Консультация "Роль подвижной игры"
консультация
Раскрывается значение пожвижной игры в жизни ребёнка дошкольного возраста, основные задачи подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_podvizhnoy_igry.docx | 80.49 КБ |
Предварительный просмотр:
О роли подвижной игры в развитии ребенка
Игра — непременный спутник детства. Она дает возможность ребенку познать мир, учит общению, способствует физическому развитию, обогащает интеллектуально, создает жизненный положительный эмоциональный фон. Для детей каждая встреча с игрой — это праздник. А вот будет ли этот праздник ярким и веселым, зависит от педагога, организатора, их профессиональной подготовленности, эрудиции, компетентности, от того, насколько будет проявлена инициатива и творчество с их стороны. Всё это, безусловно, является условиями того, чтобы ребенок рос физически развитым, здоровым, жизнерадостным, чтобы ценности физической культуры, занятия физическими упражнениями и массовый спорт стали его повседневной потребностью.
В соответствии с требованиями программы по физической культуре общеобразовательного учреждения, подвижные игры рекомендуется проводить в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, туризмом для успешного решения комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Образовательные задачи подвижной игры предполагают совершенствование и закрепление навыков естественных движений в беге, прыжках, метаниях, а также умений, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и туризмом.
Воспитательные задачи подвижной игры способствуют развитию физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, прыгучести, выносливости) и морально-волевых (смелости, честности, коллективизма) качеств ребенка.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра как биологически, так и психологически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.
Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Она способствует созданию, сплочению детского коллектива, включению в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей. Игры приучают к соблюдению правил, дисциплинируют, воспитывают честность, справедливость, выдержку, требовательность к себе, умение контролировать свои поступки и объективно оценивать других.
Среди множества игр: подвижных, сюжетных, подражательных, музыкальных, познавательных, логических и других особое место занимают подвижные игры как лучшее лекарство от двигательного «голода» — гиподинамии.
Характерными чертами подвижных игр являются не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разных игровых ситуациях, ярко выраженный эмоциональный характер, что создает большие возможности для проявления детской инициативы и творчества. Многие из этих игр существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, метание, переноску груза и т.д., и поэтому являются наиболее универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Какие игры являются подвижными?
Рассмотрим значение подвижных игр в воспитание и развитии детей
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.
Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей или излишнее их количество — все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку.
В активном движении, ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и
повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.
Нельзя сказать, что подвижные игры «работают» только на здоровье ребенка. Безусловно, они способствуют развитию и внимания, и воображения, и мышления. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют в команде. В этом случае игры влияют на формирование качеств личности, поскольку ребенок учится считаться с мнением других, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Это очень важно для его жизни в социуме, поскольку ему придется все это делать и там, во взрослой жизни.
Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для
проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Играть можно и с одним ребенком или двумя, но игры с группой детей более конструктивны и результативны. Соответственно мы говорим о таких видах игр, как коллективные, парные и
индивидуальные. Первенствуют здесь коллективные игры.
Они могут быть разнообразны, но их все объединяет активность и соревновательность детей. Это разного рода эстафеты, активные двигательные игры и пр.
Индивидуальные игры строятся на интересе ребенка и умелой организации взрослого. Ребенку скучно играть одному, поэтому для взрослого нелишне поиграть с ним. К примеру, попрыгать на скакалке, «повисеть» на турнике. И ребенку приятно, и взрослому полезно.
Как правило, содержание подвижной игры составляют ее сюжет, правила и двигательные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)
Данный материал содержит разнообразные игры для использования в работе над проеком "Огород на окне"....
Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов с подвижными игр...
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора
Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)
Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...
Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»
Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....
Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ
Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...