"Технологии сохранения и стимулирования здоровья"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косица Наталья Сергеевна

Автором представлена статья о сохранении и стимулировании здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_sohraneniya_i_stimulirovaniya_zdorovya.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Технологии сохранения и стимулирования здоровья»

Одна из задач ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Рассмотрим факторы, влияющие на состояние здоровья детей:

Неблагоприятные факторы: нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, недостаточная или избыточная двигательная активность, нарушения режима дня и учебно – воспитательного процесса, недостатки в организации питания, отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни, неблагоприятный психологический климат в семье и коллективе.

Благоприятные факторы: соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный режим, здоровый образ жизни.

Двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Научно доказано положительное влияние двигательной активности на физиологические системы детского организма, здоровье дошкольников, а также важность движений для развития и формирования личности ребенка и его психоэмоционального комфорта. Двигательная активность складывается из:

ежедневной (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и др.);

и переодической (занятия по физическому развитию, праздники, развлечения).

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни.

Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разностороннее формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что ребенок не может овладеть основными видами движений на последующих возрастных этапах. Мышечная активность взаимосвязана с состоянием всех органов и систем.

Немного фактов:

- физически более активные дети отличаются высокой степенью любознательности, что стимулирует их познавательную активность;

- в исследованиях (Л.С.Выготского 1956г, А.В.Запорожца 1967г, Ж.Пиаже 1956г, Дж. Брунера 1981г) показано наличие прямой зависимости между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста;

- активно передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что способствует ускоренному формированию его психики.

Воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность:

  • Занятия по физическому развитию;
  • Физкультурно – оздоровительная работа  режиме дня:

- утренняя гимнастика,

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке,

- физкультминутки,

- гимнастика после дневного сна,

- закаливающие мероприятия;

  • Самостоятельная двигательная деятельность детей
  • Активный отдых:

- туристические прогулки,

- физкультурный досуг,

- физкультурные праздники,

- дни здоровья.

В утренней гимнастике физическая и психоэмоциональная нагрузка должна быть умеренной.

группа

продолжительность

Первая младшая

4-5 минут

Вторая младшая

5-6 минут

Средняя

6-8 минут

Старшая

8-10 минут

Подготовительная

10-12 минут

Занятия по физическому развитию бывают разных видов (традиционные, сюжетные, тематические, комплексные, игровые, физкультурно – познавательные и др.) Но всегда есть три части: вводная, основная, заключительная. Именно на занятиях дети знакомятся с основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие) и отрабатывают их.

В целях закаливания детей используют воздушные ванны (обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи во время двигательной деятельности детей), солнечные ванны (нахождение в солнечном месте без одежды, часто используют вместе с воздушными ваннами), водные процедуры (полоскание горла, обтирание, обливание). Проводить закаливающие процедуры  имеет право только медик.

Физкультминутки (до 6 минут) состоят из 6-8 упражнений. Направлены на активную работу различных мышечных групп, и их расслабление; активизацию внимания; регуляцию нервной системы; формирование и укрепление осанки; развитие дыхания.

Физкультурные паузы (1,5 – 3 мин) состоят из 3-5 упражнений. Решают более частные задачи (локальное воздействие) – например: снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др.)

Физкультурные мини – паузы (20-30 секунд до 1 минуты). Цель – снять заторможенное состояние с нервных центров коры головного мозга или напряжение с отдельных мышечных групп.

(Сюда может включаться дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастики)

Пробуждающая гимнастика (гимнастика после сна 5-7 минут) - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

Цель дня здоровья профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно – эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе: любимые игры, слушание музыки, пение, творческая деятельность, интересное общение.

Самостоятельная двигательная активность во всех возрастных группах должна составлять 2/3 общей двигательной активности. Двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в самостоятельную двигательную деятельность в течении дня. В группах обязательно должен быть уголок с физкультурным оборудованием в свободном доступе для детей.

Подвижные игры оказывают благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшая аппетит, укрепляя нервную систему, повышая сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Подвижные игры проводятся на прогулке воспитателем и инструктором по физкультуре во время физкультурного занятия. Подвижные игры можно усложнять (например: изменение пособий и атрибутов, выбор нескольких водящих, изменение места водящего, установление правил самими детьми).

Спортивные игры (городки, элементы баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса) и спортивные упражнения (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках, на велосипеде и самокате, плавание, гидроаэробика) развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость; укрепляют крупные группы мышц; повышают умственную активность; улучшают ориентировку в пространстве, сообразительность, быстроту мышления. Развивают сдержанность, самообладание, ответственность, волю, решительность; обогащается сенсомоторный опыт; развивается творчество.

Структура двигательной деятельности на прогулке

Организованной

(составляет 30-35% времени пребывания на прогулке)

Организованная двигательная деятельность представлена тремя компонентами

- подвижная игра (высокой интенсивности)

- игровое упражнение на закрепление основных видов движений и развитие физических качеств (по подгруппам)

-спортивное упражнение (по подгруппам)

Самостоятельной 40-45%

Индивидуальной 15-20%

Не забывайте, активное движение – пусковой механизм развития ребенка!

Инструктор по физкультуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» ( обобщение опыта работы)

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества.       Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...

Из опыта работы - Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Презентация из опыта раборты по теме "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

Каталог здоровьесберегающих технологий, технологий сохранения и стимулирования здоровья

Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения....

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Обобщение опытом на тему "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...