"Здоровые воспитатели - здоровые дети"
консультация

Алексеева Евгения Николаевна

                                                   Будьте добрыми, если захотите;

                                                   Будьте мудрыми, если сможете;

                                                              Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

 

Предлагаю вашему вниманию доклад, цель которого звучит так: «Способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желание заботится о своём здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни».

 

Тема доклада выбрана не случайно. Ведь, одной из общих целей программы "От рождения до школы", которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня я бы хотела затронуть проблему здоровья не детей, а педагогов, значимость которой и как одно связанно с другим можно доказать. Попытаюсь убедить вас, что выражение «Здоровые воспитатели - здоровые дети» верно.

 

Роль образовательных организаций и воспитателя многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению, своей профессиональной и социальной роли воспитатель не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто – дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Основным видом деятельности воспитателя, как известно, является воспитательно-образовательная. Именно она, занимающая в структуре рабочего времени значительное место, предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущения, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности воспитателя наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля.

Кроме этого, в обязанности воспитателя детского сада входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание перспективных и календарных планов, разработка и реализация проектной и инновационной деятельности, работа с родителями, а так же выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством образовательной организации. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху.

Поэтому воспитатель испытывает постоянное переутомление,  а невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу их здоровью.

 

По данным Ю.П. Лисицина (советский и российский специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук, профессор) удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 20% случаев зависит от наследственности, в 15-20% – от состояния внешней среды и в 50-55% – от образа жизни. И воспитатели здесь не исключение.

Каждый день, из месяца в месяц показатели физического и психического здоровья воспитателя снижаются и по мере увеличения стажа работы в образовательной организации, у педагогов случаются «кризисы», «истощение», «сгорание».

Давайте поразмышляем, «Что же такое здоровье? И как его сохранить и приумножить, понимая, что я педагог?»

 

Здоровье – это состояние полного 

1. физического,

2. душевного,

3. социального благополучия.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое благополучие – это способность человека к повседневной активности, к полноценному труду, требующему физических усилий.

 

Цитата: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».                                  

                                                                                                              Аристотель

 

Психологическое благополучие – это состояние эмоционально-познавательного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

 

Цитата: «Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне».   

                                                                                                    Генри  Дейвид Торо

 

Социальное благополучие – это адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно трудиться, общаться и т.д.

 

Цитата: «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли».    

                                                                                                                      Шекспир

 

Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда (нарисовать на чистом листе).

 

Участникам даётся время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причём у одного эта ваза изящная, а у другого проста и понятна, у третьего с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в виде гранёного стакана, третий в виде «уютного» чайника и т.д.

 

Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмём тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.

Только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни.

Какие же факторы можно отнести к трещине, то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения  и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.

Участники высказывают свои предположения,

которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам:

ВОЗРАСТ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.

ВОЗРАСТ: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие разных людей не уместно. Но всё же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50 лет.

ГЕНЕТИКА: Генетика и здоровье так же имеет тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи  (муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.д). Существуют так же заболевания, зависящие и от среды и от генотипа (сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишимическая болезнь и т.д).

 

 

 

Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на своё здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, будет закручивать покрепче?

Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях.

Участники могут назвать и обсудить следующие факторы:

- питание,

- двигательная активность,

- полезные и вредные привычки,

- стрессы,

- гигиена,

- закаливание,

- режим труда и отдыха,

- организация сна.

Ведущий раскрывает содержание каждого из факторов различными интересными фактами.

 

СТРЕСС является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создаёт чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связанны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.

ЗАКАЛИВАНИЕ укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Чётко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательность закаливания, можно укрепить своё здоровье.

СОН. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ни чем не компенсируется. Но, как отмечал И.П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобождённым от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливает работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.

Правила здорового сна:

1. Перед сном отдыхайте, выполняйте расслабляющие действия, настраивайтесь на позитив.

2. Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около18-20 градусов.

3. Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 вечера и заканчивается в 5-6 утра.

 

Теперь, я предлагаю Вам, поставит в Ваш сосуд цветы. Причём не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чём Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.

Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно.

 

Ну, и что мы видим? Вода из трещины капает по чуть-чуть, задержать её не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдёт и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьёзнее.

В завершении хотелось бы сказать – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, берегите своё самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе, Ваши начинания и мечты никогда не увядают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_zdorovye_vospitateli_-_zdorovye_deti.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Будьте добрыми, если захотите;

                                                   Будьте мудрыми, если сможете;

                                                              Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Предлагаю вашему вниманию доклад, цель которого звучит так: «Способствовать формированию у педагогов установки на здоровый образ жизни, желание заботится о своём здоровье и благополучии как залоге успешности в профессиональной деятельности и личной жизни».

Тема доклада выбрана не случайно. Ведь, одной из общих целей программы "От рождения до школы", которая реализуется в нашем детском саду, является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Поэтому сегодня я бы хотела затронуть проблему здоровья не детей, а педагогов, значимость которой и как одно связанно с другим можно доказать. Попытаюсь убедить вас, что выражение «Здоровые воспитатели - здоровые дети» верно.

Роль образовательных организаций и воспитателя многопланова и чрезвычайно значима. По своему положению, своей профессиональной и социальной роли воспитатель не только носитель специальных знаний, но и воплощение нравственных норм, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Его труд отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто – дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Основным видом деятельности воспитателя, как известно, является воспитательно-образовательная. Именно она, занимающая в структуре рабочего времени значительное место, предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущения, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности воспитателя наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, большое статическое напряжение при проведении занятий, необходимость постоянного самоконтроля.

Кроме этого, в обязанности воспитателя детского сада входит подготовка к образовательной деятельности на следующий день, написание перспективных и календарных планов, разработка и реализация проектной и инновационной деятельности, работа с родителями, а так же выполнение административно-хозяйственных функций и необходимость профессионального взаимодействия с коллегами и руководством образовательной организации. Всё это предполагает большие временные затраты, зачастую в ущерб семейным, личным делам и отдыху.

Поэтому воспитатель испытывает постоянное переутомление,  а невротические, психосоматические и вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма к внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу их здоровью.

По данным Ю.П. Лисицина (советский и российский специалист в области социальной гигиены, доктор медицинских наук, профессор) удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 20% случаев зависит от наследственности, в 15-20% – от состояния внешней среды и в 50-55% – от образа жизни. И воспитатели здесь не исключение.

Каждый день, из месяца в месяц показатели физического и психического здоровья воспитателя снижаются и по мере увеличения стажа работы в образовательной организации, у педагогов случаются «кризисы», «истощение», «сгорание».

Давайте поразмышляем, «Что же такое здоровье? И как его сохранить и приумножить, понимая, что я педагог?»

Здоровье – это состояние полного  

1. физического,

2. душевного,

3. социального благополучия.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое благополучие – это способность человека к повседневной активности, к полноценному труду, требующему физических усилий.

Цитата: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».                                  

                                                                                                              Аристотель

Психологическое благополучие – это состояние эмоционально-познавательного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека.

Цитата: «Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне».    

                                                                                                    Генри  Дейвид Торо

Социальное благополучие – это адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной), способность эффективно трудиться, общаться и т.д.

Цитата: «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли».    

                                                                                                                      Шекспир

Давайте сейчас попробуем изобразить себя в виде сосуда (нарисовать на чистом листе).

Участникам даётся время на выполнение задания, по ходу ведущий вносит свои комментарии. Он указывает на то, что кто-то изобразил себя в виде вазы, причём у одного эта ваза изящная, а у другого проста и понятна, у третьего с узким горлышком, но широким «содержанием». Кто-то видит себя в виде гранёного стакана, третий в виде «уютного» чайника и т.д.

Но наш сосуд необычный. С одной стороны – левой, давайте дорисуем ему трещину, а с другой – краник. Сам же сосуд, то есть себя, наполним водой – нашим здоровьем. Давайте возьмём тот уровень здоровья, который был у вас на момент рождения за полный сосуд. Подумайте и отметьте тот уровень здоровья, которым вы можете похвастаться на сегодняшний день.

Только здоровый педагог может убедительно транслировать установки на здоровый образ жизни.

Какие же факторы можно отнести к трещине, то есть тому, что независимо от нашей воли или нашего поведения  и образа жизни, может ухудшить наше здоровье? То есть то, что фатально, неизбежно влияет на него.

Участники высказывают свои предположения,

которые в итоге должны свестись всего лишь к двум вариантам:

ВОЗРАСТ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.

По ходу дискуссии ведущий вносит некоторые комментарии.

ВОЗРАСТ: Что касается возраста, хочется отметить следующее. Может быть такое, что пятидесятилетний мужчина здоровее и крепче восемнадцатилетнего подростка. Сравнивать физическое благополучие разных людей не уместно. Но всё же между возрастом и состоянием здоровья человека существует определённая зависимость, которая характеризуется тем, что с увеличением возраста здоровье постепенно угасает. Один и тот же человек скорее был более здоров в 18, нежели в 50 лет.

ГЕНЕТИКА: Генетика и здоровье так же имеет тесную взаимосвязь. Науке уже известны несколько тысяч заболеваний, собственно генетических, на 100% зависящих от генотипа особи  (муковисцидоз, фенилкетонурия, синдром Дауна и т.д). Существуют так же заболевания, зависящие и от среды и от генотипа (сахарный диабет, ревматоидные заболевания, ишимическая болезнь и т.д).

Теперь давайте подумаем, каким образом человек может влиять на своё здоровье? Что относится к нарисованному нами крану? Что будет этот кран открывать, а что, наоборот, будет закручивать покрепче?

Участники, называя свои варианты, записывают их рядом с краником. Беседа относительно факторов здоровья, зависящих от самого человека, может идти в самых различных направлениях.

Участники могут назвать и обсудить следующие факторы:

- питание,

- двигательная активность,

- полезные и вредные привычки,

- стрессы,

- гигиена,

- закаливание,

- режим труда и отдыха,

- организация сна.

Ведущий раскрывает содержание каждого из факторов различными интересными фактами.

СТРЕСС является неотъемлемой частью человеческого существования. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создаёт чрезмерный стресс. Бытует мнение, что все болезни от стресса. Великий философ древности Сократ 2400 лет назад сказал: «Нет телесной болезни отдельно от души». Установлено, что 90% всех жалоб на здоровье в той или иной мере связанны со стрессом! Стресс может способствовать развитию практически любого заболевания, от головной боли и бессонницы до артериальной гипертонии и инсульта.

ЗАКАЛИВАНИЕ укрепляет иммунитет, увеличивает сопротивление организма отрицательным воздействиям, укрепляет дух, повышает выносливость и работоспособность. Чётко соблюдая принципы систематичности, постепенности и последовательность закаливания, можно укрепить своё здоровье.

СОН. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Сон нельзя заменить ничем, он ни чем не компенсируется. Но, как отмечал И.П. Павлов, сон – это не просто отдых, а активное состояние организма, которому свойственна особая форма деятельности мозга. В частности, во время сна происходит анализ и переработка информации, накопленной человеком за предшествующее время. Если такая сортировка прошла успешно, то мозг оказывается освобождённым от чрезмерной информации, накопленной накануне, и вновь готов к работе. Благодаря этому у человека нормализуется нервно-психическое состояние, восстанавливает работоспособность. Сон обеспечивает процессы программирования в мозгу и выполняет целый ряд других функций.

Правила здорового сна:

1. Перед сном отдыхайте, выполняйте расслабляющие действия, настраивайтесь на позитив.

2. Проветривайте помещение. Чтобы сон был глубоким и спокойным, держите температуру около18-20 градусов.

3. Помните, что самый полезный сон начинается в 9-10 вечера и заканчивается в 5-6 утра.

Теперь, я предлагаю Вам, поставит в Ваш сосуд цветы. Причём не просто цветы. Пусть каждый из них будет означать то, чего Вы хотите достигнуть в жизни, о чём Вы мечтаете, Ваши планы, цели и ценности.

Важно, чтобы на данном этапе каждый из участников сформулировал свои цели, подписал их рядом с цветами. Проговаривать их не обязательно.

Ну, и что мы видим? Вода из трещины капает по чуть-чуть, задержать её не в наших силах. Область, за которую ответственны лично мы – это кран, открыв который, мы выпустим всю воду, и цветы засохнут. То же самое произойдёт и с нашими планами без здоровья. Даже больной зуб или мозоль мешает человеку развлекаться, работать, общаться. Но, как правило, в багаже человека есть заболевания и гораздо серьёзнее.

В завершении хотелось бы сказать – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, берегите своё самочувствие – физическое и психологическое. Постарайтесь оградить себя от всякого рода негатива. И пусть цветы в Вашей вазе, Ваши начинания и мечты никогда не увядают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Здоровье детей - категория педагогическая"

Консультация "Здоровье детей - категория педагогическая"  О  воспитания и подготовленности ребенка к школе....

Мастер - класс: "Здоровый воспитатель - здоровые дети!"

Очень интересно прошол. Советую попробвать. Направлен на привлечение педагогов к здоровому образу жизни!...

"Здоровые воспитатели - здоровые дети!"

Консультация для воспитателей...

Презентация к проекту «Здоровые воспитатели – здоровые дети!».

Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования....

Консультация для родителей "В здоровой семье- здоровые дети" Нестерова Н.А., воспитатель МБДОУЦРР д/с№6 город Чебаркуль 2015год

quot;Здоровая семья"- это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток....

Здоровый воспитатель - здоровые дети!

мастер класс для педагоговпо здоровьесережению...

Семинар-тренинг для педагогов «Здоровые воспитатели – здоровые дети»

Ознакомление педагогов с приемами профилактики и коррекции стрессовых ситуаций...