Утренняя зарядка в детском саду
презентация
Актуальность
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Утренняя гимнастика – одна из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей - также является одной из здоровьесберегающих технологий в современном ДОО.
Доказано, что ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с заботой о здоровье. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни;
- способствовать активизации интереса детей к гимнастике;
- совершенствовать умения выполнять движения по показу взрослого;
- тренировать терморегуляционный аппарат;
- учить правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, связанные с работой крупных групп мышц;
- учить точно выдерживать положение отдельных частей тела во время упражнения;
Развивающие:
- развивать основные физические навыки;
- развивать умение правильно дышать;
Воспитательные:
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие;
- воспитывать любовь к физическим упражнениям.
Структура утренней гимнастики
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
-вводная
-основная
-заключительная
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Задачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий; формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений
Содержание:
- построения (в колонну, в шеренгу, круг);
- строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
- перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону);
- непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом);
- бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки
Содержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание
Формы проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на участке. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в группе.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
- с использованием тренажеров и спортивного оборудования;
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).
Виды нетрадиционной утренней гимнастики
Сюжетная гимнастика
Строится на обыгрывании какого – либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке», «В гостях у Буратино» и т. д. В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.
Игровая утренняя зарядка
Состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Для вводной части подбираются подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму.
Подвижные игры: «Совушка», «Фигуры», «Ловишки-перебежки»…
Малоподвижные игры: «Найди мячик», «Найди и промолчи», «Летает не летает», «Пингвины»…
Комбинированная утренняя зарядка
Включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, ОРУ и т. д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых.
Хороводные игры: «Как мы поили телят», «На водопой»,
«Листья», «Дождик», «Урожай»…
Ритмическая гимнастика
Построена на комплексе упражнений, танцевальных движений, упражнений игрового стрейтчинга. Комплекс содержит разминку из циклических движений, танцевальных движений и хороводов. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, т. к. он выполняет одновременно два сопутствующих движения (например: присядка с разведением рук). Заключительная часть утренней ритмической гимнастики включает в себя упражнения средней интенсивности. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:
-комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
-в комплексе для выполнения упражнений используются различные
построения
-упражнения должны выполняться из разных исходных положений
-подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
-чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
-используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)
-каждый комплекс должен быть интересен детям
Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель с небольшими изменениями. Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.
Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
Методика проведения утренней гимнастики
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней -необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста
Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Учитывая, что многие дети в раннем возрасте не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Комплекс гимнастики для детей до 3 лет содержит 3-4 общеразвивающих упражнения, количество повторений каждого упражнения 4-5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 минут.
Комплекс гимнастики для детей от 3 до 4 лет содержит 5-6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее 5 - 6 минут. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми по 2-3 раза, после чего только напоминает последовательность движений, осуществляет общий контроль.
Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста
Комплекс гимнастики для детей от 4 до 5 лет содержит 6-7 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 4-6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее 6 - 8 минут.
Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста
Комплекс гимнастики для детей от 5 до 6 лет содержит 6-8 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-8 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 8-10 минут.
Комплекс гимнастики для детей от 6 до 7 лет содержит 7-8 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-8 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 10-12 минут.
На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох и т.д.). Некоторые упражнения связанны с не большим естественным напряжением. В момент такого напряжения происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_obrazovatelnaya_deyatelnost_modul_utrennyaya_gimnastika.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Доклад на тему:
«Утренняя гимнастика в детском саду»
Здоровьесберегающая образовательная деятельность (модуль): Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Направление 44.03.01- Педагогическое образование
Направленность (профиль): «Дошкольное образование»
Выполнила:
Демьянова Надежда Анатольевна.
курс/группа: II|/7050
форма обучения: заочная
Преподаватель:
Сабодаш О. А.
Санкт-Петербург
2021
Актуальность
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Утренняя гимнастика – одна из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей - также является одной из здоровьесберегающих технологий в современном ДОО.
Доказано, что ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с заботой о здоровье. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни;
- способствовать активизации интереса детей к гимнастике;
- совершенствовать умения выполнять движения по показу взрослого;
- тренировать терморегуляционный аппарат;
- учить правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений, связанные с работой крупных групп мышц;
- учить точно выдерживать положение отдельных частей тела во время упражнения;
Развивающие:
- развивать основные физические навыки;
- развивать умение правильно дышать;
Воспитательные:
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие;
- воспитывать любовь к физическим упражнениям.
Структура утренней гимнастики
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя гимнастика состоит из 3 частей:
-вводная
-основная
-заключительная
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней гимнастики
Задачи: организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий; формирование правильной осанки; подготовка организма к выполнению более сложных упражнений
Содержание:
- построения (в колонну, в шеренгу, круг);
- строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом);
- перестроения (из одной колоны в две, из двух колон в четыре, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону);
- непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом);
- бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней гимнастики
Задачи: укрепление основных мышечных групп; формирование правильной осанки
Содержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. После упражнений с большой нагрузкой следует повторить первое упражнение или аналогичное ему. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
Заключительная часть утренней гимнастики
Задачи: восстановить пульс и дыхание
Формы проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на участке. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя гимнастика проводится в группе.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
- с использованием тренажеров и спортивного оборудования;
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей).
Виды нетрадиционной утренней гимнастики
Сюжетная гимнастика
Строится на обыгрывании какого – либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке», «В гостях у Буратино» и т. д. В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.
Игровая утренняя зарядка
Состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Для вводной части подбираются подвижные игры средней и малой подвижности. В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений. В заключительной части включают игру малой подвижности на восстановление дыхания и приведении всех функциональных систем организма в норму.
Подвижные игры: «Совушка», «Фигуры», «Ловишки-перебежки»…
Малоподвижные игры: «Найди мячик», «Найди и промолчи», «Летает не летает», «Пингвины»…
Комбинированная утренняя зарядка
Включает в себя подвижные и хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, ОРУ и т. д. Такие комплексы, как правило, имеют характер итоговых.
Хороводные игры: «Как мы поили телят», «На водопой»,
«Листья», «Дождик», «Урожай»…
Ритмическая гимнастика
Построена на комплексе упражнений, танцевальных движений, упражнений игрового стрейтчинга. Комплекс содержит разминку из циклических движений, танцевальных движений и хороводов. Нагрузка на организм ребенка в таких упражнениях очень высока, т. к. он выполняет одновременно два сопутствующих движения (например: присядка с разведением рук). Заключительная часть утренней ритмической гимнастики включает в себя упражнения средней интенсивности. Утренняя ритмическая гимнастика несет большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под музыку и очень нравится детям.
Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:
-комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
-в комплексе для выполнения упражнений используются различные
построения
-упражнения должны выполняться из разных исходных положений
-подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
-чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
-используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)
-каждый комплекс должен быть интересен детям
Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель с небольшими изменениями. Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.
Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
Методика проведения утренней гимнастики
Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней -необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Утренняя гимнастика с детьми младшего дошкольного возраста
Утренняя гимнастика в данном возрасте, помимо основной задачи, обеспечивает организованное начало дня в детском саду, дает возможность переключить внимание детей на совместные формы деятельности. Учитывая, что многие дети в раннем возрасте не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Комплекс гимнастики для детей до 3 лет содержит 3-4 общеразвивающих упражнения, количество повторений каждого упражнения 4-5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 5 минут.
Комплекс гимнастики для детей от 3 до 4 лет содержит 5-6 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее 5 - 6 минут. Педагог выполняет упражнения вместе с детьми по 2-3 раза, после чего только напоминает последовательность движений, осуществляет общий контроль.
Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста
Комплекс гимнастики для детей от 4 до 5 лет содержит 6-7 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 4-6 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее 6 - 8 минут.
Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста
Комплекс гимнастики для детей от 5 до 6 лет содержит 6-8 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-8 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 8-10 минут.
Комплекс гимнастики для детей от 6 до 7 лет содержит 7-8 общеразвивающих упражнений, количество повторений каждого упражнения 5-8 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей, продолжительность ее до 10-12 минут.
На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох и т.д.). Некоторые упражнения связанны с не большим естественным напряжением. В момент такого напряжения происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренняя зарядка в детском саду
Общеизвестно, что день наилучшим образом начинать с зарядки - и ребятам, и совершеннолетним. И раз вы по неким причинам не делали этого ранее, то общий летний отдых с ребенком – великолепный пре...
Консультация для воспитателей «Организация утренней зарядки в детском саду»
Основная задача утренней гимнастики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благодаря утренней гимнастике усиливаются все физи...
Картотека речёвок для утренней зарядки в детском саду
В картатеке представлены речёвки эмоционально заряжающие детей до или после зарядки. Коллективное исполнение которых обеспечивает хорошее настроение на весь день.[[{"type":"media","view_mo...
Утренняя зарядка в детском саду для детей 6-7 лет
https://youtu.be/iuk0YwPlHZE...
Утренняя зарядка в детском саду для детей 5-6 лет
https://youtu.be/ny4J7WAxEvA...
Буклет рекомендации для родителей "Утренняя зарядка в детском саду и дома"
Радостное утро - залог счастливого дня. А положительные эмоции, которыми наполнен ребенок в этот день , способствуют сохранению эмоционального здоровья. Именно зарядка, проведенная совместно с родител...
Консультация для родителей "Утреняя зарядка в детском саду"
Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не зад...