Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий» (средняя группа)
материал (средняя группа)

Рякшина Татьяна Николаевна

Задачи проведения мастер-класса:раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей; научить родителей по-новому играть с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №55»

Мастер-класс для родителей

«Развитие речи детей с использованием

здоровьесберегающих технологий»

(средняя группа)

Воспитатели: Медведева Л.Г..

                    Рякшина Т.Н.

ЗАТО Северск 2018 г.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

Форма проведениямастер- класс.

Аудитория: родители средней группы.

Задачи:

1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать проблемой.

4. Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

1. Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей.

2. Применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Информационно – техническое обеспечение:

1. «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи» (выступление).

2. Памятки для родителей.

3. Бросовый материал.

Ход:

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы хотим провести вместе с вами мастер-класс по теме «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Мы вас познакомим со здоровьесберегающими технологиями, которые  используем в своей работе с детьми по развитию речи.

Свое выступление хотим  начать со слов Сухомлинского…

  1. «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.                                                                                                                   Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все трогать, гладить.                                                                 Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. А, чтобы и вам тоже было сегодня интересно, мы с вами поиграем.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие органов речи и мелкой моторики с использованием здоровьесберегающих технологий - это все формы, средства и методы, используемые для укрепления и сохранения здоровья, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые  для развития речи детей:

• артикуляционная гимнастика;

• дыхательная;

• пальчиковая гимнастика;

• игровой массаж, самомассаж.

Теперь мы с вами поговорим о каждом виде гимнастики отдельно.

Артикуляционная гимнастика – это выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности всех органов речи: языка, губ, нижней и верхней челюсти, щек. Давайте вместе с вами выполним одну из таких гимнастик.

«Прогулочная» (выполняется вместе с родителями)

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит…

Кто же тут? А кто же там? Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки. Ловко тянутся в улыбке….

А теперь наоборот. Ловко тянутся вперед.

Язычок стал маляром. Аккуратно красит дом.

На качелях оказался. Вверх – взлетел…и вниз – спускался.

Догадаться, кто бы мог: Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал…поиграл и не устал.

То иголка, то лопата – язычок у нас ребята.

Вот и кончилась разминка….

Язычок ложиться спать.  

Артикуляционное упражнение  для щек «Хомячок голодный, хомячок сытый»,  для губ «Рыбка».

Большие возможности в здоровьесбережение детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой

клеточки организма.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме

того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и

нервной системы, избавляет человека от многих болезней. Медленный выдох помогает

расслабиться, успокоиться.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему

ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

1. «Каша» - Пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых,

пыхчу, всех вас угостить хочу!

Выполнение: вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «Пых». Повторить не мене

6 раз.

2. «Греем руки» - На ладошки мы подуем, греем, греем, обязательно согреем.

Выполнение: вдох через нос и дуть на озябшие руки и плавно на выдохе через рот,

как бы согревая  руки.

3. «Ворон» - Я ворона «Кар» кричу, громче крикнуть я хочу.

Выполнение: сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох,

медленно опустить руки – выдох. Произнести «Кар».

4. «Шарик» - На четыре я вдыхаю и дыханье задержу.

Затем долго выдыхаю, так я шарик надуваю.

Выполнение: представить себя воздушным шариком; на счет 1,2,3,4 сделать

глубокий  вдох и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.

Дыхательные игры:

«Дворник»

На столе лежит много комочков ваты или бумаги. В игре могут принять сразу несколько человек. На выдохе нужно очистить «двор» от мусора, поочередно убирая комок за комком.

Упр. Отрабатывается качество выдоха, каждый выдыхает в силу своих возможностей, не усердствуя.

Выдувать мыльные пузыри (самый большой, маленький, много).

«По дорожке»

Дуя в коктейльную соломинку по дорожке комочек ваты прокатить.
Комментарии: Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.

Еще одной из форм работы является пальчиковая гимнастика, которая решает множество задач в развитии ребенка:

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Давайте познакомимся с некоторыми из них. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры. (совместно с родителями проводится игротренинг).

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

«Будем мы варить компот» 

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост

нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение, повышает тонус мышечной системы ребенка, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствуют улучшению в организме обменных процессов, помогает справиться с различными заболеваниями.

Массаж бывает точечный, взаимомассаж и самомасаж.

- Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной точечный массаж

«Неболейка».

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело

(поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху – вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо нос нам растирать

(указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем,

Ладони держим козырьком

(прикладывают ко лбу ладони козырьком и растирают его движениями в стороны)

Вилку пальчиками сделай,

Массируй уши ты умело

(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают перед, и за ушами)

Знаем, знаем – да, да, да!

(растирают кисти рук)

Нам простуда не страшна!

(хлопки в ладоши)

Для развития мелкой моторики предлагаем вам несколько игр, в которые мы с вами поиграем.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игра с карандашом.(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,  

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик  

Быть послушным научу!

Гимнастика с ручкой (Положить ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижать ручку, указательным начать покачивать ее)

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим ее прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

Массаж Су – Джок шарами.   Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия. с корейского ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, воздействует на биологически активные точки, поднимает настроение ребенку.

       Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

При автоматизации звуков ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

Упражнение «Один-много».

Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично выполняются упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

Для профилактики плоскостопия воздействие на точки стоп можно дома осуществлять с помощью мяча ежика или  во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам.

Хочу порекомендовать вам игры, так же способствующие развитию мелкой моторики, в домашних условиях:

Игра “Помогаю маме”.

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”.

Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Чудесный мешочек”.

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

Способствуют развитию мелкой моторики и игры:

Игра «Пирамидка из пуговиц»

(Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации)

Инвентарь: зубочистки, пуговицы.

Содержание: Закрепить зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Необходимо нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, - в порядке уменьшения диаметра и так далее.

Способствуют развитию мелкой моторики и рисование, лепка,  вырезание ножницами, аппликация.

  1. В заключении хочется подарить вам памятки для развития мелкой моторики и игры для пальчиков.

Вывод:

Очень надеемся, что смогли Вас убедить в значимости развития руки, влияние на развитие речи  для ребенка дошкольного возраста. Сегодня мы поучились делать пальчиковую и зрительную  гимнастики, упражнялись с Су-Джоком, познакомились с играми для детей, которые вы можете организовывать дома.

Благодаря полученным знаниям Вы сможете не только оздоравливать своих детей, развивать речь, но и  формировать в семье доброжелательные отношения друг к другу.

Большое спасибо за внимание и активное участие.

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2022 Рякшина Т.Н\Мастер-класс для родителей\Фото Мастер-класс для родителей\SAM_9954.JPG  F:\АТТЕСТАЦИЯ 2022 Рякшина Т.Н\Мастер-класс для родителей\Фото Мастер-класс для родителей\SAM_9946.JPG

F:\АТТЕСТАЦИЯ 2022 Рякшина Т.Н\Мастер-класс для родителей\Фото Мастер-класс для родителей\SAM_9948.JPG  F:\АТТЕСТАЦИЯ 2022 Рякшина Т.Н\Мастер-класс для родителей\Фото Мастер-класс для родителей\SAM_9957.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий ".

приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают реб...

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий»

Задачи:1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук. 3. Заинтересовать проблемой. 4. Научить родителей по-...

Мастер – класс для родителей «Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий».

Цель  мастер – класса: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.Задачи:1. Познакомить родителей с эффективными м...

Мастер -класс для родителей "Развитие речи детей с использованием здоровьесберегающих технологий!"

Показать родителям важность развития моторики рук и влияние ее на развитие речи....