Картотека упражнений для снятия различных видов напряжения у детей 4-5 лет
картотека (средняя группа)
Игры для снятия различных видов напряжений,очень необходимы и полезны в определённых видах деятельности.Они могут помочь успокоить детей,помочь справиться с эмоциями и перевести ребёнка на другой вид деятельности.Эти простые упражнения можно проводить как в детском саду,так и дома,где в двойне приятнее детям,когда родитель принимает непосредственное совместное участие.Такие упражнения дают детям возможность расслабиться,отвлечся от более активной деятельности и помочь своему внутреннему спокойствию.А также их можно использовать на занятиях вместо физкультминутки,во время прогулок и режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_uprazhneniya_po_valeologii.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ РАЗДИЧНЫХ ВИДОВ НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ | |
УПРАЖЕНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ГЛАЗ | |
Упражнение «Жмурки» помогает укрепить мышцы глаз:
В данном случае важно, чтобы маленький ребенок научился сначала напрягать глаза, а затем расслаблять их. Первое время можно предложить ему наблюдать за вами и сначала самому зажмуриться, немного посидеть с закрытыми глазами, а затем открыть их, чтобы малышу проще было понять, что вы от него хотите. | Упражнение «Крылья бабочки» Оно нацелено на улучшение циркуляции крови в глазах. Пусть ребенок представит, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть ребенок должен интенсивно моргать. Пусть один «полет» продолжается в течение 10 секунд, затем позвольте глазам 5-10 секунд отдохнуть и повторите упражнение еще один-два раза. |
Упражнение «Ёлка» Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы. Вы рассказываете стихи, а ребенок при этом должен выполнять движения глазами, соответствующие тому, что вы произносите. При выполнении этого упражнения также нужно сначала показать все на собственном примере, чтобы малыш понимал, что ему надо делать. Можно взять, например, такие стихи: Вот стоит большая елка – Вот такой высоты (малыш поднимает глаза вверх, словно пытается рассмотреть макушку елки) У нее большие ветки – Вот такой ширины (малыш смотрит слева направо, словно оценивая ширину воображаемой елки) Есть на елке даже шишки (малыш смотрит вверх, ищет взглядом воображаемые шишки), А внизу – берлога мишки (малыш смотрит вниз), Зиму спит там косолапый (ребенок зажмуривает глаза, изображая спящего мишку, потом моргает несколько раз и вновь зажмуривается) И сосет в берлоге лапу. При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы ребенок двигал именно глазами, а не головой. При необходимости аккуратно поправьте его и еще раз объясните, что нужно делать. | Упражнение «Разминка» Ребенок будет в соответствии с их ритмом и содержанием выполняет определенные движения глазами, например: Спал цветок (ребенок закрывает глаза, расслабляется) И вдруг проснулся (ребенок открывает глаза, массирует веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее), Больше спать не захотел (на этой строчке надо часто поморгать глазами), Встрепенулся, потянулся (руки поднять вверх и сделать вдох, затем посмотреть на руки, развести их в стороны и сделать выдох), Взвился вверх и полетел (нужно потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). |
УПРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ВСЕГО ТЕЛА | |
Упражнение «Рубка дров» Первое упражнение можно объяснить детям через ассоциацию с рубкой дров или ловлей бабочек. «Рубка дров» поможет переключить детей на активную деятельность, позволит выплеснуть свою агрессию в игре. «Вы когда-нибудь видели, как рубят дрова? Можете показать? Отлично! Сейчас мы с вами будем запасать дрова на зиму. Поставьте бревно на пень, встаньте прямо, занесите топор над головой и со всей силы опустите его на бревно с криком «Ха!», чтобы облегчить себе работу» | Упражнение «Ловля бабочек» «Ловля бабочек» — более спокойный вариант той же игры с включением воображения. «Представьте, что мы с вами нашли прекрасную поляну цветов, по которой тут и там порхают бабочки. Давайте поймаем несколько и рассмотрим их поближе! Итак, сачок наготове, мы на цыпочках подкрадываемся к нашей бабочке, поднимаем сачок и ловим нашу прекрасную пленницу». Здесь можно попросить ребят описать, какую бабочку они поймали. «Замечательно! А теперь давайте отпустим её и посмотрим, какие ещё есть бабочки на нашей поляне!» По такому же принципу можно ловить жуков, лягушек и т.д. |
Упражнение «Трусливые зайцы» Предлагаем детям на несколько минут стать зайцами на лужайке. Светит солнышко, и они резвятся, прыгают, играют друг с другом. Вдруг на опушке леса появляется волк. Зайчики чувствуют опасность, замирают, начинают дрожать всем телом, сжимаются. Когда волк уходит, ушастые продолжают резвиться. Цикл повторяем несколько раз, можно при этом уменьшать/увеличивать период активности. | Упражнение «Щенок отряхивается» Спрашиваем у ребят, знают ли они, как отряхиваются щенки. Обращаем внимание на то, что они отряхиваются всем телом — от носа до хвоста. Показываем, как это происходит, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторяем с детьми, упражнение можно повторить несколько раз. Оно хорошо подойдёт для завершения занятия. |
Упражнение «Красная дорожка» Дети выстаиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади (или стену из охранников). Ребятам сзади нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть как можно выше, чтобы помахать своим кумирам, сошедшим на красную ковровую дорожку. Затем зрители и ограда меняются местами. Можно спросить, кого они видели на красной дорожке, кем им больше понравилось быть (оградой или зрителями) и почему. | Упражнение «Насос и мяч» Дети разбиваются на пары. Один из них — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус чуть наклонен вперёд, голова опущена, мяч не наполнен воздухом. Партнёр начинает надувать мяч, сопровождая движение рук звуком "с". С каждой подачей воздуха мяч надувается всё больше. Услышав первый звук"с", он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях,после второго "с" выпрямляется туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвёртого надуваются щёки и даже руки отходят от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Партнёр выдёргивает и змяча шланг насоса, и из мяча с силой выходит воздух со звуком "ш". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями. |
Упражнение «Поднятие штанги» «Сейчас мы с вами выступим в роли спортсменов-тяжелоатлетов. Перед нами лежат тяжёлые штанги. Подготовьте свои руки (обмакните их в тальк, потрите, стряхните), возьмитесь за штангу, сделайте глубокий вдох и оторвите её от пола. Поднимайте её выше и выше. А теперь нужно задержать штангу над головой, чтобы судьи засчитали наш результат. Стоять очень тяжело, ещё немного… Можете бросить штангу, выдохнуть и поклониться зрителям! Вы настоящие чемпионы!» Можно варьировать вес штанги: тяжёлую не получится поднять с первого раза или надолго задержать над головой, штангу полегче поднимать несложно, можно даже попробовать одной рукой и т.д. | Упражнение «Сосулька» Просим детей вытянуть руки вверх, закрыть глаза и представить, что они — сосульки. Всем мышцы тела напряжены. Просим зафиксировать это положение на 1-2 минуты. Затем выходит солнышко, и сосулька начинает медленно таять: постепенно расслабляются кисти рук и сами руки, затем шея, плечи, корпус, ноги. Это упражнение можно выполнять не только стоя, но и лёжа на полу. |
Упражнение «Три шарика» Этим упражнением хорошо начинать урок или занятие. Вместе с детьми начинаем интенсивно тереть ладони друг о друга, они нагреваются, и мы лепим первый небольшой шарик, чуть-чуть раздвигая ладони. Немного смотрим на него, покачивая, и «умываемся» им. Греем ладони снова и лепим второй шарик побольше, этот шарик мы съедим, ладонями показываем путь до живота, немного гладим его, животик становится тёплым. Третий шарик совсем большой (руки полностью выпрямлены), им мы «омываем» себя, будто принимая душ. Можно спросить у детей во время или после игры, какого вкуса был их второй шарик. | Упражнение «Ветерок» «Закройте глаза. К нам в комнату залетел ласковый тёплый южный ветерок. Он хочет с нами поздороваться. Ветерок касается вашего личика. Погладьте свои щёчки, лобик, носик, шею. Погладьте волосы, руки и ноги, животик. Ветерку пора улетать. Откройте глазки. До встречи, ветерок!» Можно раздать детям пёрышки, чтобы они касались себя ими. |
Упражнения на «выдувание» Представляем, что мы надуваем разные предметы: воздушный шар, мыльные пузыри. Или представляем себя в роли стеклодувов и изготавливаем сосуды. Набираем побольше воздуха, щёки надуваются постепенно, раздуваясь до предела. Можно помогать себе руками: показывать объём воздушного шара, выдувать пузыри через круг из пальцев. Можно спросить у детей, какого цвета их воздушный шар, есть ли на нём узоры и какие, каким цветом переливаются их мыльные пузыри, что за сосуд они выдули из стекла. | Упражнение «Драка» Упражнение «Драка» направлено на расслабление не только мышц лица, но и кистей рук. «Вы крепко поссорились со своим знакомым. Драки не миновать. Вдохните полной грудью, крепко-крепко сожмите челюсти. Ваши пальцы собираются в кулаки, пальцы до боли впиваются в ладони. Затаите дыхание и подумайте, может, не стоит драться? Ваш друг думает то же самое. Выдохните и расслабьтесь, вы помирились, и всё позади». |
Дыхательная гимнастика 1) Сделать вдох на счет от 1 до 5, задержать дыхание, а затем выдох – при счете от 5 до одного 1. 2) Можно подсчитать свои вдохи и выдохи в течении небольшого промежутка времени, что поможет в свою очередь успокоиться и продолжить работу. | Упражнение «Аршин проглотили» |
УРАЖНЕНИЯ НА СНЯТИЕ ПСИХОЭИОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ | |
«СПАСИ ПТЕНЦА» Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!» | «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним». |
«Ёжик» Представь, что ты маленький ёжик и идешь по зимнему лесу. Вдруг подул сильный морозный ветер. Ёжик сжался в клубочек и задрожал от ледяного порыва. Но вдруг выглянуло солнышко и погладило ёжика теплым лучиком по спинке и он развернулся, потянулся и улыбнулся ласковым лучикам. | «Медвежонок» Представь, что ты медвежонок. И играешь с шишками. Ты берёшь шишку и разламываешь её на две части. Для этого нужно много силы, хорошенько напряги пальцы рок. И брось шишку на пол — стряхни руки, расслабь кисти. |
«Гора с плеч» Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо ещё что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад . Сделай это упражнение 5-6 раз и тебе станет легче. | «Свет» Представь, что в нашей комнате горит очень яркий свет. Он немного режет глаза — нужно изо всех сил их зажмурить. А теперь свет потушили — расслабь лицо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картотека упражнений для снятия напряжения с глаз, для снятия статического напряжения по дням недели"
Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако п...
КАРТОТЕКА ИГР НА СНЯТИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Картотека игр на снятие психо-эмоционального напряжения для детей среднего и старшего дошкольного возраста ...
Картотека упражнений для снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ
Показателем позитивного психического состояния детей может быть устойчивое положительное настроение. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном....
Картотека упражнений для снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ
Показателем позитивного психического состояния детей может быть устойчивое положительное настроение. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном....
Картотека упражнений для снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ
Картотека упражнений для снятия эмоционального напряжения у детей с ОВЗ...
Картотека упражнений для снятия эмоц.напряжения у детей с ОВЗ
Показателем позитивного психического состояния детей может быть устойчивое положительное настроение. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорит об обратном....
Картотека упражнений с использованием различных видов песка на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Песок очень удивительный материал. Он вызывает огромный интерес у детей. Работая с песком, психолог решает большое количество задач. С помощью песка мы развиваем мелкую моторику; внимание, память, мыш...