Картотека опытов и экспериментов
картотека (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов
«Тёплая и холодная вода»
Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной. Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Делают вывод: вода – добрый помощник человека.
«Можно ли пить детям талую воду?»
Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
Методика проведения: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают её, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать животным.
«Вкусный сок»
Цель: познакомить с процессом приготовления сока; развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: мандарин, две марлевые салфетки, одна ситцевая салфетка, стеклянный стаканчик, блюдце, толкушка, лист бумаги.
Методика проведения:
Мы делили мандарин
Много нас, а он один.
Эта долька для тебя,
Эти дольки для ребят.
Какой красивый мандарин!
Давайте мы его съедим.
Вы любите соки? Хотите научиться их готовить?
Дети очищают мандарин от кожуры. Что при этом происходит? (Капельки разлетаются во все стороны). Отделить дольки (их много). Накрыть стакан марлевой салфеткой. Одну дольку завернуть в марлевую салфетку, положить на тарелку, надавить толкушкой, выжать сок над стаканом. Процедить сок через салфетку.
Вывод: сок готовят из фруктов.
«Сухой язык»
Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. Материал: зеркало на подставке (на каждого ребёнка), 4 блюдца:
с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом
блюдце лежит деревянная палочка (можно с ватой); рядом – стакан с водой
для смачивания этих палочек.
Методика проведения: перед каждым ребёнком устанавливают
зеркало на подставке, 4 блюда: с сахарным песком, с солью, с горчицей и
с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит деревянная палочка (можно
с ватой); рядом – стаканы с водой для смачивания этих палочек.
Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце,
смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее
ребёнок смотрим в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку сначала к
средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце – к
кончику языка. После чего предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки».
Затем педагог просит малышей осушить язык салфеткой и повторить
манипуляции по определению вкуса. Они сами делают вывод, что «сухой»
язык вкуса не ощущает.
«Хх-р-р-р»
Цель: дать детям понять, что такое храп и почему иногда человек
храпит во сне.
Материалы: бумажный пятнадцатисантиметровый квадрат.
Методика проведения: воспитатель предлагает ребёнку взять квадрат
за края и прислонить к губам. Затем просит малыша «промычать» свою
любимую песенку, а потом сделать то же самое, но уже без бумаги.
Вывод: храп, как и все звуки, представляет собой вибрацию мягких
тканей во рту.
«Неприятно дышать»
Цель: сформировать понятие детей о необходимости длительных
прогулок на свежем воздухе.
Материалы: полиэтиленовые мешочки.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям прижать
полиэтиленовые мешочки к лицу, подышать воздухом из мешочка. Затем он
просит рассказать детей, что они почувствовали; почему дышать неприятно,
трудно. Кончился ли в мешке воздух, кислород?
Воспитатель помогает детям сделать вывод: для дыхания необходим
кислород, поэтому следует больше времени проводить на свежем воздухе.
«Защитим себя от солнца»
Цель: научить детей делать шапочку из бумаги методом оригами;
расширить их представления о влиянии солнца на здоровье человека; об
оказании помощи при солнечном ударе.
Материал: бумага, схема изготовления шапочки.
Методика проведения: воспитатель рассказывает о солнечном ударе и
обосновывает необходимость защиты организма в жаркие ясные дни. Он
имитирует проблемную ситуацию и спрашивает: « Как защитить себя от
солнца?»
Выслушав все предложения, напоминает об обязательном наличии
головного убора в этот период и предлагает сделать его из бумаги. Актуализирует знания малышей о свойствах материала.
Дети рассматривают схему изготовления и приступают к выполнению работы. Шапочки используют на прогулках. Воспитатель рассказывает об оказании помощи при солнечном ударе.
«Что чувствуешь?»
Цель: сформировать представление детей образовании пота, умении регулировать двигательную активность в разных условиях.
Материалы: губка, смоченная водой.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям попрыгать. Выяснить, что они чувствуют при прыжках (что им стало жарко). Когда жарко, что происходит? (Пот выступает, потом он исчезает, испаряется). Предлагает смочить губку в воде и провести ею по внутренней поверхности предплечья.
Дети передают свои ощущения до полного исчезновения влаги (почувствовали прохладу) выясняют, что происходит, когда их них испаряется вода (они охлаждаются). Почему нельзя на прогулке быть потным? (Пот испаряется, и человек может простудиться).
«Послушаем свое дыхание»
Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
Методика проведения: дети стоят, сидят или лежат (как удобно в данный момент).
Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
Куда попадает струя воздуха и откуда выходит;
Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);
Какое дыхание - поверхностное (легкое) или глубокое;
Какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно, с определенным интервалом (автоматической паузой)
Тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
«Стук сердца»
Цель: сформировать понятие детей о зависимости работы сердца от двигательной активности.
Материал: спички, нос.
Методика проведения: воспитатель просит детей положить спичку на запястье и понаблюдать, как она колышется. После этого педагог предлагает детям побегать, попрыгать и повторить эксперимент.
Педагог подводит детей к выводу: чем больше двигаться, тем лучше работает сердце, следовательно, весь организм.
«Как я умею двигаться?»
Цель: сформировать представление детей о том, что при различных движениях (ходьба, приседания, наклоны) работают разные группы мышц.
Комплекс может быть подобран педагогом самостоятельно или можно использовать знакомые детям комплексы общеразвивающих упражнений.
Пояснения: выполнение ОРУ в экспериментальном режиме (в данном случае – отслеживание напряжения в мышцах) помогает детям более осознанно относится к занятиям физической культурой; понять, как с помощью упражнений можно сформировать красивую осанку и укрепить свое здоровье.
Воспитатель во время выполнения упражнений обращает внимание детей на те группы мышц, которые напрягаются во время выполнения движений в упражнении и как они расслабляются в и.п. Пояснить, что амплитуду движений надо делать до приятного растяжения, а не до физической боли, иначе, вместо полезной тренировки можно получить неприятные ощущения.
«Цвет кожи»
Цель: расширить представление детей о влиянии световых лучей на кожу человека.
Материал: пластырь.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям прикрепить узкую полоску пластыря колечком вокруг пальца и не снимать его в течении двух дней.
После того, как дети снимут пластырь и сравнят цвет кожи под пластырем с цветом кожи всего пальчика, они сделают вывод: участок кожи, находившийся под пластырем, оказался светлее.
«Имеет ли вода запах?»
Цель: подвести детей к выводу о том, что вода без примесей не имеет запаха; вода с неизвестным запахом нельзя употреблять, чтобы не повредить здоровью.
Материалы: стакан с минеральной негазированной водой, стакан с водопроводной водой, стакан с водой из аквариума, слабый раствор хлорной извести, пипетка, микроскоп, соломинка.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и определить:
В каком из стаканов вода минеральная, а в каком – водопроводная?
Чем пахнет вода из – под крана?
Почему она пахнет хлоркой?
Затем воспитатель предлагает подойти к микроскопу и рассмотреть, что происходит с грязной водой, если в нее добавить раствор хлорной извести.
С этой целью берется капля воды из аквариума и рассматривается детьми под микроскопом. Затем в эту каплю добавляется капля раствора хлорной извести.
Дети, наблюдая за происходящими изменениями, приходят к выводу, что хлорка убивает микробов, тем самым очищает воду. Педагог сообщает, что в больших дозах хлор очень ядовит, поэтому специалисты следят за тем, чтобы в водопроводные трубы попадал раствор хлорной извести, безопасный для людей.
После этого задает детям вопрос: « Можно ли употреблять воду, жидкость, имеющую резкий, незнакомый запах?»
Воспитатель подводит малышей к выводу: нельзя употреблять
неочищенную воду, и имеющую резкий запах, а также пробовать на вкус
незнакомые напитки.
«Вкусно – невкусно»
Цель: доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая), а так же от последовательности приема пищи разного вкуса.
Материал: горячий и теплый чай, соленая вода, кусочки сахара, нарезанный лимон.
Методика проведения: ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащего одинаковые количества сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному кусочку сахара в каждую чашку и, размешав, пробует еще раз. В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.
После глотка соленой воды детям предлагается попробовать простую воду. Она кажется им соленой. После чашки сладкого чая лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.
«Фильтрование воды»
Цель: познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.
Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям «замутить» воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).
«Проследи за пальцем»
Цель: учить детей снимать усталость с глаз.
Методика проведения: дети выпрямляют вверх большой палец правой руки, вытягивают руку вперед на уровне глаз и пристально смотрят на него в течении 10 секунд. Затем, оставляя большой палец в этом же положении, отводят правую руку вправо, следя за кончиком большого пальца, не поворачивая головы, до тех пор, пока он не исчезнет из виду. Каждой рукой выполняют 2 раза.
«Опыт с яйцом»
Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Материал: два яйца, орехи.
Методика проведения: воспитатель спрашивает детей: «Ребята, как вы думаете, есть у зубов защитник?». Затем выставляет на мольберт модель зуба, сообщает детям, что зубы покрыты крепкой зубной эмалью – самым твердым веществом организма.
Воспитатель рассказывает детям, что яйцо покрыто сверху скорлупой, состоящей из кальция, как эмаль зуба. Предлагает взять это яйцо в руки и попробовать его раздавить. Дети выполняют. После этого предлагает взять яйцо и разбить им орех. Воспитатель подводит детей к выводу: эмаль очень хрупкая, ее необходимо беречь и ухаживать за ней.
«Кто что слышит?»
Цель: учить детей различать силу, высоту, тембр звуков; их влияние на здоровый образ жизни, развивать слуховое внимание.
Материал: гитара, бумага.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям узнать: как образуется звук. С этой целью проводит опыт. Берет гитару и перебирает все струны. Затем оттягивает и резко бросает одну струну. Спрашивает детей: «Что происходит, когда дрожит струна?». Дети делают вывод: оттого, что дрожит струна, появляется звук. Педагог предлагает детям проверить это предположение: взять бумажный листок, свернуть в трубочку, подуть в него и рассказать, что они чувствуют. Дети выполняют его указания и делают вывод: бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы.
Воспитатель предлагает детям прислушаться к своему телу. Для этого они ладонями охватывают свое горло и произносят свое имя и фамилию разными голосами: тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. Педагог прости ребят рассказать, в каком случае голосовые связки напрягались с большей силой.
Дети делают вывод: внутри горла что – то дрожит. Воспитатель поясняет, что это дрожат голосовые связки, и потому голос звучит по - разному. Человек может сам свой голос делать тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким. Если громко разговаривать, то связки напрягаются, и горло начинает болеть.
«Проверим слух»
Цель: определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека; соблюдать правила ухода за ушами.
Методика проведения: ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторить услышанные слова. Таким образом, он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ребенку закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв другое ухо.
По окончании опыта испытуемый ребенок делится впечатлениями.
«Что влияет на слух»
Цель: определение связи уха с носоглоткой.
Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку, набрав воздух ртом, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке в ушах, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями.
Примечание: опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».
«Звонкие бутылочки»
Цель: развивать слух, закреплять умение запоминать звуки, соотносить их с источником.
Материал: одинаковые стеклянные бутылочки, вода.
Методика проведения: в одинаковые стеклянные бутылочки налить разное количество воды. От удара по бутылочкам будет разный звук. Дети определяют, какая бутылочка звучит и почему.
«Шумящие коробочки»
Цель: учить детей определять на слух, что звучит, находить пару.
Материалы: коробочки, контейнеры из - под киндер - сюрприза, горох, косточки, семена и т.д.
Методика проведения: составить парные коробочки с одинаковым «шумом». В контейнеры из - под киндер - сюрпризов насыпать разные предметы (горох, косточки, семена льна, песок и т.д.).
Воспитатель предлагает детям найти одинаковые по звучанию коробочки.
«Темно – светло»
Цель: определить реакцию значков на различную степень освещенности.
Материалы: зеркало для каждого ребенка.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полусумраке (при задвинутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.
Воспитатель подчеркивает, что, находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток - палочек.
Прямо напротив зрачка на сетчатке находится еще одно образование, которое называется «желтое пятно». В нем очень много колбочек и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. Рядом с «желтым пятном» есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. Когда изображение предмета попадает на слепое пятно, то человек его просто не видит.
«Опыт Мариотта»
Цель: показать детям, что при попадании изображения предмета на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Материалы: карточка с изображением креста в углу, а по центру – изображение двух кругов.
Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку смотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и два круга. Затем ребенка просят постепенно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден – это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
«Если не видишь»
Цель: помочь детям осознать возможность частичной компенсации зрения другими органами (например, пальцами); как можно положительно и отрицательно влиять на глаза.
Материал: повязки на глаза.
Методика проведения: объяснить детям, чем отличается зрение животных и человека; рассказать о проблемах незрячих людей и о том, как они общаются, читают, как им можно помочь.
Затем провести игру «Поводырь» (одному ребенку завязывают глаза, другой ведет его между предметами). Детей делят на две группы: первой группе завязывают глаза, дети второй группы выбирают себе пару из первой группы, тихо подходят к ним, и те должны, обследовав лицо, прическу, одежду, узнать голос, назвать имя партнера.
Обсудить, как трудно ориентироваться людям, если они лишены зрения. Рассказать детям, как надо относиться к слепым (надо заботится о них, помогать в их действиях). Назвать причины, из - за которых может испортиться зрение: чтение в темноте, низкие наклоны при рисовании, значительное проведение времени у телевизора и т.д. Объяснить, как можно помочь своим глазам (делать гимнастику для глаз). Воспитатель обучает детей гимнастике для глаз. Предлагает подумать, как могут читать слепые люди, а затем угадать с закрытыми глазами, на ощупь выпуклые буквы или рисунки; придумать предметы для тех, кто слабо видит или не видит вовсе.
«Определение температуры воды»
Цель: сравнив температуру воды в нескольких емкостях, подвести детей к выводу о коже, как органе чувств.
Материалы: банки с водой различной температуры.
Методика проведения: воспитатель предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их в порядке повышения температуры.
Дети с помощью воспитателя делают вывод: ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.
«Тепло – холодно»
Цель: определить расположение «тепловых» (воспринимающих тепло) и «холодовых» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладони и на лице).
Материалы: чайная ложка, стаканы, горячая и холодная вода.
Методика проведения: педагог прикасается к коже ребенка ложкой, нагретой в стакане теплой воды или охлажденной в стакане с холодной водой и предлагает ребенку внимательно прислушаться к своим ощущениям. Как только он почувствует холод, то должен произнести слова «здесь» или «есть».
Дети с помощью педагога сделают выводы: разные участки кожи имеют разную чувствительность.
«Рисунок на спине»
Цель: уточнить представление детей о пальцах рук, как об органе осязания (тактильная чувствительность).
Методика проведения: дети встают в круг спиной, воспитатель рисует на спине ребенка пальцем цифру, а ребенок отгадывает. Можно рисовать не только цифры, но и геометрические фигуры, буквы.
«Почему кровь из нас не выливается»
Цель: дать детям первые представления о кровеносной системе, развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов.
Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что кровь не просто «налита» в организм, как вода в бутылку, а течет по особым трубочкам, которые называются сосудами. Они имеют различную толщину. Толстые сосуды можно легко увидеть, а тонкие нет. Затем предлагает детям рассмотреть толстые сосуды у себя под кожей. Для этого они должны положить руки на стол ладошками вверх и найти сосуды у себя на запястье. Воспитатель сообщает детям о том, что синеватые полосочки - и есть сосуды. Затем дает достаточное время для рассматривания сосудов у себя и у своих соседей.
«Невидимки»
Цель: дать детям представление о тонких, невидимых сосудах кровеносной системы.
Материалы: счетные палочки (по количеству детей).
Методика проведения: воспитатель предлагает детям положить руку на стол ладонью вниз, посмотреть на кожу и ногти (какого они цвета?) Затем предлагает взять палочку и надавить на ноготь, после этого убрать ее и опять надавить.
Вопросы к детям:
Как меняется цвет ногтя?
Можете объяснить, почему так происходит?
Почему ноготь розовый?
Почему при надавливании спичкой он становится белым?
С помощью воспитателя дети делают вывод: если сосуды пережаты, то кровь не поступает.
«Почему кровь движется?»
Цель: дать детям представление о работе сердца, его значении для организма.
Материалы: спринцовка, соединенная с капельницей, раствор марганцовокислого калия, тазик.
Методика проведения: воспитатель просит детей вспомнить, когда они ранили кожу, то текла кровь. Спрашивает детей: почему она течет? Кто ее толкает? Сообщает детям о сердце – одном из важнейших органов нашего организма, который «толкает» кровь. Именно оно заставляет кровь течь по сосудам. Затем предлагает сжать кулачок, посмотреть на него и говорит: «Вот такой размер имеет ваше сердце. А у меня вот какое сердце (показывает свой кулак). Вы растете, и сердце растет вместе с вами». Затем вызывает мальчика, предлагает снять футболку и обводит пальцем предполагаемый контур сердца. Просит детей показать на себе, где находится их сердце. Они прикладывают кулачок к груди. Воспитатель корректирует действие детей и предлагает посмотреть, как работает сердечко. Дети сжимают кулачок, а потом чуть расслабляют, сжимают – расслабляют.
Воспитатель сообщает детям, что сердце выталкивает кровь порциями: «Сожмется сердечко – вытолкнет кровь, опять сожмется – опять вытолкнет». Она набирает воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как течет подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выталкивается в подставленный тазик.
«Сердечные» помощники»
Цель: дать детям представление о влиянии физической нагрузки на частоту сердцебиения.
Методика проведения: воспитатель напоминает детям, что сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Даже, когда они еще не родились, их сердце уже работало. Оно никогда не устает, никогда не останавливается. Отдыхает оно в перерывах между ударами.
Затем детям предлагается узнать, как работает их сердце, когда они бегают.
Начинаем бег на месте.
Веселее, дружно, вместе!
1-2-3-4-5 – никому нас не догнать.
1-2-3-4 – бегаем по всей квартире.
1-2-3-4-5 и 6 – надо всем на место сесть!
После этого дети слушают сердце ухом друг у друга.
С помощью воспитателя дети делают вывод: если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится все более сильным, потому что работает быстрее и чаще.
«Где спрятался пульс»
Цель: дать детям представление о пульсе, учить находить пульс.
Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что толчки крови можно почувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Дети повторяют хором. Предлагает детям найти пульс на шее: приложить к нему кончики пальцев. Пульс «прослушивается» кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти. Напоминает, что сильно не нужно сдавливать сосуды, иначе пульс не будет слышен. После этого детям предлагается поискать пульс на висках. Пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.
С помощью воспитателя дети делают вывод: если отсутствует пульс, то сердце не работает. Сосуды и сердце надо беречь, они должны служить человеку всю длинную жизнь. Сердце могут укрепить занятия физкультурой. Человек должен заботиться о своем здоровье.
«Что случилось с пальчиком?»
Цель: дать детям представления о вреде тесной одежды, обуви.
Материалы: нить (по количеству детей).
Методика проведения: воспитатель просит детей туго обмотать кончик пальца ниткой. Пальчик вскоре посинеет. Педагог объясняет: «Вы передавили сосуды, и кровь из пальчика не вытекает. Если нитку держать долго, пальчик может совсем погибнуть. Так же трудно работать сердцу, если у вас тугая резинка на трусиках и колготках. Надо, чтобы ничто не мешало движению крови. Нужно быть очень внимательным и осторожным со своими сосудами».
«Санитары»
Цель: сформировать у детей простейшие навыки обработки ран; пробудить чувство сострадания, желание помощь товарищу.
Материалы: на двух детей один набор: 2 тарелочки (для чистых и использованных материалов), бинт, вата, 4 ватные палочки, 2 стаканчика (с чистой и подкрашенной водой, имитирующей йод), ножницы.
У педагога: тот же набор, красный фломастер, разведенная черная гуашь, имитирующая грязь.
Методика проведения: дети сидят за столами по двое. Воспитатель находится перед ними за столом.
- Ребята, на прошлых занятиях мы уже говорили, что каждый из нас может попасть в беду – пораниться. Представьте себе, что вы играете в песочнице, и вдруг ваш товарищ, сестричка или братик порезали палец стеклом. Что надо сделать? ( Дети отвечают).
Вот другая ситуация: кто – то повредил кожу, а взрослых нет рядом. Сначала расскажите, что вы увидите. По каким признакам вы решите, что кожа порезана? Что вы будете делать?
Воспитатель внимательно выслушивает все варианты ответов.
- А сейчас я вам расскажу и покажу, как правильно обрабатывать ранку. Потом вы сами все сделаете по - настоящему.
- В первую очередь хочу вам напомнить, что в рану могут попасть микробы. Значит, их надо убрать. Для работы мне нужен помощник. Рома, подойди сюда. Здесь у тебя будет ранка. (Педагог рисует красным фломастером на пальце ребенка небольшой порез). А вот грязь на коже. Это Рома играл в песке и испачкал руки. (Ватой, смоченной разведенной черной гуашью, педагог наносит на палец «грязь»).
- Чтобы убрать грязь, а вместе с ней и микробы, возьмем кусочек ваты, слегка смочим его водой, отожмем и протрем кожу вокруг ранки. (Воспитатель совершает все эти действия). Двигать вату будем в сторону от ранки. Зачем? (Ответ: чтобы не занести микробы и грязь в ранку).
А можно сделать так? (Воспитатель вытирает всю ранку круговыми движениями). ( Ответ: нельзя, микробы попадают в ранку).
- Теперь надо продезинфицировать кожу вокруг ранки. Для этого используем спирт, йод, зеленку или марганцовку. (Педагог показывает все эти жидкости). Мы будем пользоваться зеленкой. Возьмем ватную палочку. Обмакнем ее в зеленку (йод) и аккуратно протрем кожу вокруг ранки. Ни в коем случае нельзя мазать саму ранку!
Во - первых, будет очень больно. Во- вторых, йод сжигает ткани, которые и так уже повреждены.
Если вам когда - то мазали ранку йодом и вам было больно, значит, ранку обрабатывали неправильно. Ведь микробы находятся на коже, а не в ранке. (Воспитатель дезинфицирует кожу). Затем дети самостоятельно обрабатывают «ранки» (пальцы, смазанные раствором гуаши и воды).
«Кто живет у нас во рту?»
Цель: подвести детей к пониманию биологического смысла основных гигиенических мероприятий.
Материалы: зеркало, зубная щетка, прозрачный стакан с чистой водой.
Методика проведения: воспитатель обращается к детям:
- А сейчас посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют). Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы – жевательные! Водите вверх и вниз, как положено! Промойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? ( Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет, если чистили – останется чистой).
Воспитатель помогает детям сделать вывод: если вода помутнела – между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если не помутнела, значит, вы молодцы, хорошо ухаживаете за зубами, и ни кто во рту у вас не живет.
«Почему болят зубы?»
Цель: помочь детям понять причины образования трещин в эмали зубов.
Материалы: предмет, покрытый гуашью, яичная скорлупа.
Методика проведения: воспитатель спрашивает детей, отчего могут болеть зубы. Напоминает, что все болезни зубов начинаются с того, что трескается эмаль. Отчего она может треснуть? Предлагается взять яичную скорлупу и ударить обо что – то твердое (появляется трещина). Воспитатель предлагает посмотреть, как разрушается эмаль при ударе. Он ударяет по предмету, покрытому гуашью. Гуашь трескается и осыпается, обнажая основной материал предмета.
Воспитатель помогает детям сделать вывод: эмаль трескается, если сильно удариться зубами; если сразу после горячего есть мороженное или, наоборот, после холодного есть горячее; эмаль могут разрушить микробы.
«Испорченное яйцо»
Цель: выявить представление детей о вредном влиянии газированных напитков и сладостей на эмаль зубов.
Материал: яйцо, сваренное вкрутую, чашка с уксусом.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям яйцо
(предварительно сваренное вкрутую) положить в чашку с уксусом и оставить его. На следующий день дети рассматривают яйцо и видят, как сильно уксус изъел скорлупу.
Воспитатель помогает малышам сделать вывод: так же губительно влияют на эмаль зубов газированные напитки и сладости.
«Как правильно чистить зубы?»
Цель: сформировать понятие детей о необходимости и способах ухода за зубами.
Материалы: кусочки бумаги, зубная щетка.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям научиться чистить зубы правильно, чтобы убрать все - все остатки пищи. Взрослый поднимает вверх кисть с плотно прижатыми друг к другу пальцами, поворачивает ее тыльной стороной к детям. Просит представить, что это зубы. Затем вкладывает у оснований пальцев небольшие кусочки бумаги и удерживает их плотно сдвинутыми пальцами. Это - «остатки пищи». Воспитатель двигает щетку справа налево так, чтобы «остатки пищи» оставались на месте. Удаляются остатки пищи? (Нет). А если так? Двигает щетку вверх-вниз и слегка поворачивает ее, как бы вращает. «Остатки пищи» удаляются. После того этого детям предлагается взять щетки, поставить свои пальчики, как зубы, и показать, как правильно двигать щетку, чтобы зубы стали чистыми. Дети показывают, воспитатель внимательно смотрит на каждого, вносит необходимые коррективы, дает конкретные рекомендации.
С помощью воспитателя дети делают вывод: щеткой хорошо чистить промежутки между зубами, убирать все, что там может задержаться. Жевательная поверхность тоже чистится. После такой чистки зубам не страшны никакие микробы.
«Как работает ухо»
Цель: дать простейшие понятия детям о строении и функционировании уха.
Материалы: воронка, склеенная из плотной бумаги (по количеству детей); для педагога - пластмассовая воронка, вода, картон, магнитофон с музыкальной кассетой.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям представить себе, что воронка - это ухо. Широкая часть воронки - ушная раковина, узкая - наружный слуховой проход. Вода - это звук, который проходит в ухо. Картон - барабанная перепонка. Советует смотреть и слушать. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. Воспитатель сопровождает объяснение экспериментом - льет воду на картон через воронку. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении воспитатель льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звук.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, как помогает ушная раковина слышать звуки. С этой целью дети берут бумажную воронку и приставляют ее к уху, узким концом к слуховому проходу. Потом убирают. Как будет лучше слышна музыка? Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют восприятие звуков и делают вывод: при использовании воронки звуки слышны лучше.
Воспитатель спрашивает: «Что может произойти с перепонкой, если поковырять булавкой или тонкой палочкой в ухе?»
Ответы детей: тонкая перепонка прорвется, проколется. Педагог делает в картоне большое отверстие. Льёт воду. Что получается? Надо постараться, чтобы вода лилась в таз через это отверстие бесшумно. (Ответы детей).
Дети с помощью воспитателя делают вывод: при травмировании перепонки человек может остаться глухим на всю жизнь.
«Опасная горошина»
Цель: помочь детям осознать значимость уха для человека.
Материалы: горошина и слегка изогнутая (замятая) бумажная трубочка, диаметр которой равен диаметру горошины.
Методика проведения: воспитатель спрашивает детей, что может случиться, если нечаянно втолкнуть в наружный слуховой проход какой - нибудь маленький предмет, например, горошину или конфету? Для демонстрации этого берет тонкую трубочку, имитирующую наружный слуховой проход. Помещает в нее горошину. Предлагает одному из детей попробовать достать горошину. При этом обращает внимание на то, что переворачивать трубочку нельзя, это же не трубочка, а слуховой проход. Ребенок, как ни старается, не может достать горошину.
С помощью воспитателя дети делают вывод: никогда не допускать попадания в ушной проход мелких предметов, потому что врачи иногда не могут его извлечь. Нужно быть очень внимательными при игре с мелкими предметами.
«Война с микробами»
Цель: довести до сознания детей смысл всех гигиенических процедур; подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания.
Материалы: зеркало, стакан с водой, бумажная салфетка, носовой платок, марлевая повязка (для каждого ребенка).
Методика проведения: дети сидят за столами, перед каждым лежит приготовленное заранее оборудование.
- Ребята, давайте вспомним, какие органы дыхания мы знаем. Зачем они нужны?
Сегодня мы познакомимся с ними более подробно. Поговорим о том, что надо за ними ухаживать, чтобы они служили нам много лет и не болели. Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос. Опишите, как он выглядит. Потом загляните внутрь. Поворачивайте голову так, чтобы внутри было светлее. (Дети выполняют). Что вы там видите? (Описания детей). Какого цвета стенка носа внутри? (Розового). Почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов). Что вы еще заметили? (Волоски). Как думаете, зачем они?
Стенка носа внутри сухая или влажная? Возьмите салфетку на палец и промокните нос внутри. (Дети выполняют). Что получилось? Эта влага называется слизь, она очень важна. В слизи есть вещества, которые убивают микробы. Поэтому воздух, который попадает в легкие при дыхании через нос, уже не содержит микробов. Туда идет только чистый воздух.
Вспомните, в какое время образуется особенно много этой слизи? (Ответ: когда мы заболеваем). Как думаете, почему? Когда человек простужается, в носу размножается много микробов. Надо много слизи, чтобы быстрее их уничтожить. Но слизь нужна и микробам. Слизь раздражает стенку носа, человек чихает или кашляет, капельки слизи вылетают, а в них сидят микробы.
Воздух вместе с микробами может вдохнуть другой человек. Микробы поселяются у него. Тогда говорят, что этот человек заразился.
Вам знакомо слово «эпидемия»? Слышали слова «эпидемия гриппа»? Что значат эти слова? (Предположительные ответы детей).
Да, эпидемия означает, что микробов стало очень много, и они живут сразу на многих людях. Болеет много людей.
Сейчас посмотрим, как же расселяются микробы. Возьмите зеркало, поднесите его ко рту, раскройте рот и подышите на зеркало. Что увидели? (Зеркало запотело). Значит, изо рта выходят капельки воды. Если в них есть микробы, то они могут попасть к другому человеку, и тот заболеет. Теперь наденьте на рот марлевые повязки. Помогите друг другу завязать их. (Дети выполняют, педагог помогает им). Снова подышите на зеркало. Что скажите? (Капель нет). Зачем же люди во время эпидемии надевают повязки? (Ответы).
Особенно сильно разлетаются капельки, когда человек чихает или кашляет. Как сделать так, чтобы не заразить других людей? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"
Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...