консультация для педагогов май 2022
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеберезниковский детский сад «Теремок»
Консультация для воспитателей Тема:
«Создание условий для двигательной деятельности детей»
Подготовила: инструктор по физической культуре – Кунаева А.Вю
Дата проведения – май
2022г
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при
гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребёнка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной
физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно
- сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому стоит уделить особое внимание двигательной активности детей.
При создании условий для двигательной активности необходимо учитывать:
- Режим двигательной активности группы
- Занятия с учетом уровня двигательной активности детей
- Физкультурные уголки в группах
- Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна
- Гимнастика пробуждения
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль
целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в разновозрастных группах детского сада. Поэтому возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей , который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка
и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность,
естественное стимулирование двигательной активности и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разновозрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуально дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его
активности и самостоятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и
самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное
содержание двигательной активности, основанное на оптимальном
соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным
возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об
организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на
развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно – образовательных и
воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое название.
Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, прогулки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно - оздоровительные задачи.
Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.
Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды
двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и
физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в дошкольном учреждении необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и
методы их проведения. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. В нашем детском саду проводятся занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое
руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня двигательной активности.
Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-
массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники , игры – соревнования.
Все виды занятий по физической культуре, в совокупности
обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении. При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность)
соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, а также когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной), правилам чередования напряжений и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.
Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например экскурсия.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений,
привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая
перемена деятельности. Поэтому необходимо чтобы прогулки состояли из подвижных и спортивных игр, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и
составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
- Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
- Облегченная одежда в детском саду
- Гимнастика после сна
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Витаминотерапия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2021-2022 уч.год- консультация для педагогов
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год....
Консультация для педагогов "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников".Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов "Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников".Опубликовано 07.03.2022...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения" Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного образовательного учреждения"...
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье».Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здо...
Консультация для педагогов "Совместные спортивные досуги и праздники в ДОУ, как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи".Опубликовано 07.03.2022
Консультация для педагогов "Совместные спортивные досуги и праздники в ДОУ, как эффективная форма пропаганды здоровой и крепкой семьи".Опубликовано 07.03.2022...
Консультация для педагогов 2022-Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС
В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям де...
Консультация для педагогов 2022-Развитие патриотизма у детей 3–5 лет через трудовое воспитание
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – это мощное средство развития нравственно – волевых качеств....