Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей раннего возраста
картотека

Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdoroesberezhenie.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей раннего возраста

 «Оденем куклу на прогулку»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры.   Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть.

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Проводится в разные сезоны.

«Азбука здоровья»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации.

Ход игры.   Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

«Сложи картинку»

Цель: учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Материал: разрезные картинки с предметами личной гигиены, спортивным инвентарём.

Ход игры. Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста.

(Можно использовать цветные фотографии).

«Угадай на вкус»

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:  тарелка с нарезанными овощами или фруктами

Ход игры. Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами или  фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то  овоща или фрукта и задаёт вопросы: «Что это?»,  «Какой на вкус?»

Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного вида (только фрукты или только овощи) с ярко выраженным вкусом.

«Угадай-ка»

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Материал: изображения или муляжи плодов

Ход игры. Воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт) или читает загадку, а дети должны выбрать нужную картинку (муляж) и назвать этот овощ (фрукт).

«Вымоем куклу»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность  действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал:  различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры. Играют 2 человека.  Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые  «помогают»  вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«Поможем Мойдодыру»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал:  картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены, картинки с грязным и чистым ребёнком, картинка Мойдодыра.

Ход игры. Мойдодыр велел Пете чисто вымыться, а Петя не знает, что ему для этого нужно.Воспитатель просит помочь Пете и выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).

«Угадай по запаху»

Цель: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:  баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
 Ход игрыВоспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

- Что это за запах.

Усложнение: найти баночки с одинаковыми запахами.

«Запомни и покажи»

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры. Воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

«Чем мы слушаем»

Цель: формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств, развивать логическое мышление.

Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры. Воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.

- Что помогло вам услышать разные звуки?

- Давайте проверим.

Можно проверить так, по очереди закрывать глаза, нос, рот и уши и опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.

«Что сначала, что потом»

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Материал: серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ.

Ход игры. Детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой

Оздоровительные игры для детей раннего возраста.

Ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды.

1.Запасливые хомячки.

Цель: тренировка носового дыхания, развитие координации движений.

Что нужно: два стула, несколько листов бумаги, несколько маленьких игрушек.

Ход: Дети-хомячки должны пройти через «болото» (листы бумаги это кочки, а стулья-границы болота), используя в качестве ноши маленькие игрушки. Проходить они должны надув щёчки, как хомячки. Переходят хомячки строго по кочкам, оставляют свою ношу на стуле, хлопают себя по щекам и возвращаются обратно, по кочкам. Затем начинают снова, пока каждый не перенесёт на другую сторону болота все свои игрушки.

2.Совушки.

Цель: развитие координации движений рук с движением грудной клетки, обучение углубленному выдоху.

Ход: Дети садятся на пол, ведущий говорит «день», а совы поворачивают головы влево-вправо, медленно. Когда ведущий говорит «ночь», совы начинают махать крыльями и протяжно произнести «Уф-ф-ф-ф-ф-ф!»

3.Чей шарик дальше?

Цель: тренировка навыков правильного носового дыхания.

Что нужно: стол, два шарика, два кубика, ленточка.

Ход: каждому игроку вручаем по шарику, на столе развернуть ленту и положить на неё шарики. По сигналу, каждый из игроков делает вдох носом и что есть сил подуть на шарик, там, где остановится шарик- ставим кубик. Побеждает тот, чей шарик укатился дальше.

4. Надуй шарик.

Цель: восстановление правильного носового дыхания, формирование глубокого вдоха и выдоха, развитие чувства ритма.

Что нужно: маленькие призы.

Ход: Предложить детям понарошку надуть шарик. Для этого дети ложны широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох через нос, потом что есть силы выдохнуть, т.е. надуть шарик, через рот, произнося при этом «ф-ф-ф-ф-ф», медленно соединить ладони.

Затем ведущий хлопает в ладони и говорит, что шарик лопнул. Дети должны повторить хлопок, и на выдохе произнести «ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш» (воздух вышел), прошипеть нужно как можно дольше.

5.Ветер.

Цель: развитие координации движений, ориентировку в пространстве, формировать ритмичное глубокое дыхание.

Ход: Читаем стихотворение, сопровождая движениями. Дети повторяют за взрослым.

«Я ветер сильный, я лечу (руки вниз, вдох через нос)

Лечу, лечу куда хочу (то же самое)Хочу - налево посвищу (поворот головы налево, губы в трубочку)

Могу подуть направо (голова прямо-вдох, направо-выдох. Губы трубочкой)

Налево, потом прямо.

Могу подуть вверх в облака (голова прямо, вдох через нос, опустить голову-выдох через рот),

Но занят я, друзья, пока.

Пока я тучи разгоняю (круговые движения руками),

Я их движенье направляю.

6. Мишка и мышка.

Цель: формирование глубокого ритмичного дыхания, развитие координации движений.

Что нужно: игрушки – мышь и медведь.

Ход: Выполняем движения по ходу текста.

Какой большой у мишки дом (выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох),

Чтоб поместился мишка в нём.

У мышки домик маленький,

Лишь для неё, удаленькой.

(Присесть, обхватить руками колени, опустить голову и выдохнуть: «ш-ш-ш».)

Любит мишка ходить к мышке.

(Походить по комнате.)

Нет, совсем наоборот,

Он же к ней не попадет!

Мышка ходит в гости к мишке.

(Рассказ с движениями повторить 4-6 раз)

Бронхолёгочные заболевания.

1.Давай быстрей, но не беги!

Цель: улучшение дренажной функции бронхов, общеукрепляющее воздействие.

Что нужно: две ленточки.

Ход: Обозначить на полу линии старта и финиша. Дети встают на старт. По сигналу игроки должны как можно быстрее достигнуть финиша, по очереди. При этом бежать нельзя: можно кувыркаться, перекатываться, ходить на четвереньках, ползти и т.д.

2. Поезд.

Цель: улучшение дыхания, обучение умению действовать в коллективе и быстро реагировать на сигнал.

Ход: Дети встают друг за другом, первый – «паровоз», остальные – «вагончики», держат за руки впереди стоящих. «Паровоз» гудит: « гу-гу-гу!» и отправляется в путь, «вагоны» следуют за ним, издавая тот же звук. Сначала поезд движется медленно, постепенно набирает ход, игроки переходят на ускоренный шаг, а потом на бег. После слов ведущего: «Поезд прибыл на станцию», поезд постепенно сбавляет ход, а потом начинает двигаться задом, до команды ведущего «стоп!».

3. Вверх ногами.

Цель: укрепление мышц верхних конечностей, улучшение дыхательной фунции бронхов, общеукрепляющее воздействие, тренировка вестибулярного аппарата.

Что нужно: бумажная салфетка.

Ход: Ребенок встаёт у стенки вниз головой и вверх ногами (взрослый страхует ребенка). На пол рядом с малышом положить салфетку. Вместе со взрослым на выдохе произносить: «Ха-ха-хаааа! Хо-хо-хооооо!» Если накопилось много мокроты-ребёнок будет откашливаться и сплёвывать её на салфетку.

4. Подпрыгни и подуй.

Цель: обучение правильному дыханию, адаптация дыхания к физическим нагрузкам.

Что нужно: воздушный шарик.

Ход: Подвесьте шарик выше ребенка, чтобы проходя мимо, он мог подпрыгнуть и подуть на шарик. Шарик должен отлететь как можно дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

КАРТОЧКА№1Игра «Найди цветочек для божьей коровки»Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цветуМатериал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зел...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...

Картотека "Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего возраста".

КартотекаДидактические игры по сенсорному воспитаниюдетей раннего возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - к...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию...