Статья. Релаксация технология сохранения и стимулирования здоровья.
статья (младшая группа)

Петрова Наталья Борисовна

Использование здоровьесберегающей технологии - релаксация в педагогическом процессе для сохранения здоровья дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relaksatsiya.doc55 КБ
Microsoft Office document icon relaksatsiya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Наталья Борисовна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №55

Калининского района Санкт-Петербурга

Релаксация  - технология сохранения и стимулирования здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только  отсутствие физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Одна из задач ФГОС ДОУ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение высокого уровня реального здоровья .

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Обеспечить возможность сохранения здоровья
  • Сформировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни
  • Научить использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни

Следует подчеркнуть, что в ФГОС  ДОУ сказано, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДОУ является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развитии.

В своей практике по работе с детьми и родителями использую педагогические здоровьесберегающие технологии. В предоставленной Вашему вниманию статье делюсь технологией и практическими упражнениями по использованию релаксации.

Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье, о чем свидетельствуют поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».
Известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.
Научные данные доказывают, что для психического здоровья детей и взрослых необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. Следовательно, уменьшения психического напряжения можно добиться глубоким мышечным расслаблением. Итак, при эмоциональном напряжении, когда мы сильно возбуждены, взволнованы, возникает избыточное напряжение в группах мышц. Для решения этой задачи используется релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных методик.

Методы релаксации

Связанные с телом

Мышцы лица, кистей рук, стоп (успокаивание коры головного мозга)
Сон (полное восстановление сил)
По контрасту с напряжением

Связанные с дыханием

Глубокое (полное) дыхание

Связанные с искусством

Прослушивание музыки, просмотр картин, фотографий

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Уважаемым родителям рекомендую освоить простые упражнения для восстановления спокойствия. Практикую с детьми упражнения на релаксацию в течении дня, между занятиями, в режимных моментах. В летнюю оздоровительную компанию на прогулке.

Предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений, наиболее популярных у наших детей.

Облака

Дети лежат на ковре.

Воспитатель говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, какоблачко. Вот вы  подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивомуоблаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как ононежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вырасслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своемуоблачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А сейчас сновавернулись обратно в детский сад.

Солнышко и тучка

Дети лежат на ковре.

Воспитатель говорит: «Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).»

Резиновые мячи

Воспитатель говорит: «Я – насос, а вы резиновые мячи сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым качком насоса мячи раздуваются все больше и больше, руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, мячи спущены, как раньше, мышцы расслабились.»

Шишки

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает

вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата

устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова

кидает шишки медвежатам…

Бабочка

Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По

сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены,

голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.

Улыбнись – рассердись

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы

рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело

напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются непростому умению расслабляться.  

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Наилучшая вещь для человека - это гармония, равновесие. Равновесие между положительными и отрицательными эмоциями, между возбуждением и торможением, между недостатком энергии и ее переизбытком.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

 Литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., МОСКВА – СИНТЕЗ Москва, 2015. -130 с.
  2. Федорова С. Ю.«Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет», МОСКВА – СИНТЕЗ Москва, 2017.– С. 9-14
  3. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду», МОСКВА – СИНТЕЗ Москва, 2018.– С. 3-5
  4. М.Ю.Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. Сфера, 2010г. – 33с
  5. И.Е.Аверина. Физкультурные минутки в детском саду, «Айрис-пресс», 2005г. – с. 13-20
  6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
  7. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – ЦСПА Генезис, 1999 г
  8. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.



Предварительный просмотр:

Петрова Наталья Борисовна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №55

Калининского района Санкт-Петербурга

Релаксация  - технология сохранения и стимулирования здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только  отсутствие физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения)

Одна из задач ФГОС ДОУ – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. ( Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155)

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечение высокого уровня реального здоровья .

Задачи здоровьесберегающих технологий:

  • Обеспечить возможность сохранения здоровья
  • Сформировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни
  • Научить использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни

Следует подчеркнуть, что в ФГОС  ДОУ сказано, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей, а ФГОС ДОУ является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развитии.

В своей практике по работе с детьми и родителями использую педагогические здоровьесберегающие технологии. В предоставленной Вашему вниманию статье делюсь технологией и практическими упражнениями по использованию релаксации.

Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье, о чем свидетельствуют поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».
Известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.
Научные данные доказывают, что для психического здоровья детей и взрослых необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.

Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и психическое напряжение. Следовательно, уменьшения психического напряжения можно добиться глубоким мышечным расслаблением. Итак, при эмоциональном напряжении, когда мы сильно возбуждены, взволнованы, возникает избыточное напряжение в группах мышц. Для решения этой задачи используется релаксация.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных методик.

Методы релаксации

Связанные с телом

Мышцы лица, кистей рук, стоп (успокаивание коры головного мозга)
Сон (полное восстановление сил)
По контрасту с напряжением

Связанные с дыханием

Глубокое (полное) дыхание

Связанные с искусством

Прослушивание музыки, просмотр картин, фотографий

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

Уважаемым родителям рекомендую освоить простые упражнения для восстановления спокойствия. Практикую с детьми упражнения на релаксацию в течении дня, между занятиями, в режимных моментах. В летнюю оздоровительную компанию на прогулке.

Предлагаю Вашему вниманию несколько упражнений, наиболее популярных у наших детей.

Облака

Дети лежат на ковре.

Воспитатель говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. Вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, какоблачко. Вот вы  подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивомуоблаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как ононежно обнимает вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вырасслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своемуоблачку. Потянитесь и откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке. А сейчас сновавернулись обратно в детский сад.

Солнышко и тучка

Дети лежат на ковре.

Воспитатель говорит: «Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).»

Резиновые мячи

Воспитатель говорит: «Я – насос, а вы резиновые мячи сейчас вы спущены, мышцы расслаблены. С каждым качком насоса мячи раздуваются все больше и больше, руки в стороны, щеки надуты, смотрим вверх, мышцы напряжены. Выдернем насос, мячи спущены, как раньше, мышцы расслабились.»

Шишки

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает

вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах (напряжение). Но вот медвежата

устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова

кидает шишки медвежатам…

Бабочка

Бабочка летает медленно по группе, взмахивает руками-крыльями (напряжение). По

сигналу колокольчика бабочки садятся на цветок (стульчик). Руки- крылья опущены,

голова опущена, тело расслаблено. Вновь звенит колокольчик, бабочки полетели и т.д.

Улыбнись – рассердись

Дети сидят. Улыбаются – все тело расслаблено, все вокруг хорошо. Но вдруг мы

рассердились – брови нахмурились, руки упираются в бока кулачками, все тело

напрягается. И снова все хорошо, мы улыбаемся.

Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются непростому умению расслабляться.  

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Наилучшая вещь для человека - это гармония, равновесие. Равновесие между положительными и отрицательными эмоциями, между возбуждением и торможением, между недостатком энергии и ее переизбытком.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

 Литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., МОСКВА – СИНТЕЗ Москва, 2015. -130 с.
  2. Федорова С. Ю.«Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет», МОСКВА – СИНТЕЗ Москва, 2017.– С. 9-14
  3. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду», МОСКВА – СИНТЕЗ Москва, 2018.– С. 3-5
  4. М.Ю.Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. Сфера, 2010г. – 33с
  5. И.Е.Аверина. Физкультурные минутки в детском саду, «Айрис-пресс», 2005г. – с. 13-20
  6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.
  7. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – ЦСПА Генезис, 1999 г
  8. Шмигель Н.Е. Релаксация – не просто расслабление, а путь …к здоровью! // "РиТМ Психология для всех". - 2011. - № 9. - С.11 - 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» ( обобщение опыта работы)

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества.       Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...

Из опыта работы - Презентация на тему: "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"

Презентация из опыта раборты по теме "Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья"...

Конспект приема оздоровления детей с помощью технологии сохранения и стимулирования здоровья - релаксация в средней группе

Технология сохранения и стимулирования здоровья-релаксация перед сном (средняя группа)...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Здоровьезберегающие технологии "Технологии сохранения и стимулирования здоровья и обучение здоровому образу жизни"

Цель:Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников посредством применения технологий сохранения и стимулирования здоровья....