"Профилактика плоскостопия у дошкольников"
консультация
Предварительный просмотр:
Филиал «Зеленодубравинский детский сад «Дубравушка»
МБДОУ «Веселоярский детский сад «Сказка»
Практическая консультация для воспитателей на тему:
"Профилактика плоскостопия - залог хорошего здоровья"
Подготовила
инструктор по физической культуре
Колесниковой М.С.
пос. Зелёная Дубрава, 2021
Основным условием, определяющим своевременное физическое и нервно - психическое развитие ребёнка является хорошее здоровье. Поэтому среди основных задач современного общества можно назвать сохранение и укрепление здоровья детей, полноценное развитие их организма. Особо хотелось бы остановиться на необходимости профилактики плоскостопия. Ведь стопы, благодаря своему уникальному строению и возложенным на них функциям, оказывают непосредственное влияние на весь организм. Поэтому, начиная с раннего возраста, особое внимание необходимо уделять профилактике деформации стоп. Отмечено, что после прохождения диспансеризации многим детям старшего дошкольного возраста ( 20 - 40%) ставится диагноз - плоскостопия. Причины плоскостопия: слабый мышечно - связочный аппарат, избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность.
Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика стоп, которая укрепляет не только мышечно - связочный аппарат стоп и голеней, но и весь организм. Благодаря гимнастики увеличивается общая и силовая выносливость мышц, в первую очередь нижних конечностей. Кроме этого повышается физическая работоспособность, формируется правильная осанка. Такая гимнастика улучшает кровообращение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стопы.
Я предлагаю ряд упражнений профилактики плоскостопия, которые можно использовать в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Гимнастику для стоп можно проводить:
- во время утренней зарядки;
- разминки физкультурных праздников и досугов;
- физкультминуток;
- физкультурных занятий( в вводной и заключительной части);
- игровой деятельности;
- на прогулке и т.д.
Продолжительность такой гимнастики не велика, а оздоровительный эффект большой. В гимнастику для стоп включаются упражнения из различных исходных положений. Дети очень любят гимнастику, которая сопровождается стихами или потемками. Повторяя стихотворения дети выполняют с удовольствием движения, соответствующие тексту.
Я предлагаю ряд упражнений для профилактики плоскостопия.
Исходное положение - стоя.
"Часы."
Стрелки в часиках живут
И по кругу все идут шагами по обручу
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки. живут
(Дети ходят приставным шагом по обручу ,лежащему на полу)
" Шли бараны по дороге"
Шли бараны по дороге,
(Ходить на носках)
Промочили в луже ноги
(Ходить на пятках)
Раз, два, три, четыре, пять
Стали ноги вытерать -
Кто платочкам,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей
(Средней частью подошвы правой ноги скользить по голени левой ноги от стопы к колену, то же левой ногой. Повторить 6-8 раз)
"Собака"
Шла собака через мост
Четыре лапы пятый хвост
(Переступают с ноги на ногу, не отрывая носков от пола)
Если мост провалится,
То собака свалится!
(Стучат пятками, не отрывая носков от пола)
"Зверята"
Гуси ходят все гуськом .
(Ходьба на пятках руки за спиной)
Индюшата - индюшком.
(Ходьба на носках, руки на поясе)
Лягушата - лягушком.
(Ходьба с разведением носков в стороны - руки-"Лягушачьи лапы")
Поросята - пороськом.
(Ходьба с разведением пяток в стороны, носки вместе, голова наклонена вперед, руки за спиной)
Я люблю ходить гуськом
По тропиночке с дружком
(Ходьба мелким шагом)
Только сам хожу я чаще
Лягушкам и кувырком.
(Ходьба с подскоками )
"Зайка"
Зайка серый скачет ловко,
(Ходьба подскоками)
В лапке у него морковка
Мы ходили по грибы,
(Ходьба на носках)
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
(Ходьба с перекатом с пятки на носок)
А потом смеялись-
Зайца испугались.
(Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню)
"Весна"
По полям бегут ручьи,
(Бегут змейкой)
На дорогах лужи
( Идут выпадами, перешагивая через "лужи")
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
(Идут на пятках)
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
(Идут на внешней стороне стопы)
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник
(Стоя на месте, поднимаются на носки-руки вверх, опускаются на пятки)
Исходное положение сидя на стуле.
"Два веселых гуся"
Жили у бабуси
Два весёлых гуся
( Поджимать и выпрямлять пальцы ног)
Один серый, Другой белый,
Два весёлых гуся.
(Приподнимать от пола то носки, то пятки.)
Вытянули шеи,
У кого длиннее
( Приподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.)
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
(Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.)
Мыли гуси лапки
В луже у канавки
( Вращение стопы в ту или другую сторону с небольшим усилием в сторону большого пальца.)
Один серый,
Другой белый
Спрятались в канавке.
(Поджимать пальцы, держа ноги на внешнем крае стопы.)
Вот кричит бабуся:
-Ой, пропали гуси-
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!
( Развести носки врозь, затем пятки. На четыре счета врозь, на четыре счета вместе.)
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
(Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая стопу вперед не отрывая от пола.)
Один серый,
Другой белый
Кланялись бабусе.
( Приподнимать от пола носки.)
Исходное положение стоя, держась руками за спинку стула.
Самомассаж
Зарядка
Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки,
А потом на пятки
( Приподниматься на носки,
с переносом тяжести тела на пятки.)
На носочках постоим
Вместе в даль все поглядим,
(Приподниматься на носки с одновременным разведением пяток)
Опускаемся на пятки-
Танцевать начнём в присядку
( Приседания, на полной стопе.)
Снова на носках стоим,
Вправо, влево поглядим.
( Приподняться на носки.)
Опускаемся на пятки,
Мы закончили зарядку.
( Опуститься на всю стопу.)
Наши маленькие ножки
Наши маленькие ножки,
Всё шагали по дорожке.
( Ходьба на месте возле стульчика.)
Через мостик перешли
( Ходьба на пятках на месте.)
По тропиночке прошли.
( Ходьба на носках вокруг стульчика.)
Но устали наши ножки,
Отдохнуть хотят немножко.
Ногу на ногу кладём,
( Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ногу)
И стопу свою берём
(Пододвинуть стопу поближе к себе.)
Чтобы ножки нам размять,
Мы их будем растирать
Так, от пальчиков до пятки,
Массажируем ребятки.
( Массировать подошву от пальцев к пятке,)
Вот теперь, наоборот,
Трём от пяточки вперёд.
(Массировать подошву от пятки к пальцам.)
А сейчас на каждый пальчик
Мы оденем свой кафтанчик.
( Разминать каждый пальчик поочерёдно.)
Ножку левую размяли,
И несколько не устали.
Ножку правую берём,
На коленочку кладём
(Сидя на стуле, удобно положить правую стопу на ногу.)
И теперь для этой ножки
Снова мы массаж начнём.
(Повторяются все действия из первой части.)
Массаж и самомассаж стопы ног.
«Капуста»
(Дети сидят на полу или на специальных резиновых ковриках)
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук
( Поколачивают кулачками от лодыжек вверх по икрам и бёдрам.)
Мы капусту нарубили, !
(Постукивают ребрами ладоней.)
Перетерли,
( Растирают кулачками.)
Посолили.
( Легонько постукивают пальцами.)
И набили плотно в кадку.
(Энергично растирают ладонями.)
Все теперь у нас в порядке.
( Поглаживают.)
Молодцы! Все быстро съели
Ждут вас мягкие постели.
Также массаж и самомассаж ног полезно делать на стуле.
Продолжительность и дозировка зависит от возраста и уровня подготовленности. Достаточно вначале проделывать каждое упражнение в течение 1 минуты, а затем увеличивать продолжительность занятий. Главное не перегружать ребенка.
Рисование при помощи ног
Такие упражнения полезны тем детям, которые испытывают страх перед листом бумаги.
«Ножное письмо» - это игра, в которой никто не будет ругать за неточную линию.
- большим пальцем ноги – как правой, так и левой – можно рисовать без следа, «понарошку», намечая контуры букв, цифр, фигур, например, на ковре. Летом в песочнице можно рисовать на песке:
На песке рисую горы
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором мы живем.
- Можно раскатать на полу рулон обоев и рисовать при помощи всей стопы, причем «окрашенной», все что угодно, от коллективных абстракционистских композиций до детективных историй в «следах».
- Зажать карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя. Это полезно на этапе освоения форм букв и цифр, и способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга.
Все эти упражнения и игры по оздоровлению ног и пальчиков можно проводить когда угодно и где угодно, нет необходимости создавать специальные условия.
Чтобы у ребенка были крепкие, здоровые ноги и развиты соответствующие отделы мозга , а так же чтобы упражнения приносили ребенку радость, интерес к гимнастике, нужно упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Профилактика плоскостопия у дошкольников"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»...
профилактика плоскостопия у дошкольников
Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников. Систематическая работа по профилактике плоскостопия в условиях дошкольного учреждения является одним из важных факторов укреплени...
профилактика плоскостопия у дошкольников
описание что такое плоскостопие, от чего оно появляется, какие профилактические упражнения надо выполнять с детьми...
Профилактика плоскостопия у дошкольника
Консультация для родителей с рекомендациями по профилактике плоскостопия у ребенка....
Профилактика плоскостопия у дошкольников
Причины развития плоскостопия: • раннее вставание и ходьба,• слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребывани...
Презентация "Профилактика плоскостопия у дошкольников"
В презентации содержится материал о видах, причинах и корригирующих упражнениях при плоскостопии у детей...