Воздушноконтрастное закаливание детей дошкольного возраста
консультация

Рыбкина Ирина Анатольевна

Тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т.д.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воздушноконтрастное  закаливание детей дошкольного возраста»

  Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды.

В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения.

Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.    

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить

работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро

приспосабливаться к определенным условиям внешней

среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора (тепло, холод и т.д.) и

постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят изменения: клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и

простудным, и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Задачи:

        создание благоприятных условий внутренней среды группы;

        повышение адаптационных возможностей организма детей;

        воспитание у детей осмысленного отношения к здоровью;

        повышение педагогической компетенции родителей по вопросам закаливания.

При проведении закаливающих процедур в дошкольном учреждении всех детей по состоянию здоровья делят на три группы:

•        1 – здоровые дети;

•        2 – дети, с которыми закаливание проводится ограниченно. К ним относятся дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам, другим простудным заболеваниям;

•        3 – дети, которым закаливающие мероприятия в условиях детского сада противопоказаны:

•        4 – имеющие острые хронические воспалительные процессы;

•        5 – с пороком сердца;

•        6 – страдающие желудочно-кишечными заболеваниями.

 

Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных

факторов. Прекращение его ведёт к быстрому угасанию выработанных рефлексов:

•        у детей 2-3 лет через 10-12 дней,

•        у 4-7-летнего ребёнка – через 12-15 дней.

Нетрадиционная методика закаливания – методика контрастного воздушного закаливания.

Эта методика предусматривает реализацию основных методических принципов проведения воспитателем или инструктором физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

К концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха снижается до 13-16°С. В 15 часов дети постепенно просыпаются и лежа в постели поверх одеяла, выполняют гимнастику после сна.

Комплекс гимнастики состоит из нескольких частей: 1 Гимнастика в постели

2        Упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

3        Дыхательная гимнастика

4        Индивидуальные задания

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель начинает её с уже проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает в себя потягивание, поочерёдное

поднимание рук и ног, комплекс упражнений начиная с головы до ног. Главное правило – исключить резкие

движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели около 2-3минут.

После гимнастики в постели по команде ведущего дети встают с кровати, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах и майках, отправляются в проветренную, прохладную,

специально оборудованную групповую комнату или спортивный

зал со спортивными снарядами, применяемыми для развития и укрепления свода стоп, где выполняют корригирующую

гимнастику. Выполняют в течение 1-1,5 минуты циклические

движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные

элементы) попеременно в "холодном" и "теплом" помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну.

Важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Для заинтересованности

детей можно использовать кубики, мячи, погремушки и т.д.)

Инвентарь в группе (спортивном зале) располагается так, чтобы вся группа детей могла заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. В прохладном помещении

предлагаются разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением, разучивание и выполнение новых,

нестандартных физических упражнений и танцевальных

элементов, направленных на развитие координационных возможностей, различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.

Длительность этой части составляет 2-3 мин

Затем выполняется дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика важна для восстановления сердечного ритма, снятия возбуждения, укрепления иммунитета, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.  Выполнение упражнения

дыхательной гимнастики «Паровоз»: руки согнуты в локтях, ходить по игровой комнате делая попеременные движения руками и приговаривая: Чух –чух -чух… увеличивать их дозировку нужно постепенно от 30 сек.

Затем проводится индивидуальная работа с детьми. Педагог организует её как самостоятельную деятельность детей. Например, дать детям задание собирать жёлуди, камушки и т.п. поочерёдно правой и левой ногой. 2-3 мин.

После активных движений дети отправляются обратно в (спальню, группу ) и одеваются…

Общая длительность гимнастики после дневного сна для малышей составляет 7-10 минут,

для старших дошкольников – 10-15 минут.

При этом продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия.

Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна

снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в

день в холодное время года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у

ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней

гимнастики). Позднее (после сна) применяют общие воздушные ванны

при обнажении всего тела ребенка (или частично, оставляя детей в

трусиках и маечках)

Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

Температуру воздуха в помещении надо постепенно

снижать на 1-2°С через 2-3 дня.

Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре

воздуха 21-24°С

При этом необходимо следить за признаками переохлаждения

(появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями

охлаждение организма наступает быстрее.

Обязательно учитывается общее состояние здоровья детей.

Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью батарей центрального отопления, в «холодном» понижается

за счет интенсивного проветривания.

Разница температуры в двух помещениях, составляет в начале:

в "теплом" 21-24°С, а в "холодном" на 3-5°С ниже;

При контрастном воздушном закаливании неукоснительно соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодового воздействия:

с минимального контраста температур в 3-4°С в начале проведения процедур до разницы:

13-15°С для детей 3-4 лет 15-20°С для детей 5-7 лет спустя 2-3 месяца.

Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания. Структура проведения закаливающих процедур после сна

Характер действия        Метод        Методика        Противопоказания

Воздух

(температурное воздействие на организм)        Воздушные контрастные ванны. Гимнастика после сна в кроватях.

Хождение босиком        Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка. Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате). Использование

«дорожек здоровья» (ребристая доска,

массажные коврики

и др.)        Медицинский отвод после болезни. Температура воздуха в спальне ниже 14oС Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний

Примерное оформление тетради по закаливанию Тетрадь по закаливанию оформляется таким образом:

•        схема закаливание по временам года;

•        полная запись методики закаливания;

•        список детей для общего закаливания;

•        список детей с щадящим закаливанием (ДЧБ, III группа здоровья, стоящие на учёте и т. д.).

Образец: Схема закаливания на сентябрь - ноябрь

Если ребёнок из первой группы болел тяжело или долго, после выхода с больничного закаливание для него проводится с повышением температуры воды на 2-3˚ (по сравнению с той, в которой на момент его выхода после болезни закаляются дети данной группы) в течение 3-4 дней, затем он получает те же процедуры, что и вся группа.

Если ребёнок болел недолго и нетяжело, он сразу же подключается к основной группе. Для детей ДЧБ закаливание назначает и консультирует педиатр.

В графе «Примечание» медсестра или врач пишет

продолжительность медотвода, отмечает время перевода детей из ослабленной группы в основную и наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста» «Закаливание детского организма» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е.

Консультация для родителей из цикла: «Оздоровительная работа – Закаливание детей дошкольного возраста»«Закаливание детского организма»      Подготовила и прове...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"...

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста"Закаливание детей дошкольного возраста"  Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в нар...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Закаливание детей дошкольного возраста"

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: "Здоровому, все здорово"!...