Азбука здоровья - полезные советы для родителей
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сызранова Людмила Александровна

     Воспитать здорового, умного ребенка – это не простая задача, решение её требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать умело и систематически проводить закаливание, занятия гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, помогут избежать многих неприятностей в физическом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_sovety_po_zdorovyu.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям «Азбука здоровья»

Уважаемые родители!

      Вы все мечтаете вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из вас хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий и хлопот  с вашей стороны. Вы были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, тренеры, социальные работники. В тоже время, почти все родители в глубине души хорошо осознают, что лучше их никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства.

     Воспитать здорового, умного ребенка – это не простая задача, решение её требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать умело и систематически проводить закаливание, занятия гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, помогут избежать многих неприятностей, в том числе развитие неправильной осанки у ребенка.

«Внимание – осанка!»

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник – именно он опора всего организма.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и она увеличивается по нарастающей. То есть, больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная ёмкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Кто из нас не слышал в детстве возмущение родителей: «Опять ты горбишься!», «Не сутулься!», «Не клади ногу на ногу!»? а ведь они, как всегда, правы – нарушение осанки способствует развитию многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата. Издавна люди пытались корректировать осанку у своих детей. Так, в восточных странах девочек приучали носить легкие кувшины, блюда и другие предметы на голове (для этого специально на голову надевался обруч-подставка). Позже, будучи взрослыми женщинами, они носили груз до 20 кг.

В России в одежду детей сквозь рукава вставляли длинные палки, которые фиксировали прямую спину. Маленькие дворяне стояли, как журавли, на одной ноге с выпрямленным позвоночником, девочек же заставляли ходить по узкой дощечки, вытягивая носочки, словно балерины.

В современных условиях родителем просто необходимо следить за осанкой своих детей, способствовать её коррекции.

Предлагаем вашему вниманию подвижные игры на формирование навыка правильной осанки

  1. Восточный танец

Дети с легким плоским предметом на голове, сохраняя правильную осанку, выполняют простые танцевальные движения: плавно качают руками, поворачивают туловище вправо-влево, выставляют поочередно правую и левую ногу на носочек, «рисуют» носком ноги на полу круг.

  1. Игра – эстафета «Кто быстрее?» (можно со всей семьей)

Положив на голову предмет, сохраняя правильное положение спины на перегонки, быстрым шагом идут до условного места.

  1. Аквариум

Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Под спокойную музыку ребенок импровизирует движения рыбок – поднимает голову, верхнюю часть туловища, руки, ноги.

  1. Куклы

Ребенок превращается в куклу – у него прямая спина, руки и ноги. Под веселую музыку ребенок танцует, сохраняя правильную осанку.

  1. В бассейне
    Лежа на животе, имитация плавания разными способами.
  2. Мы – гимнасты

Ребенок с предметом на голове, вытягивая носочки, идет по дощечке, по ленточке, между предметов.

  1. Любопытные червячки

Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты вперед. «Надоело червячкам лежать, решили они посмотреть, что вокруг творится. Ребенок поднимается на вытянутых руках, прогибая позвоночник в грудном и поясничном отделах.

  1. Кобра

Исходное положение – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища. Ребенок начинает качаться в разные стороны, сохраняя спину и руки прямыми.

  1. Ежик.

Ребенок лежит на спине – «ежик» отдыхает. На слова: «Лиса идет» подтягивает согнутые в коленях ноги к голове – сворачивается клубком.

  1.  Лягушата

Ребенок сидит на полу с прямой спиной, ноги прямые. Под ритмичную музыку (под счет) начинает шлепать себя по ногам, постепенно наклоняясь вперед, пока руки не коснуться пальчиков ног. Затем также ритмично возвращается в исходное положение.

  1. Ожившие статуи

Ребенок стоит, плотно прижавшись к стене затылком, спиной, руками, пятками, затем отходит от стены, стараясь сохранить правильную осанку, и медленно двигается под музыку (без). С окончанием музыки возвращается к стене, тем самым проверяя свою осанку.

  1. Кто там?

Ребенок лежит на спине, вытянув ноги. Родитель ставит на пол возле носочков ног маленькую игрушку. Ребенок должен приподнять голову, чтобы увидеть и назвать предмет.

Как долго ребенок может сидеть за компьютером?
Влияние на зрение. Когда ребенок смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи.
Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию.
Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.
Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу.
Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.
Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения.
Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.

«Профилактика гриппа и ОРВИ»
В основном вирусы гриппа передаются от человека к человеку через кашель или чихание больного. Вирус гриппа может попасть в организм через руки при соприкосновении с инфицированной поверхностью. При соблюдении некоторых мер, в том числе личной гигиены, можно предупредить распространение микробов, вызывающих респираторное заболевания:
• научите детей часто мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• научите детей кашлять и чихать в салфетку или руку. Родители тоже должны выполнять эту процедуру, что послужит хорошим примером для детей.
• научите детей не подходить к больным ближе, чем на полтора -два метра.
• заболевшие дети должны оставаться дома (не посещать дошкольные учреждения и школы), а также держаться на расстоянии от других людей, пока их состояние не улучшится.
• воздержитесь от посещения магазинов, кинотеатров или других мест скопления людей в районах.
Что делать, если заболел ребенок?
• оставляйте больного ребенка дома, кроме тех случаев, когда ему нужна медицинская помощь. Не отправляйте его в школу или в дошкольное учреждение.
• давайте ребенку много жидкости (сок, воду и др)
• создайте больному ребенку комфортные условия. Крайне важен покой.
• если у ребенка жар, боль в горле и ломота в теле, вы можете дать ему жаропонижающие лекарства, которые пропишет врач с учетом возраста пациента.
• если кто-либо в вашем доме заболел, не допускайте его контакта со здоровыми.
• держите салфетки и корзину для использованных салфеток в пределах досягаемости больного.

«Дыхательная гимнастика»

Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка,  а также с недостаточной работой основной дыхательной мышцы диафрагмы и вспомогательных дыхательных мышц – межреберных, мышц шеи и брюшного пресса. Все это не только нарушает работу дыхательной системы, но также способствует появлению мышечной напряженности, снижает работоспособность ребенка как физическую, так и умственную, влияет на адаптивность к окружающей среде. Дыхательная гимнастика напрямую способствует нервно-мышечной интеграции, ритмизации. Поэтому целесообразно с раннего возраста уделять должное внимание формированию и укреплению респираторной системы и на этом фоне общему оздоровлению организма. Значительную роль в развитии органов дыхания играет дыхательная гимнастика.
Дыхательную гимнастику желательно проводить в образно – игровой форме. Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений. 

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:
1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.
2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.
3. Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.
4. Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.
5. Дышать надо носом.


Комплекс дыхательной гимнастики
по методу А.Н. Стрельниковой для дошкольников.

Упражнения на развитие дыхания по методике А.Н.Стрельниковой рекомендуются детям с частыми заболеваниями верхних дыхательных путей. Выполнение этих упражнений проводится по следующим правилам:                                                

  • активный короткий вдох носом;
  • вдох выполняется одновременно с движением;
  • вдохи-движения выполняются в темпе марша;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • мысленно про себя считать  (счёт по данной методике по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной);
  • дыхательная гимнастика и упражнения для коррекции осанки проводятся в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения - в умеренном или темпе марша.                    

В младшем и среднем возрасте дыхательные и звуковые упражнения  сочетаются с общеразвивающими упражнениями для рук и плечевого пояса, туловища,  имитационного, образно – подражательного характера.

 «Ладошки»

Ладушки – ладошки, звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

И.п.- узкая стойка, руки согнуты в локтях, локти опущены, ладони развернуты к зрителю. 1- хватательные движения ладонями, сжимая их в кулаки, одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вздоха ладони разжимаются, выдох уходит самостоятельно.

Дозировка: 4 коротких вдоха – движения, затем отдых 3-5 секунд. Норма: 4 раза по 4 вдоха.

«Погончики»

Вот погоны на рубашке, темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик – летчик я военный.

И.п.- тоже, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса.1- с силой толкаем кулаки вниз к полу (руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы широко разводятся) – вдох! 2- и.п., выдох уходит пассивно. Дозировка такая же во всех последующих упражнениях.

 «Насос»

По шоссе летят машины – все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, дышим много раз подряд.

И.п.- узкая стойка, небольшой наклон вперед (голова без напряжения; руки перед собой, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены).

1- слегка наклоняемся вниз, руки легким движением тянем к полу, голова опущена – вдох 2- и.п., выдох.

«Кошка»

Мягонько ступают ножки, язычком есть вместо ложки,

Ты погладь её немножко – сразу замурлычет кошка.

И.п.- ноги врозь, руки согнуты, расслабленные кисти рук находятся впереди на уровне пояса. 1- слегка приседая, поворот вправо, кисти рук одновременно делают хватательные движения, резко сжимая кулаки «ловят мышку» - вдох! Сразу после этого ноги выпрямляются, кулаки разжимаются, туловище идет обратно - выдох пассивный. 2- тоже, выполняя поворот влево.

 «Обними плечи»

Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю, носиком вдыхаю.

И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях, подняты на уровень  груди и разведены в стороны, при этом правая рука над левой. 1 – обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох (сжатие грудной клетки). 2-и.п., выдох.

«Большой маятник» (Кукла – неваляшка)

Наклонилась неваляшка, но упасть – не упадет,

 даже если кот мой Яшка неваляшку в бок толкнет.

И.п.- ноги врозь, голова слегка опущена, руки свободно висят перед собой. Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Обними плечи» + «Насос». Получается так: руки к плечам – вдох «с потолка», руки к коленям – вдох «с пола».

 

«Повороты головы»

И.п.- узкая стойка, руки висят вдоль туловища, смотрим перед собой.

1- поворот головы вправо – вдох, выдох рефлекторно. 2 – поворот головы влево – вдох. Шею во время поворота не напрягать, она абсолютно свободна, болевых ощущений не должно быть.

Упражнение ограничить для детей с травмой головы или позвоночника, с повышенным внутричерепным давлением, нервными тиками, с хроническими головными болями.

 

«Ушки» или «Ай-ай-ай»

Ай-ай-ай! Проказник мишка разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать, носом правильно вдыхать.

И.п. – ноги врозь. 1- наклонить голову к правому плечу – вдох! 2-и.п. 3- наклонить голову к левому плечу – вдох. 4 – и.п.

 

«Малый маятник»

Тик – так! Тик – так! Стучат часы, и маятник качается.

У наших добрых малышей день новый начинается!

И.п.- то же. 1 – опустить голову вниз – вдох. 2 – откинуть голову вверх – вдох. Выдох происходит рефлекторно.

 «Перекаты»  (сначала с правой, затем с левой ноги).

Мы умеем танцевать, носом правильно вдыхать.

 А теперь учиться будем перекаты выполнять.

И.п. – дети стоят ровно и прямо. Выставляют правую ногу, левая сзади на расстоянии одного небольшого шага. Тяжесть тела по середине, руки висят вдоль туловища.

1 - из и.п. перенести тяжесть тела на переднюю ногу, делая «пружинку» на ней – вдох. После этого передняя нога выпрямляется в колене – выдох.

 2-плавно не останавливаясь, переносим тяжесть тела на заднюю ногу и делаем на ней «пружинку». Одновременно передняя нога, не сгибаясь, привстает на носочек – вдох. Дозировка: 4 раза по 4 движения вдоха, не меняя положения ног. Затем упражнения повторяется с другой ноги.

 «Рок – н – ролл»!

Праздник в детский сад пришел – все танцуют «рок-н-ролл»!

И.п.- как в упражнении «ладошки». – поднять согнутую в колене правую ногу, носок ступни «смотрит в пол», на левой слегка присели – вдох! Опустили правую ногу на пол; левая нога в этот момент тоже выпрямилась в колене – выдох! 2 – смена положения ног. Дозировка та же.

Задний шаг

На счет 1 слегка присели на левой ноге, правую ногу (согнутую в колене) отвели назад и как бы «хлопнули» себя правой пяткой по ягодице – вдох!

Сразу после этого обе ноги выпрямились (заняли и.п.) – выдох! На счет 2 – смена положения ног. Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Полезные советы для родителей"

Консультация для родителей на тему "Полезные советы для родителей"...

Консультация для родителей. «Дисциплина «Можно» и «нельзя». Несколько полезных советов для родителей.

Приучить ребенка к дисциплине – это, может быть, одна из самых трудных задач, для родителей. Ведь в любом обществе, а семья, как известно, ячейка этого самого общества, существуют определенные требова...

Консультация для родителей «Полезные советы для родителей: как учить ребёнка рисовать»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11957274","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"399","width":"480"}}]]...

Полезные советы для родителей "Здоровье дошкольника"

Краткие советы родителям дошкольников по формированию у детей здорового образа жизни...

Полезные советы для родителей о здоровье детей

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/11/14/poleznye-sovety-dlya-roditeley...

Урок здоровья "Полезные советы"

Забота о здоровье детей является одним из приоритетных направлений. В нашей группе прошёл урое здоровья по теме "Полезные советы", основной целью которого было привлечение детей к здоровому ...