Нужно ли ограждать детей дошкольного возраста от «негативной информации» в сети Интернет?
статья (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Нужно ли ограждать детей дошкольного возраста от «негативной информации» в сети Интернет?
Тот факт, что Интернет — это неотъемлемая часть повседневной жизнедеятельности современного человека и общества в наше время, пожалуй, ни у кого уже сомнения не вызывает. Потребность в быстром обмене информацией и её накопление и хранение в наши дни настолько высоки, что наличие компьютера с выходом в Интернет в каждом доме — это уже не роскошь или излишество, а практическая необходимость. В частности, совсем недавняя ситуация с эпидемией Covid-19 и тотальным переводом многих работников и учащихся на «удалёнку» эту необходимость в полной мере доказала. Однако Интернет, как и любое другое явление в нашем мире, имеет наряду с несомненными достоинствами также и определенные недостатки, не замечать или игнорировать которые невозможно. Один из них — это проблема доступа детей-дошкольников к так называемой негативной, вредной информации, то есть информации, которая детям не предназначена, о чём и пойдёт речь ниже.
В первую очередь, нам необходимо определить значение этого термина, или явления. Итак, «негативная информация» - это информация (визуальная, текстовая или звуковая), восприятие которой может нанести вред моральному и психологическому состоянию лица, её потребляющего. Сюда относятся прежде всего различные материалы, транслирующие или пропагандирующие агрессию и насилие, порнография, а также файлы, имеющие политическое содержание. Причём, «жертвой» такой информации может стать любой «неподготовленный» человек вне зависимости от возраста. Несложно сделать вывод, что наиболее незащищённой в этом смысле категорией являются дети-дошкольники, для которых Интернет в отличие от их сверстников 10-15 лет назад является неотъемлемой частью повседневной жизни. Здесь возникают вопросы: для чего вообще дошкольнику нужен Интернет? Не следует ли полностью оградить ребёнка от этой вещи в целях его же безопасности вплоть до взросления и наступления осознанного и критического восприятия окружающего мира? Интернет для ребёнка — это способ, канал для познания, знакомства с этим окружающим миром. Происходит это, как правило, в игровой форме (разнообразные и многочисленные компьютерные игры) и визуальной (мультфильмы, картинки, фото и т.п.) Да, нам следует признать, что того поколения дошкольников, какими были мы сами и каких нам ещё приходилось воспитывать полтора-два десятилетия назад, уже нет. Дети в основной массе своей уже не интересуются подвижными дворовыми играми на свежем воздухе. Это безвозвратно ушло в прошлое. На замену пришли компьютер и Интернет. Это не плохо и не хорошо. К этому следует относиться как к данности, как к естественной реалии и не мешать этому процессу. Однако вмешиваться и направлять этот процесс по безопасному пути, который не будет наносить психологические травмы развивающемуся сознанию, необходимо, и в этом состоит задача воспитателя и дошкольного педагога. Насилие, разврат, политика и т.п. - от всех этих вещей дошкольник должен быть надёжно защищён и не только в реальном, но и в виртуальном мире. В связи с этим на дошкольного педагога накладывается очень важная обязанность способствования тому, чтобы негативная информация оставалась для детей вне поля досягаемости. И реализация этой задачи состоит не только в прикладывании соответствующих усилий в рамках своей профессиональной деятельности, но и в ведении определённого рода «пропагандистской», или «просветительской» работы среди родителей дошкольников. Ведь родной дом — это именно та среда, где ребёнок формируется как человек, личность. И именно родители, или, как часто говорят, «законные представители», несут, в первую очередь, ответственность за то, как проводит своё время дошкольник, чем он занят, какому влиянию более подвержен, какую информацию получает и усваивает и т.д. Здесь речь, конечно, не идёт о том, что педагогу следует выносить свою работу далеко за рамки группы в детском саду. Непосредственно вмешиваться в процесс воспитания ребёнка в семье для дошкольного педагога не только нет каких-либо моральных и правовых оснований (если, конечно, ребёнку не угрожает очевидная опасность), но и не нужно, поскольку задача такая перед дошкольным учреждением вовсе не стоит. Однако всегда следует помнить, что воспитатель, дошкольный педагог, - это наряду с родителями такой же соучастник процесса развития и становления ребёнка. Это профессионал, обладающий специальными знаниями, на котором лежит определённого рода долг или почётная обязанность просвещать в том числе и родителей в вопросах комфортного воспитания дошкольника. И такую работу следует вести обязательно при каждодневном взаимодействии с родителями и особенно при проведении родительских собраний.
Таким образом, следует вывод: Интернет есть несомненная и неотъемлемая, практически повседневная часть становления и развития личности современного ребёнка-дошкольника, и мешать этому бессмысленно и глупо. Однако, как и в любой другой сфере жизни общества, в этой области также имеются негативные явления, которые могут нанести вред психологическому и моральному здоровью ребёнка, а именно негативная и пагубная информация, от которых детей несомненно следует ограждать. Основная задача здесь лежит на родителях (законных представителях), которым следует также выбирать подходящие не травмирующие дошкольника формы её выполнения: ограничение времени пользования Интернетом, установка «родительского контроля» и т.п. Задача педагога: донести до родителей мысль о необходимости того, что им следует быть особо бдительными и прилагать максимум усилий для ограждения ребёнка от негативного влияния извне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Негативное влияние средств массовой информации на детей дошкольного возраста
В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и излишняя демонстрати...
10 самых нужных игрушек для детей дошкольного возраста
Советы для родителей, как из всего многообразия игрушек выбрать именно ту, которая не только сделает ребенка счастливым, но и будет развивать и обучать его....
Консультация для родителей на тему: «Нужна ли хореография детям дошкольного возраста?»
В каком возрасте лучше всего начать заниматься хореографией?Какой должна быть форма для занятий и нужна ли она?...
Статья «Негативное влияние СМИ на развитие детей дошкольного возраста»
Негативное влияние Современных СМИ на развитие детей очевидно для специалистов. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели...
Подбор и формирование комплекса упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста
Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образоват...
"Для чего нужны соревнование для детей дошкольного возраста?"
Призентационный материал...
Комплекс упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста
Картотека упражнений для снятия напряжения с глаз, для снятия статического напряжения по дням недели....