Консультация для родителей "Игры которые лечат"
консультация (старшая группа)

Куленкова Юлия Анатольевна

Нетрадиционные методы оздоровления детей

 ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ
 Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический
бронхит, аденоиды.
 При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо
восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует
тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение,
препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от
переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа,
рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kotorye_lechat.docx39.85 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы оздоровления детей

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
 Организация оздоровительных игр не требует создания специальной
площадки или наличия особого оборудования. Кроме того, эти игры
проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей
комфортного психологического состояния или предупреждения
психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером
предстоящей учебной деятельности.
 Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.
Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в
определенной степени оценить уровень их физической подготовленности,
степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных
процессов. Удобнее организовывать эти игры двум педагогам –
практическому психологу и физинструктору. Один из них исполняет роль
наблюдателя и ассистента.
 Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о
необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например,
забавное упражнение «Цапля» показывает, у кого из детей нарушена
функция статистического равновесие
 Длительность игр зависит от их содержания и может
варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр составляет в среднем
4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так
и без него.
 Оздоровительные игры очень удобны для организации
заключительной части физкультурного занятия.
 Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр
нет.
 ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ
 Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический
бронхит, аденоиды.
 При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо
восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует
тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение,
препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от
переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа,
рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При
ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются
дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура
бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно 
контролировать правильность осанки и смыкание губ.
Пастушок дудит в рожок.
 Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного
носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
- Рожок, дудочка.
- Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть рожок.
Контроль ветров.
Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.
- Вертушка или шарик.
- Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух
вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.
- На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы
трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со
стола по одному. Вдох через нос.
 Дыхательная гимнастика
 Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в
физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения,
которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую
дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние
восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали
большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме ки-
слородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая
подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной
системы человека.
 Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П.
Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически
следовать какой-либо из них не целесообразно.
 От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и
умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание
попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
 Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую
работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному
человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно
дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У
тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро
успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
 Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и
межреберными мышцами. Диафрагма - мышечно-сухожильная перегородка,
отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать
отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В
зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа 
дыхания:
- нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях
участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в
основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
- среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют
межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается
вверх; диафрагма также слегка поднимается);
- верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет
поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором
втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и
немного - средняя часть);
- смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные
типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).
 Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию
легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.
 Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной
вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только
дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного,
дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота
дыхания.
 Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения,
регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке
физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания
крови, обмена белков, жиров и углеводов.
 Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную
роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и
как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.
 При разработке комплексов дыхательной гимнастики необходимо
учитывать:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей
в условиях дошкольного учреждения;
- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры,
вентиляцию всех отделов легких, развитие верх них дыхательных путей и т.
д.
 С целью систематического использования дыхательных упражнений
они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и
физкультурных занятий.
 Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо
вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в
помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной
дозировкой в исполнении).
 На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней
гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной 
гимнастики, например:
- Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к
другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются
вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
- Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медленно вытягиваются
вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
- Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам -
задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох.
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Комплексы должны быть связаны между собой по степени увеличения
физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по
технике выполнения.
 В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания -
успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения
выполняются без особого напряжения мышц).
 Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних
дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп
мышц.
 Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного
тонуса всей дыхательной системы.
 Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух
недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании
каждого комплекса количество дней можно увеличить.)
 Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с
меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных
комплексов, но с сохранением дозировки.
 Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с
меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.
2. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно
также использовать данные комплексы в качестве профилактики от
простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного
возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети
одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно
показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить
работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.
4. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер»,
«Радуга, обними меня» из первого комплекса полезны для восстановления
организма и дыхания после любой физической нагрузки.
  
 
АРОМОТЕРАПИЯ
 Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто
они бывают тесно связаны с определенными событиями. Наш организм
мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или
неприятные ассоциации и воспоминания. Причем реакция эта, как правило,
спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас
знакомые с детства чувства тепла и защищенности. Это связано с тем, что
будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов
чувств.
 Аромотерапия представляет собой лечение с использованием
различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел
приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и
трав.
 Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему
чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы
обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей
силе аромотерапии. Аромотерапия существует не только для того, чтобы
лечить уже развившуюся болезнь. Она является и весьма реальной защитой
от различных бактерий и вирусов. Аромотерапия укрепляет естественные
силы организма, способствует решению множества задач по достижению
здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности
природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.
 Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие
действие аромотерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на
эфирные масла всегда положительна. Применение средств аромотерапии в
детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а
также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети
больше всего любят теплые, сладковатые запахи.
 Учеными НИИ физических методов лечения и медицинской
климатологии им. И. М. Сеченова во главе с профессором Николаевским В.
В. в течении 5 лет использовалась в детских садах и школах
аромопрофилактика. Важной задачей медицинской службы в детских
учреждениях является поддержание высокого уровня санитарно-
гигиеническо-го режима. Из всего комплекса санитарно-гигиенических
мероприятий большое внимание уделяется санации воздуха помещений.
Ароматические масла снижают микробную обсемененность воздуха в 2-6
раз. При этом значительно уменьшалось количество сарцин, стафилококков,
стрептококков и других микроорганизмов. Наиболее эффективно
обеззараживают воздух эфирные масла мяты, лаванды, эвкалипта.
 Ароматизация воздуха спальных и игровых комнат детских садов с
целью профилактики респираторных заболеваний снижает микробную
обсемененность атмосферы помещений в 3-4 раза. Эффект сохраняется в
течении суток и более. Эфирные масла угнетают дифтерийные и коклюшные 
палочки, гемолитические стрептококки и гноеродные стафилококки. Но,
кроме того, ароматы эфирных масел ионизируют и озонируют воздух
закрытых помещений, уничтожая специфический запах больниц.
 Ароматы оказывают положительное действие на бронхолегочную,
сердечно-сосудистую, нервную системы. Респираторная заболеваемость
детей, принявших курс аромопрофилактики в детских садах, снизилась: в
условиях Крыма - на 12-14%. в районах Крайнего Севера - на 25-35%. На
ряду с выраженным дезинфицирующим эффектом воздуха ароматы
оказывают положительное воздействие на общее состояние ребенка:
повышаются бодрость, работоспособность, двигательная активность,
снимаются усталость, утомляемость.
Аромопрофилактика вирусных респираторных заболеваний в детских
садах.
 Процедуры проводят в спортивных или музыкальных залах во
время соответствующих занятий, а в случае необходимости - в спальных
помещениях во время дневного сна, при этом начинать процедуру
необходимо за 30 - 35 минут до окончания сна. Схемы проведения процедур
профилактики следует составлять таким образом, чтобы не нарушать
обычный ритм работы детского сада.
 Используют эфирные масла лаванды или мяты перечной или их
смесь в соотношении 5:1. Продолжительность процедуры 20-25 минут.
Концентрация летучих веществ в воздухе 0,5 мг/м3. Курс 12-14 дней
ежедневных процедур (исключая выходные дни). Повторный курс проводят
через 1,5-2 мес., а в районах средней полосы и южнее - 3 курса в год, с
октября по апрель. В летнее время проведение профилактики не
целесообразно. В северных регионах и в местах с повышенным
промышленным загрязнением атмосферы данный метод можно использовать
круглогодично.
 Использование аромотерапии предусматривает активизацию
обонятельных центров головного мозга - это свежий запах хвои, острый
запах корейского бальзама приятный запах лимона, кинзы, душицы, мяты.
Вдыхая на уроке эти ароматы, дети представляют, что находятся в лесу, где
чистый и свежий воздух.
 Особое значение придаем дыханию носом, т.к. в средней части
носа находятся обонятельные нервы. Систематическое проведение занятий
на улице в любую погоду помогают закалить и укрепить навык дыхания
носом, а не ртом, как в основном приучены дети. В носовой полости воздух
очищается, согревается и увлажняется, что позволяет избежать охлаждения,
перегрева и воздушных инфекций. Обонятельные нервы передают
информацию о запахах наполняющих воздух, нашему головному мозгу и
восстанавливают гармонию ребенка с окружающей средой. Свежий запах
хвои, эвкалипта, розмарина, лимона, полыни, душицы, мяты, разнотравья
возбуждают приятые ассоциации.
 Для распыления ароматических веществ можно применять
прибор <Фитам>, карманный ингалятор, фитопалочки или наполнить
кабинет легким запахом, накапав 10 капель любого ароматического масла в
горячую воду.
 
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
 Музыкотерапия психотерапевтический метод, основанный на
целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Воздействие музыкой на человека - один из самых древних методов лечения,
возникший одновременно с появлением первобытных целителей [Алексеев
Г.И., Батурина Л. А. 1991г.]. Музыка - один из наиболее древнейших
способов исцеления от болезней. Еще Пифагор более 500 лет до нашей эры
возвышал музыку над другими лечебными средствами, приписывая ей
универсальность в исцелении души и тела Ибн Сина изучал влияние музыки
не только на больного, а всесторонне испытывал действие музыки и на
здорового человека, что дало возможность использовать музыку как одно из
сильнейших средств профилактики нервно-психических заболеваний.
Музыка оказывает на организм неспецифическое стимулирующее
симпатометическое и седативное действие (Г. Шипулен, I. Koher).
Основоположник музыкотерапии в России В.М. Бехтерев. В мире сегодня
значительно возрос интерес к использованию немедикаментозных методов,
как для профилактики, так и для лечения заболеваний. Лечить больного, а не
болезнь - старая мудрая истина врачевания.
В 1988 году профессор P.Hubner ( Германия ) предложил методику
применения медицинской резонансной музыки ( МРМ ) во многих областях
медицины. Применение МРМ рекомендовано Европейской ассоциацией
врачей. МРМ - новый уникальный феномен в медицине. Терапевтический
эффект данной музыки объясняется, как считают зарубежные ученые,
природным феноменом резонанса - в данном случае резонанса между
микрокосмосом музыки и законами функционирования человеческого
организма. Полученные результаты от применения МРМ свидетельствуют о
разнообразном позитивном влиянии музыки на организм как здорового, так и
находящегося в различных патологических состояниях организма.
Резонансная музыка является одним из наиболее действенных средств так
называемой Holistis- медицины - целостной медицины, которая
рассматривает человека как единое целое.
 Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным
направлением, которое используют во многих странах в лечебных и
оздоровительных целях. В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев
– заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения
квалификации работников образования, действительным членом Академии
педагогических и социальных наук, национальным координатором
Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была 
создана программа “Здравствуй” (программа формирования здоровья детей
дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так
как “ именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления”. Во-
первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три
основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных
процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что
с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа,
подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных
ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени
ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя
имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции
организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен
значительно менять психическое состояние ребенка. Во-вторых, музыка
имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию.
Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные
биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы
своих личных проблем.
 В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку,
начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов
аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные
функции организма. Например, при нарушении дыхательной функции
можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики
пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях
– прослушивание музыки. Важно отметить, например, что
дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не
замечая процесса лечения.
 В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию
опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен
подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это
справедливо и для других нюансов музыки. Следует отметить, что
эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается
дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх –
60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм
дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное
состояние ребенка. В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу,
восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при
снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций
снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Кроме того, специально
подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребенка и
повышает уровень имунных процессов в организме, т. е. Приводит к
снижению его заболеваемости. Музыку можно использовать и в 
реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга,
ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого
полушария при музыцировании, создание музыкальных образов приводит к
оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный
очаг возбуждения, связанный с болезнью. Прослушивание медитационной
музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание. Музыку
можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье,
что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими
словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового
образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут
потрясающий эффект. У каждого человека есть любимая музыка, которая
действует на его душу наиболее эффективно. Какое же воздействие на
человека оказывают различные жанры музыки? Следует иметь в виду, что в
рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них
активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться. Вот
некоторые общие тенденции, которые существенно изменяются в
зависимости от слушателя, условий прослушивания, окружающей среды.
--В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания,
что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они
хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.
--Медленная музыка в стиле барокко ( И.С. Бах, В.А. Гендель и др) дает
ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную
стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
--Классическая музыка (Д.Гайдн и В.А. Моцарт) отличается ясностью,
элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию,
память и пространственное восприятие
--Музыка романтизма (П.И. Чайковский, Ф. Лист) подчеркивают
выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм,
мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать
симпатию, страстность и любовь.
--Музыка импрессионистов (Ж.К. Дебюсси, Д.Равель) основана на свободно
текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные
образы, как в сновидениях.
--Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение
и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.
--Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью,
что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким,
заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным
свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
--Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения,
создают ощущения благополучия.
--Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли
или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения,
снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и 
резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также
способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.
--Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет
четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности. --Музыка
в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.
--Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в
состояние умиротворенности.
 Остановимся на особенностях уроков здоровья. Каждый урок
строится по определенной схеме и решает познавательные, оздоровительные
и исследовательские задачи. Он в основном начинается с психологического
настроя, а заканчивается одним из приемов закрепления нового материала.
Кроме этого в процессе урока, независимо от изучаемой темы, дети учатся
приемам расслабления. Все три эффекта (психологический настрой,
закрепление материала, снятие стрессов) достигается с помощью лобно-
затылочной коррекции. Снятие стрессов с помощью лобно-затылочной
позиции приучит детей после каждого неприятного случая оказывать себе
первую психологическую помощь. В оздоровительные занятия входит и
медитация. В контексте программы она понимается как самопогружение,
свободное внутреннее созерцание и самовнушение. - Текст медитации и
музыка может меняться ежедневно, для него предлагается использовать
слова и фразы из ответов детей, после того, как они расскажут о своих
ощущениях во время медитации. Можно попросить нарисовать увиденные
ими образы.
- Медитация не должна длиться более 5-7 минут.
- Желательно использовать инструментальную музыку, неритмичную (ближе
к классическому направлению) или специальную «медитативную»,
«космическую» музыку.
- Особым видом медитации является настрой. Педагог внушает детям
определенные правила, настраивая их на определенные события, явления,
виды деятельности. Колыбельные также являются своеобразными
медитациями – настроями, с их помощью формируется сознание
ребенка. Для каждого урока составляется программа оздоровления,
предполагающая оптимизацию различных психофизических факторов у
детей. Если проанализировать все семь тем программы, то можно
заметить следующее соотношение: в каждой теме один-два урока здоровья, а
остальное пятиминутки, минутки здоровья и оздоровительные паузы. В
теоретическом обосновании нет разграничения данных видов занятий.
Можно увидеть, что они различаются насыщенностью предлагаемого
материала и протяженностью во времени. Их рекомендуется проводить в
любое время дня при наличии свободного времени.
 На оздоровительных занятиях происходит не только развитие
физических способностей детей - движения исполняются под музыку, что
существенно способствует улучшению координации ребенка.
 Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: 
прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в
музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и
спокойную музыку, а для активизации - веселую и громкую. Возможности
музыкальных произведений, особенно классических, широко используется
для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения
структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами
участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом
применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные,
например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель
музыкальных занятий - интеграция ребенка в социальную группу, так как в
музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные
коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость,
формируется выдержка и самоконтроль.
 Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие
ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание
детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам,
выполнению движений в соответствии с текстом песни.
 Наглядность (иллюстрации, игрушки) помогает установлению
контакта с детьми, дает возможность привлечь их внимание к занятиям,
расширяет представление малышей об окружающем мире.
 В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто
используют дополнительные приемы: дыхательные упражнения,
аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Эффективно применяется метод
"гипносон" - отдых под музыку.
 В начале занятия должна звучать медленная, спокойная лирическая
музыка для снятия напряжения," затем более оживлённая, а в завершении -
спокойная и оптимистическая. В первую очередь выбирают музыкальные
композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Не
рекомендуется использовать модные шлягеры и музыкальные новинки. Опыт
Устюжаниной Л.В.показывает,что достаточно длительное и, универсальное
эмоциональное воздействие без эффектов пресыщения оказывают лишь
классические произведения.
 В первую часть занятия включаем спокойную музыку для снятия
напряжения и. переключаем : с левого полушария, на правое:
(П.И.Чайковский <Времена года>, <6-я симфония>, В.Бетховен <Симфония
№3, 5>), затем более оживленная (Д. Ватсон -музыка 70-х годов, Ричард
Прддольный): происходит внутренняя анатомия, воздействие на печень,
сердце, легкие, почки, мочевой пузырь, половые органы, тонкий и толстый
кишечник, поджелудочную железу, желудок, желчный пузырь, а в заверше-
нии - спокойная и оптимистическая: Рушель Блаво (для повышения
творческой способностей, для массажа и физической релаксации), Доктор
Айболит <3най свое тело>.
 Музыкотерапия позволяет влиять на эстетическое <меню> и
энергосистему ребенка. Рычков С. <Музыка высших сфер> (идет внутреннее 
очищение, успокаивает ум и чувства, человек входит в глубокий покой,
музыка применяется для глубокого отдыха и восстановления сил, снятия
стрессов, лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, а также
выполняет функции развития правополушарной системы).
 Для гармонизации ребенка с природной используем
прослушивание звуков природы: шепот листьев, журчание ручья и шум моря,
звонкую трель птиц и животных, звон колоколов церковных звонниц и
колокольчика, шум гор и субтропиков.
 В результате дети становятся спокойными, доброжелательными,
лучше усваивают учебный материал, проявляют интерес к более трудным
предметам (русский язык, математика), приучаются слушать и слышать
музыку вокруг себя.
 Это созвучно с концепцией В.А. Сухомлинского «Человек стал
Человеком только потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину
лазурного неба, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского
снега, увидел и изумленный пошел по земле, создавая новую красоту».
 ЦВЕТОВОЗДЕЙСТВИЕ
 Влияние на психику света, а также цвета и красок внимательно
изучается физиологами, врачами, гигиенистами. Их рекомендации УДО
используют три окраске, освещении и оформлении помещений. В группах
дизайн служит созданию здоровой рабочей обстановки, сосредоточению
внимания.
 При подборе можно использовать классификацию Давинье о
влиянии цвета на настроение человека:
» оранжевый- бодрит, освежает, настраивает на активную деятельность;..
■ желтый - создает хорошее настроение;
■."зеленый - успокаивает, освежает;
■ синий - освежает, снижает физическое напряжение, регулирует ритм
дыхания, улучшает работу сердца.
 Вот лишь некоторые заболевания, которые по словам Д. Либермана,
лечатся видимой нами частью солнечного спектра - цветами.
 Красный цвет стимулирует высокую физическую активность в.
организме, воздействует на работу половых органов.
 Оранжевый цвет нормализует работу желудочно-кишечного тракта,
кровяное давление.
 Желтый цвет нормализует работу желудочно-кишечного тракта,
кровяное давление. i
 Зеленый цвет способствует излечению сердечно-сосудистой и
кроветворной системы.
 Голубой цвет помогает при заболеваниях, связанных с обменом
веществ, болезней центральной нервной системы, заболеваниях горла и
органов дыхания, а также костно-мышечной системы.
 Синий цвет стимулирует зрение, помогает при заболеваниях уха.
 Фиолетовый цвет способствует нормальному функционированию
мозга, а также выработке гормона мелатонина. омолаживающего организм и
снимающего депрессии.
 При этом, когда происходит излечение того или иного заболевания,
то цвет ранее воспринимавшийся как неприятный, дискомфортный, начинает
вызывать радость или удовольствие.
 Проверить, какой именно цвет вам необходим, можно также в
медитации, которую разработал ученый. Закройте глаза и расслабьтесь.
Представьте, что внутри вас расположены семь прозрачных резервуаров в
виде прямоугольных и высоких колон. Вообразите, что через макушку
вашей головы в вас проникает ослепительно белый солнечный свет и
разбивается на отдельные цвета, которые заполняют колонки. Посмотрите,
какие колонки заполнятся не до конца, какой цвет вы не можете представить
сече ярко. Значит, именно он вам и необходим. Затем постарайтесь
наполнить себя мысленно именно тем цветам, которого окажется меньше
всего в данный момент в ваших резервуарах.
 В целях оздоровительного воздействия в рамках физкультурного
занятия цветовоздействие может применятся в трех вариантах:
- декоративное оформление стен и оборудования
- использование на занятии дополнительной подсветки разного цвета
-методика «Сухой дождь». Применение методики предполагает наличие в
зале разноцветных лент, подобранных согласно спектру и закрепленных на
направляющей. В начале занятия в целях активизации и поднятия тонуса
дети проходят сквозь «дождь» от холодной части к теплой, в заключительной
части – в обратном направлении. Многие педагоги (Шувалова Н.И., Лапенко
Н.В. и др.) считают, что применение методики не только значительно
облегчает переход детям от одного вида деятельности к другому, но и
повышает оздоровительный эффект занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у луч­ших специалистов, достаем наиболе...

Консультация для родителей на тему: "Игры, которые лечат"

Консультация для родителей на тему "Игры, которые лечат"...

Консультация "Игры которые лечат"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Игры, которые лечат"

Рекомендации для родителей.  Как в домашних условиях можно всей семьей поиграть, при этом укрепляя здоровье своего ребенка...

Консультация для родителей "ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ"

    Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, д...

Консультация для родителей: "Игры которые лечат"

Игры, направленные на профилактику заболеваий у детей...

Консультация "Игры, которые лечат"

Консультация для родителей...