Методическая разработка "Наши помощники - органы чувств"
методическая разработка (старшая группа)

В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребёнок должен получать элементарные знания о работе органов чувств, т.к., через познание себя он может бережно относиться к своему организму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наши помощники-органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи.

Образовательные:

-Познакомить детей  органами чувств человека. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира.

-Учить бережно, относиться к своему здоровью, соблюдать правила гигиены.

-Продолжать учить детей  различать понятия «часть тела», «орган чувств», «вкус», «зрение», «слух», «обоняние», «осязание».

Развивающие: 

-Тренировать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, совершенствовать восприятие.

Воспитательные:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Предварительная работа.

Беседа «Знакомимся со своим телом», отгадывание загадок, чтение книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра".

Средства обучения:

Плакат «Строение человеческого тела», макеты или иллюстрации органов, ватные палочки чистые и пропитанные чесноком и духами по количеству детей, баночки с соленой и сладкой водой, геометрические фигуры разного цвета, 2 пирамидки, ширма, кастрюля, 2 стакана, вода, газета, ложка.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте, поздороваемся с ними. (здороваемся)

Я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые?(Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты!

 - Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека - его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

Обратите ваше внимание на плакат.  Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит? (голова, туловище, руки и ноги).

Ребята, у каждого человека есть очень важные и нужные ему помощники. Без этих помощников человеку невозможно было бы жить. Эти помощники называются органами чувств, с помощью которых мы с вами  дышим, слышим, видим, чувствуем. Вот с ними мы и будем знакомиться в наших лабораториях. Отправляемся все вместе туда.

Чтобы попасть  в первую лабораторию, нам нужно пройти по кочкам (проходим). Молодцы, заходим. Что изучают в этой лаборатории, вы поймете, отгадав загадку:

На ночь два оконца сами закрываются

А с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

А для чего нужны глаза? (ответы детей). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)

-Что я сделала?

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками…)

- А еще нужно делать зарядку для глаз.

  1. Зажмурьте глаза, а потом откройте. Сделаем такое упражнение 5 раз.
  2. Часто-часто поморгайте глазами.
  3. Посмотрите вправо-влево, вверх-вниз.

- А что еще нужно для глаз? (Витамины)

Молодцы! Отправляемся в следующую лабораторию. А чтобы попасть в нее, нам нужно пройти по узенькой дорожке. Идемте. Что же изучают здесь, вы поймете, отгадав следующую загадку:

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей

(Нос)

Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще?(чтобы дышать, различать запахи)

Нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)

-Что вы почувствовали?(запах чеснока и духов)

-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете?(не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему ?(примеры детей)

-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику:

 Сделаем один глубокий вдох носом, а выдохнем ртом. А теперь носиком быстро-быстро сделаем вдох-выдох.

Отправляемся в следующую лабораторию. Чтобы попасть в нее ,нам с вами нужно прыгнуть в обручи(прыгаем).Молодцы! Вот мы и пришли. А что же изучают здесь вы поймете, отгадав еще одну загадку:

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз.

(Уши)

Здесь изучают уши. Для чего нужны уши?(ответы детей)

С помощью ушей мы можем слышать и различать звуки. Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему?(ответы детей)

- Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).

 -Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве.

- Как вы думаете, ребята а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)

- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху- вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Отправляемся дальше. Чтобы попасть в следующую лабораторию, нам нужно перепрыгнуть через ручеек. (Прыгаем).

Вот мы с вами в другой лаборатории. Что же изучают здесь, вы узнаете, отгадав следующую загадку:

Всегда во рту,

А не проглотишь.

(Язык).

Правильно, это язык. Для чего нам нужен язык? (Ответы детей).

Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали? А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий).

Теперь мы смело можем утверждать, что язык нам помогает различать вкусы. Мы нашли еще один орган-орган вкуса - язык!

Проведем упражнения для языка:

Ротик шире открывай!

Язычок вперед давай,
Влево - вправо, тик да так,

Это часики висят.

А сейчас мы с вами поиграем в следующую игру. Объясняю правила игры: на столе стоит «Ящик ощущений». Вы должны засунуть туда руки и, не заглядывая в него, сказать какой предмет вы нащупали. Потом вытащить из ящика, посмотреть  и проверить, правильно ли вы отгадали. Проделываем с двумя, тремя ребятами.

Молодцы! Вы справились хорошо с заданием.

А сейчас давайте подведем итог - чем мы сегодня с вами занимались, что изучали? (Ответы детей).Правильно. Я желаю вам всем оставаться здоровыми.

Послушайте стихотворение С.Я. Маршака:

Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка, -
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект "Наши помощники - органы чувств"

Конспект "Наши помошники - органы чувств"Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их ценностям зд...