Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп
картотека
На помощь родителям и воспитателям приходит специальная картотека упражнений. Дыхательная гимнастика научит ребенка свободно вдыхать и плавно выдыхать. Делать этот комплекс на укрепление дыхания могут и вполне здоровые дети — оно активизирует кровообращение в носоглотке, расширяет легкие, держит в тонусе мышцы грудной клетки и диафрагмы. Все это в комплексе укрепляет организм и уменьшает вероятность болезней.
Чтобы ребёнок не болел, надо научиться правильно, дышать. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika.docx | 2.31 МБ |
dyhatelnaya_gimnastika_-_2.docx | 2.89 МБ |
dyhatelnaya_gimnastika_-_3.docx | 363.93 КБ |
kompleks_dyhatelnyh_uprazhneniy.docx | 2.28 МБ |
syuzhetnaya_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 2.38 МБ |
titulnyy_list.docx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ СРЕДНЕЙ, СТАРШЕЙ
И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тренировка дыхания благотворно сказывается на состоянии организма, хорошо помогает справиться с последствиями разных болезней.
Представленный комплекс упражнений дыхательной гимнастики,
от средней до подготовительной группы, содержит усложненные упражнения, которые, в игровой форме, помогут вылечить дыхательные болезни, и укрепить иммунитет у здоровых детишек.
Меры предосторожности
Выполняя комплекс дыхательной гимнастики, нужно соблюдать простые правила
- Чувство голода может привести к головокружениям, поэтому ребенок
должен хорошо поесть и подождать после приема пищи полчаса.
- Ребенок должен быть в хорошем расположении духа, на занятии ему
должно быть интересно.
- Осторожно с астматиками — у них может быть приступ. Если
ребенок болеет астмой, нужно присутствие врача с необходимыми медикаментами.
- Начинайте с нескольких упражнений и увеличивайте нагрузку
постепенно, чтобы определить, не принесет ли вред комплекс дыхательной гимнастики.
- При отдышке, боли в мышцах, побледнении кожи нужно прекратить
занятия и уведомить о проблеме врача, чтобы установить причину
невосприятия организмом упражнений дыхательной гимнастики.
- Нужно дышать только чистым воздухом — выбирайтесь на улицу,
или, при непогоде, занимайтесь в проветренном помещении. Учтите, что в воздухе может быть множество микробов, в том числе болезнетворных.
- Одежда должна быть облегченной, температура воздуха около 20
градусов. Заниматься от 10 минут до получаса, увеличивать продолжительность нужно, учитывая прогресс обучения.
С помощью этих упражнений ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью.
При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ребёнка стороной!
Комплекс №1
- «Послушаем своё дыхание»
Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к телу, и определяют:
- куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
- какие органы принимают участие в дыхании при вдохе и выдохе — плечи, грудь, живот или все части – волнообразно;
- как они дышат — глубоко или поверхностно (легко);
- какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
- тихое, неслышное дыхание или шумное.
- «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленно и бесшумно вдыхаем воздух носом, при расширении грудной клетки задержать дыхание насколько возможно потом плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании Этим упражнением можно заканчивать комплекс.
3. «Подыши одной ноздрёй»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. - Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. - Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».
3-4. - То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
- «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.
1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.
2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4-10 раз.
- «Воздушный шар в грудной клетке»
(среднее, рёберное дыхание)
Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.
1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.
- «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)
Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.
И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.
Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плачей.
Повторить 4-8 раз.
7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.
И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 с.
3.Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
8. «Радуга, обними меня»
Цель: та же.
И.п.: стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3-4 с.
3.Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза.
9 «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Повторить 3-5 раз упражнение.
Комплекс №2
Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса
определённых групп мышц.
Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.
1. «Подыши одной ноздрёй».
Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
2. «Ёжик».
Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.
Повторить 4-8 раз.
3. «Губы «трубкой».
Сначала вдыхаем носом, втягивая живот, потом, сложенными трубкой губами втягиваем воздух по максимум, сымитировать глотание воздуха, задержать дыхание на три секунды, и медленно выдыхаем воздух носом, подняв голову вверх.
Повторить 4-6 раз.
4. «Ушки».
Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.
Повторить 4-5 раз.
5. «Пускаем мыльные пузыри».
Наклоняем голову к грудной клетке, с напряжение носоглотки вдыхаем носом. Спокойно выдыхаем носом, подняв голову, не опускаем подбородок и тут же вдыхаем носом, с напряжением носоглотки. Опускаем голову и выдыхаем через нос.
Повторить 3-5 раз.
6. «Язык «трубкой».
1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о».
Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».
2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.
3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы
подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.
4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос
.Повторить 4-8 раз.
7. «Насос».
Руки сжаты в кулаки перед грудью, наклоняемся вперед, делая вдохи при наклонах с шумом, будто работает насос, выдыхать как хочется. Со временем можно усложнить — наклонятся после маятникового прогиба назад, увеличивая амплитуду. (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
Повторить 3-6 раз.
Примечание. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».
Повторить упражнение из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.
Комплекс №3
Цель данного комплекса: укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.
Проводится в игровой форме.
- «Ветер на планете».
Повторить упражнение «Насос» Руки сжаты в кулаки перед грудью, наклоняемся вперед, делая вдохи при наклонах с шумом, будто работает насос, выдыхать как хочется. Со временем можно усложнить — наклонятся после маятникового прогиба назад, увеличивая амплитуду.
(5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
Повторить 3-6 раз.
Примечание. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
- «Планета «Сат – Нам» - отзовись!»
(йоговское дыхание).
Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.
И.п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.
После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».
Повторить 3-5 раз.
Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.
Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.
Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».
- «На планете дышится тихо, спокойно и плавно».
Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.
- «Инопланетяне».
Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».
Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.
И.п.: 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.
Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».
1. Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот,
грудную клетку.
2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.
3. Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая
«Я сильный (а я)».
4. Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС...
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп...
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
Дыхательная гимнастика...
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
Картотека дыхательной гимнастики...
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
Дыхательная гимнастика для всех возрастов...
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС.
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС....
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп...