Система работы по оздоровлению детей в ДОУ
учебно-методическое пособие
Задачи укрепления и сохранения здоровья воспитанников особенно актуальны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_ozdorovleniyu_detey_v_dou.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по оздоровлению детей в ДОУ
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Обеспечение физического и психического благополучия.
- Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, свою работу я строю по нескольким направлениям:
- Создаю условия для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- Повышаю педагогическое мастерство и деловую квалификацию ;
- Комплексно решаю физкультурно-оздоровительные задачи в контакте с медсестрой;
- Воспитываю здорового ребёнка совместными усилиями с семьёй.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
Во всех группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование в том числе и для профилактики плоскостопия. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Площадь земельного участка составляет 2475 кв. м. Участок огорожен, озеленён. Игровые площадки оборудованы. Имеются: песочницы, лесенки, грибок, физкультурная площадка с полосами препятствий, гимнастическими стенками, футбольными воротами. На участке выделено свободное пространство для подвижных игр.
В данное время я работаю в старшей группе с детьми 5-6 лет.
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми мной была разработана система профилактической и коррекционной работы.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников:
- Профилактика
- Точечный массаж
- Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
- Гимнастика
- Комплексы по профилактике плоскостопия
- Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика
- Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
- Прогулки + динамический час
Закаливание:
- Сон без маек
- Ходьба босиком
- Полоскание полости рта
- Обширное умывание
- Оптимальный двигательный режим
- Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
- Промывание носа мыльным раствором
- Лук, чеснок
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому я соблюдаю:
- Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
- Рациональную неперегревающую одежду детей
- Соблюдение режима прогулок во все времена года
- Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
- Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течении 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
- Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
- Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
- Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
- Утренняя гимнастика - 8.10
- Точечный массаж в игровой форме
- Постепенное обучение полосканию рта
- Прогулка: дневная 10.00 - 11.10; вечерняя 16.30 - 18.00
- Оптимальный двигательный режим
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Сон без маек и подушек
- Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
- Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2 младшая группа
- Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
- Утренняя гимнастика в группе 8.15
- Точечный массаж
- Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина
- Физкультминутки во время занятий
- Физкультурные занятия (в носках)
- «Чесночные» киндеры
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 16.45-18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кровати
- Упражнения на профилактику плоскостопия
- Закаливание: Элементы обширного умывания
Средняя группа
- Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
- Точечный массаж
- Полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках)
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.15 - 11.50; вечерняя 17.30 - 18.00
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия
Старший дошкольный возраст
- Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь - на улице, с октября по апрель - в зале по графику)
- Точечный массаж
- Полоскание полости рта после обеда
- Физкультурные занятия в зале (в носках)
- Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин
- Перед прогулкой полоскание полости рта чесночным настоем (с октября по апрель)
- Чесночные «киндеры»
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.45 - 12.10; вечерняя 17.45 - 18.00
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек и подушек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Закаливание: Обширное умывание, ходьба босиком; Упражнения на профилактику плоскостопия;
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
- Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
- Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
- Намочить обе ладошки и умыть лицо.
- Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание: Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.
2. Сон без маек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:
- Осуществляю закаливание при условии, что ребёнок здоров.
- Не допускаю проведение закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства).
- Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
- Закаливаю систематично и постоянно (а не от случая к случаю).
Организация занятий
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка я придаю развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки.
- В среднем возрасте - развить физические качества (прежде всего выносливость и силу).
- В старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому я пытаюсь использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
- Занятия по традиционной схеме
- Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
- Занятия-тренировки в основных видах движений
- Ритмическая гимнастика
- Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
- Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
- Сюжетно-игровые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по оздоровлению детей в ДОУ
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально – экономичес...
Презентация по теме: "Система работы по оздоровлению детей дошкольного возраста средствами физической культуры через сотрудничество с родителями"
Обмен опытом на районном методическом объединении...
«Система работы по оздоровлению дошкольника через взаимодействие с родителями.»
план самообразования...
Консультация для воспитателей: «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»
Консультация для воспитателей «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ»...
"Система работы по оздоровлению детей в различных видах деятельности в первой младшей группе".
Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский....
Система профилактической работы по оздоровлению детей
Цель: Удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребѐнка в двигательной деятельности, давать возможность ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом....