- Из упора стоя на коленях – сед вправо, влево; лежа на животе или спине вращаться вперед.
- Стойка на лопатках
- Кувырок вперед
- Лежа на спине, колени прижаты к груди, перекат вправо – влево, добавлять хлопок рукой, выполнять из положения стоя.
- Перемещения приставными шагами стоя и на коленях (вперед-назад, вправо-влево)
Висы и упоры
- Вис стоя, лежа, спиной на гимнастической стенке.
- Упор стоя на коленях.
- Упор сзади на полу.
- Упор прогнувшись вверх животом.
- Перемещение в упоре с доставанием предметов.
- Перемещение в упоре сзади ногами вперед.
- Перемещение в упоре руками вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....
Развитие интереса к физическим упражнениям у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей о развитии интереса к физическим упражнениям через напосредственно образовательную деятельность с сюжетом....
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мышления
Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются опр...
Игры и упражнения для детей дошкольного возраста на развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относител...
"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"
В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...
Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из форм повышения профессиона...
Тематические общеразвивающие упражнения для детей дошкольного возраста
Общеразвивающие упражнения для младшего и старшего дошкольного возраста с тематикой....
- Мне нравится (1)