СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка

СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_roditeley.odt46.9 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  НА ТЕМУ

«ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

ЦЕЛЬ:  Расширить знания родителей о пользе закаливающих мероприятиях, их влиянии на организм ребенка. Формировать у родителей необходимость в ведении здорового образа жизни, объяснить значимость  закаливающих процедур. Обратить внимание на разнообразие видов закаливания и помочь выбрать оптимальные закаливающие процедуры для их детей в домашних условиях.

ПЛАН:

  1. Воздействие вредных факторов на организм ребенка.
  2. Укрепление здоровья методом закаливания:

а) закаливание детей дошкольного возраста;

б) основные принципы закаливания;

в) методы и приемы закаливания;

г) традиционное и нетрадиционное закаливания.

3. Улучшение иммунитета посредством закаливания.

Окружающий мир, в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимается органами чувств и через центральную нервную систему влияет как на деятельность  внутренних органов, так и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое  состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка  процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др. Все это обеспечивает в совокупности способность  человека не заболеть, сохранить свою физическую и психическую работоспособность  даже при внезапном и неблагоприятном изменении внешних условий. В детском  возрасте это имеет особо важное значение.

При повторении одних и тех же раздражений скорость ответных реакций организма увеличивается, круг вовлекаемых в реакцию органов суживается, ограничиваясь только теми из них, функция которых предупреждает появление неблагоприятного для всего организма эффекта от воздействия данного раздражителя. Отмеченная особенность нервной системы  лежит в основе механизма закаливания – повторное применение в малых количествах неблагоприятно действующих раздражителей вырабатывает необходимую защитную реакцию всего организма. Этот процесс совершенствования безусловных рефлексов зависит от возраста и связанного с ним уровня развития центральной нервной системы, а также и от ее качественных особенностей: силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов – возбуждения и торможения.

Главной отличительной особенностью центральной нервной системы у детей раннего и дошкольного возраста является незаконченность развития. На протяжении 7 лет жизни происходит интенсивная  дифференцировка клеточной структуры коры головного мозга и некоторых подкорковых центров. Интенсивное развитие центральной нервной системы особенно ярко выражено впервые два года появляются ранее отсутствующие функции организма.  

Закаливание – это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых респираторных заболеваний.

Для закаливания первостепенное значение имеет взаимодействие органов дыхания и кровообращения. Эти физиологические функции обеспечивают необходимый для жизни газообмен веществ: приток кислорода и выведение конечных продуктов обмена веществ  – углекислого газа и воды. Под влиянием   закаливания, в процессе продолжающегося интенсивного развития головного мозга координирующая роль центральной нервной системы в регуляции деятельности внутренних органов увеличивается, реакция организма становится все более экономичной, способность к тренировке детей улучшается. В эффекте закаливания можно   видеть две стороны – специфическую и неспецифическую. Закаленность человека строго специфична по отношению к закаливающему фактору: определенная ответная реакция вырабатывается только в тех условиях, которые систематически повторяются. Если ребенок встречается с более резкими воздействиями (более холодный воздух, более холодная вода), чем те, которые использовались для закаливания, то ответной реакция окажется недостаточно для сохранения нормальной деятельности организма и ребенок может заболеть. Специфичность закаливания проявляется также и в том, что на новые воздействия ребенок реагирует как незакаленный. Так, повышение устойчивости к охлаждению не создает одновременно такой же устойчивости к перегреванию. Вместе с тем нельзя отметить и другую закономерность, определяющую неспецифический эффект закаливания, который проявляется в том, что любые закаливающие воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов.

Детский организм не может поддерживать постоянную температуру своего  тела при значительных колебаниях температуры окружающей среды. Это несовершенство терморегуляции обусловлено незаконченностью развития его нервной системы. Положительное влияние закаливания на «созревания» нервной системы объясняется повторностью  раздражителей, адекватных возможностям восприятия.

Регулярное закаливания путем повторения определенных воздействий, вызывающих изменение интенсивности обмена веществ и связанной с ним выработки тепла, а также вызывающих изменение просвета кровеносных сосудов кожи, связанное с отдачей тепла, одновременно ускоряет изменение структуры нервных клеток, регулирующих эти функции. Помимо возрастных особенностей организма, качественная характеристика процессов закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности. Сила нервных процессов выражается в преобладании бодрого настроения, решительности поступков, способности сосредоточиться, в прочности приобретенных навыков, большой выносливости, хорошей приспособляемости к новым условиям, устойчивости к неблагоприятным влияниям.

В организации закаливания, так же как и вообще в воспитании, очень важно правильно понимать индивидуальные особенности ребенка и считаться с этими особенностями. Закаливание детей, у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, то, наоборот, успокаивающие процедуры,  а если преобладает торможение, то, наоборот, бодрящие процедуры.

Положительный эффект закаливания детей достигается только при строгом соблюдении следующих основных принципов:

  • Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
  • Постепенность увеличения силы раздражения.
  • Систематичность и постоянство закаливания.
  • Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры.

При оценке состояния ребенка учитываются особенности его жизни, перенесенные заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту. К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных, надо подходить очень осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребенка. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно прежде всего необходимо для здоровья. Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулирующей функций коры головного мозга.

Любое закаливающее влияние может принести положительный результат лишь в том числе, если сила действия применяемого фактора (воздух, воды, солнечной реакции) будет увеличиваться постепенно. Скорость перехода от слабых воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, индивидуальной особенностью его реакции на данное раздражение.

Закаливание  составляет важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

В основе закаливания детей лежат следующие методы и приемы:

  • закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
  • закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности (силе);
  • закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
  • закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка;
  • допустимо использование различных сочетаний  закаливающих воздействий в зависимости от конкретных условий.

Каждый метод и прием закаливания должен быть доступен ребенку, и выполняться с желанием без принуждения. Если выбранный метод закаливания сложен для ребенка, то это не принесен пользу для детского здоровья, но может повлиять на потерю у ребенка интереса к закаливанию. При закаливании  детей круглый год  максимально должны использоваться естественные природные условия.

Основными  методами  закаливания являются солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом.

 Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, если при этом температура в помещении снижается  более на 1.

Одним из способов закаливания является прогулка, включающая и сон на воздухе. День, проводимый ребенком без прогулки, - потеря для его здоровья. Полезнее гулять в утренние часы, когда  в воздухе много  ультрафиолетовых лучей. Собирая ребенка на прогулку, надо обращать внимание на одежду: она должна соответствовать сезону года и не стеснять  движений, так как во время прогулки он должен активно двигаться.

Эффективное средство закаливания – воздушные ванны. Оздоравливающее действие свежего воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, когда ребенку обеспечивается  состояние теплового комфорта путем подбора одежды. В теплое время года дети могут спать в легком белье с коротким рукавом, а в жаркие дни – в одних трусиках. После укладывания детей спать на 5-7 минут открываются фрамуги или окна для сквозного проветривания. В течении  остального времени  сна  для поддерживания  оптимальной температуры  воздуха фрамуги или окна остаются открытыми  с одной стороны; при прохладной погоде их закрывают за 20-30 минут до подъема.

Хорошим средством закаливания является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать хождение нужно в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 до 10-12 минут. Детей следует приучать ходить босиком в помещении, что может продолжаться и в другие сезоны года. Перед дневным сном ребенок идет до кроватки по дорожке босиком.

Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Начинать лучше всего с малых и непродолжительных воздействий, 3-5 минут на ковре, одеяле. В жаркие  летние дни можно побегать по траве или песку, затем можно разрешать бегать босиком по паркетному полу. Постепенно время хождения босиком дома увеличивается до 15-20 минут. Г.Н.Сперанский подчеркивал также необходимость искусственно создавать контрастные температуры в быту ребенка. Охлаждение  - хорошее средство, которое  можно применять у детей в игровой форме.

Закаливание водой.

При закаливании дошкольников широко используется и вода:  это утреннее умывание, растирания, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, игры с водой, под душем, плавание в бассейне и открытых водоемах. Температура воды при этом должна быть различной, в зависимости от цели ее использования. При гигиеническом и общем воздействии вода должна быть теплой, при местных закаливающих воздействиях – прохладной или даже холодной.

Хороший оздоравливающий эффект дает систематическое полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Клокочущая вода оказывает массирующее действие на слизистые оболочки полости рта, миндалин, задней стенки глотки. Вода вымывает остатки пищи и слизь, улучшает реакцию местной сосудистой сети.

Положительный закаливающий эффект приносит ежедневное обливание ног водой. Под действием кратковременного сильного раздражителя физиологические изменения в организме протекают более благополучно, чем при слабых и умеренных воздействиях. При этом отмечается стимулирующее воздействие на иммунную систему, улучшается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Контрастное обливание ног водой  вызывает исходное расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. А также к водным процедурам относятся гигиенические ванны, влажные обтирания, обливание, душ, купание в водоемах, морские купания. Плавание детей дошкольного возраста издавна использовали как метод закаливания. Доказано, что систематическое занятие плаванием улучшают физическое развитие детей.

Солнечные ванны.

Среди всех природных факторов закаливания наиболее сильнодействующими являются солнечные лучи. Это связано с тем, что солнце – мощный источник излучения инфракрасных видимых и ультрафиолетовых лучей. Оптимальное использование солнечных лучей благоприятно сказывается на функциях физиологических систем: улучшает общее состояние организма, состав крови, усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, эмоциональный тонус, улучшается сон, способствует выработке в организме витаминов D2  и D3.

Существует множество методов закаливания, их можно разделить на две группы: традиционные и нетрадиционные.

ТРАДИЦИОННЫЕ – воздушные ванны (контрастные), сон на свежем воздухе, солнечные ванны, водные ванны. Хорошо повышает закаливающий эффект – плавание.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ – контрастный душ, обливание, прогулки, солевые дорожки, полоскание горла, дыхательная гимнастика на воздухе.

     В один ненастный ноябрьский день в городе Турку наблюдали картину. Во двор выбежали дети, и, не обращая внимания на дождь и ветер, занялись разными спортивными играми. На детях были надеты нейлоновые куртки, а у игравших в футбол были надеты только майки. В течении 10 минут царило всеобщее веселье. В результате активной деятельности, в таких странах имеют низкие показатель заболеваемости. В чем же дело? Дело в том, что традиционно из поколения в поколение большинство семей в этих странах культивируют здоровый образ жизни или, точнее, спортивно-здоровый образ жизни, в котором важнейшую роль играет закаливание.

    То, что закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактикой многих заболеваний. И.Т.Тарханов  в своей книге о закаливании сказал:

«К слову «закаливание» или «закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемым на железе, стали при их закаливании, придающим им большую твердость и стойкость»

Именно  в стойкости к неблагоприятным воздействиям и находит отражение эффект закаливания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий.

     Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных заболеваний. Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

         А что мы знаем о закаливании? К сожалению, большинство людей имеют смутное представление о закаливании или вообще о нем ничего не знают. Более того, многие родителя из-за боязни простудить ребенка, с первых дней его жизни начинают заниматься организацией пассивного закаливания от простудных заболеваний: укутывание, закупоривание окон и др. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Суть закаливания состоит в том, чтобы изо дня в день организм подвергался влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Человек, систематически закаливающийся, постепенно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшую нервную систему.. Это один из основных механизмов выработки устойчивого иммунитета к резким и быстрым похолоданием в окружающей среде.

    Здоровый закаленный человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса.

    Первое, с чего следует начать закаливание – это избавить его от имеющегося перегревания. Ведь чаще всего температура в комнате бывает чрезмерно высокой, выше 20 . Для умывания используется вода слишком теплая (37). Самая же главная беда, заключается  в том, что с первых дней жизни приучаем к излишней теплой одежде.

    Итак, первое условие эффективного закаливания – это рациональная одежда. Одежда на улице и дома не должна препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также  должна рассматриваться как эффективно7е не только гигиеническое, но и закаливающее средство. Так как исследование показали, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов. Вместе с тем давно выявлена непосредственная рефлекторная связь этих рецепторов со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, а также буквально со всеми внутренними органами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:"Закаливание детей дошкольного возраста"

Принципы закаливания.При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.1. Постепенность увеличения закаливающих во...

Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста "

Здесь описаны самые простые, но в то же время значимые способы закаливания с указанием температурного режима....

Консультация на тему "Закаливание детей дошкольного возраста"

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закали- вайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду....

Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста"

В материале описываются основные принципы закаливания, общие правила закаливания и закаливание в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Закаливание детей дошкольного возраста»

Закаливание детей дошкольного возраста помогает повысить иммунную защиту и реже болеть инфекционными заболеваниями. В основе закаливания лежит регулярная тренировка организма к перепадам температуры о...

Статья на тему: "Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду"

Закаливание - одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего орг...

Консультация на тему: «Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре».

Консультация на тему: «Закаливание детей дошкольного возраста на занятиях по физкультуре»....