Релаксационные игры для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)
Релаксационные игры позволяют снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksatsiya.docx | 320.27 КБ |
Предварительный просмотр:
для детей раннего возраста
Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
Существуют разные релаксационные игры:
- Игры, помогающие достичь состояния релаксации путём
чередования сильного напряжения и быстрого расслабления
основных мышц тела;
- Игры-медитации снимают эмоциональное напряжение через
расслабление основных мышц;
- Игры, помогающие добиться состояния релаксации путём
чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой;
- Игры с прищепками – релаксация достигается путём сжимания и разжимания кистями рук обычной бельевой прищепки. Монотонные движения руками и сжимание мышц кистей рук затормаживают отрицательные;
- Игры – «усыплялки», колыбельные имеют сильное психоэмоциональное воздействие на ребёнка, расслабляют и лечат.
Игры на основе нервно-мышечной релаксации
«Муравей»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Все дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель: «Мы сидим на полянке, ласково греет солнышко. Мы спокойно дышим – вдох, выдох. Вдруг на пальчики ног залез муравей. С силой потяните носочки на себя. Ножки прямые и напряжены. Прислушайтесь, на каком пальчике сидит муравей, задержите дыхание. Сбросим муравья с ножек, выдыхаем воздух. Ножки вниз, стопы в стороны, ножки расслаблены, отдыхают».
(Повторить несколько раз).
«Мороженое»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Воспитатель:«Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твёрдое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное. Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими, расслабленными. Ручки бессильно повисли вдоль тела…»
«Улыбка»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Воспитатель: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнёмся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щёчки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Поймай бабочку»
Цель: нервно-мышечная релаксация через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления.
Ведущий показывает летящую бабочку, пробует её поймать –выполняет хватательные движения над головой одной рукой, потом другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения. Затем медленно разжимают кулачки, смотрят, поймали бабочку или нет. Затем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат её.
«Холодно-жарко»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Воспитатель: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам – греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер… » (Дети повторяют действия).
«Сорока-ворона»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала,
А самому маленькому –
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
«Самолёт летит, самолёт отдыхает»
Цель: снять эмоциональное напряжение путём чередования сильного напряжения и быстрого расслабления мышц.
Воспитатель предлагает ребятам полетать. Но сначала они должны превратиться в быстрые самолётики. Дети поднимают руки, как крылья, напрягают их (потому что нужны сильные крылья, чтобы самолётик летел). Стоя на месте, дети изображают самолётики (смысл упражнения в том, чтобы напрягать и расслаблять руки), жужжат «моторами», двигают «крыльями», затем опускают их расслабленными – самолётики прилетели, крылья устали и хотят отдохнуть.
Игра с шарфиком
Цель: снять напряжение мышц лица.
Воспитатель: «Представьте себе, что вам холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками. Но вот пришла мама и принесла шарфик. Вы повязали шарфики на шейки. Покрутили головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам, улыбнулись друг другу».
«Шишки»
Цель: снять напряжение.
Воспитатель: «Вы – медвежата, а я мама-медведица. Я буду бросать вам шишки (ведущий имитирует соответствующее движение). Вы будете их ловить (ведущий показывает, что надо сделать) и с силой сжимаете в лапах». Дети играют.
Ведущий: «Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама медведица снова кидает шишки медвежатам…».
«Лимон»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Воспитатель предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют её. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.
«Потягушечки»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение.
Воспитатель предлагает всем поспать, отдохнуть. Дети собираются в круг, садятся на корточки, закрывают глаза. Воспитатель (через несколько секунд): «Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носки. Воспитатель: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, опускают руки вниз.
Игры – медитации
«На полянке» (выполняется под релаксационную музыку)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Воспитатель: «Представьте себе лесную полянку, на которой растёт мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на неё, как на перинку. Вокруг всё спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щёчки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребёнка к другому). Лучики гладят… (имя ребёнка), ласкают… (имя следующего
ребёнка и т.д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».
«Воздушные шарики» (выполняется под релаксационную музыку)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Воспитатель «Все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые.
Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие-лёгкие. Воздушные шарики поднимаются всё выше. Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза - психолог поглаживает детей, переходя от одного ребёнка к другому).обдувает шарик… (имя ребёнка), ласкает шарик… (имя следующего ребёнка и т.д.). Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику».
«Ручей» (понадобиться запись журчания воды и шума леса)
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Воспитатель: «Вы лежите возле небольшой речки в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеёк журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию, медленно вдохните, выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдаёт вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся тёплыми от волшебных брызг, всё тело становится лёгким-лёгким от прикоснувшейся воды. Вы наполняетесь журчанием ласкового ручейка… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребёнка к другому). Ручеёк погладил … (имя ребёнка), и … (имя следующего ребёнка и т.д.) погладил. Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно… но пришла пора расставаться. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку».
«Лентяи»
Цель: снять эмоциональное напряжение.
Дети ложатся на ковёр. Воспитатель: «Сегодня вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги… (пауза – психолог поглаживает детей, переходя от одного ребёнка к другому). Отдыхают ручки у… (имя ребёнка), отдыхают ножки у … (имя
следующего ребёнка и т.д.). Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши ноги, руки, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит
вам силы и хорошее настроение… Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение».
Тихий час для мышат (игра с элементами медитации)
Цель: релаксация.
Воспитатель предлагает детям превратиться в мышат и показать, как они
обедают – откусывают кусочки сыра; гладят свои животики - наелись; показывают сонным писком, что хотят спать. Затем дети-мышата укладываются на коврик «спать». Включается музыка для релаксации на 1-2 минуты (с каждым разом можно увеличивать время), дети лежат и слушают музыку. На счёт «три» все мышата превращаются в послушных ребят. Воспитатель: «Откройте глазки, вы отдохнули и у вас хорошее настроение».
Игры на релаксацию путём чередования ритмичного дыхания и дыхания с задержкой.
«Согреем бабочку»
Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.
Дети сидят в кругу на стульях. Воспитатель показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замёрзла и не может взлететь. Предлагает согреть её своим дыханием. Дети дышат на ладошки (обучая этому дыхательному упражнению, воспитатель может попросить широко открыть рот и произнести долгий звук «А»). Воспитатель рассказывает, что бабочка согрелась и её надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки (на начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе произнести долгий звук «У».)
«Воздушный шарик»
Цель: развить у детей способности расслабления мышц живота.
Дети стоят в кругу. Воспитатель: «У меня в руках воздушный шарик. Посмотрите, как я его буду надувать (надувает настоящий воздушный шарик, а затем сдувает его). А сейчас мы представим, что воздушный шарик находится у нас в животе и мы должны его надуть. Положите руку на живот. Шарик сейчас не надут. Теперь набираем в него воздух, надуваем животик, будто он большой воздушный шар. Почувствуйте ручкой, как он растёт. А
теперь сделаем вдох и сдуем животик. Отлично! Давайте повторим ещё раз. Вдох – выдох, ещё один вдох – выдох. Молодцы!»
«Часики»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники, создание положительного эмоционального фона.
Воспитатель: «Ребята, а вы видели часики? У кого они есть? А хотите, мы
сегодня с вами будем показывать часики? Встаньте прямо, ножки слегка расставьте так, чтобы машина между ними могла проехать, руки опустите. Мама часики завела, и они стали тикать: «Тик-так!» Размахивайте прямыми руками вперёд и назад. Устали часики, остановились, отдыхают… мама снова завела часики, и они снова стали тикать». Дети и ведущий размахивают руками, говорят: «Тик-так». (Монотонные движения руками затормаживают
отрицательные эмоции)
«Каша кипит»
Цель: снять психоэмоциональное напряжение через дыхательные техники.
Воспитатель: «Поставила мама кашу варить и ушла. А каша сварилась и закипела. Вы знаете, как каша кипит? Давайте покажем. Одну ручку положим на животик, другую на грудь. Втянули животик – набрали воздух. Говорим громко: «Ф-Ф-Ф», - выпятили животик. Вот как каша кипит!»
Игры с прищепками
Игры с прищепками
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Воспитатель показывает детям прищепки и рассказывает о предназначении их в быту, предлагает поиграть с ними – показывает, как тремя пальчиками
можно прицепить прищепку к краю коробки, сопровождая действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала,
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
(Дети повторяют текст и движения за воспитателем)
Затем воспитатель показывает, как прищепка может открывать и закрывать «ротик». Далее прищепка «превращается» в волка:
Серый волк – зубами щёлк.
Не боимся тебя, волк!
(Дети повторяют текст и движения за ведущим)
«Интересный разговор»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:
Лягушонок: «Квак-квак!»
А утёнок: «Кряк-кряк!»
Все сказали, все спросили,
Хорошо поговорили!
«Лиса»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Воспитатель ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Ротик открывает, зайчиков пугает.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Крокодил»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Процедура проведения. Ведущий ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
А зубастый крокодил чуть его не проглотил.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Гусь»
Цель: снять напряжение, развить мелкую моторику рук, развить коммуникативную функцию речи.
Воспитатель ритмично открывает и закрывает «ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста:
Га-га-га, - гогочет гусь, -
Я семьёй своей горжусь.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
«Грачата»
Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.
Воспитатель ритмично открывает и закрывает прищепку обеими руками
по ходу проговаривания текста.
Двое маленьких грачат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты грачата:
Очень есть они хотят.
(Дети повторяют текст и движения за ведущим.)
Игры-«усыплялки», колыбельные
«Ложимся спать» (игра с куклой)
Цель: помочь ребёнку быстрее уснуть, упорядочить ритуал отхождения ко сну, сделать его привычным.
Воспитатель собирает всех детей вокруг игрушечной кроватки, берёт куклу
и говорит: «Всем ребяткам пора спать. И кукла Катя сейчас будет ложиться спать. Надо раздеться. Вот платьице, колготки. Ложимся в кроватку. Приятных снов, Катюша». Воспитатель обращается к детям: «А теперь и наши ребята будут ложиться спать. Только сначала нужно раздеться».
«Зайки серые»
Цель: подготовить ко сну, снять психоэмоциональное напряжение.
Воспитатель укладывает детей в кровати и начинает напевать или произносить текст для засыпания: «Зайки серые устали и в постельку улеглись. И зайчонок Миша прилёг, и зайчик пушистый Алёша прилёг… Постельки у заек тёплые, мягкие. И у беленькой зайки Мариины тёплая, и у … Лапки зайки вытянули, тёплые лапки у зайчишек. И у зайчика Леночки тёплые, и у… Закрываются глазки у зайчиков, спят зайки. И зайчик Машенька спит, и зайчик Сашенька спит. Хорошо, тепло моим заинькам!» Воспитатель подходит к каждому ребёнку, шепчет ему эти слова ласково, поглаживает ручки, ножки, спинку. Уложив всех детей, воспитатель садится в кресло и расслабляется.
«Малышам всем спать пора»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение с основных мышечных групп тела малыша.
Все ребята лежат в кроватях, педагог нежным голосом начинает напевать, сопровождая поглаживаниями слова колыбельной. Повторяет несколько раз, пока все дети не получат нежное поглаживание от него:
Нашим пальчикам спать пора,
Нашим ручкам спать пора,
И волосикам спать пора,
Нашим ножкам спать пора.
И животику спать пора,
Спинке тоже спать пора,
Лобику тоже спать пора.
Малышам всем спать пора!
«Все спят»
Цель: подготовить детей ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение.
Ребята лежат в кроватях. Педагог подходит к окну и начинает приговаривать:
Бай-бай, бай-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не шуми.
Петушок, не кричи,
Моих ребяток не буди!
Ребята выспятся,
Большие вырастут
И в школу пойдут!
Воспитатель ходит спокойно между кроватей, поправляет одеяла, поглаживает всех ребят по очереди. Затем заводит колыбельную:
Все ласточки спят,
И лисицы спят.
И нашим ребяткам
Спать велят.
Ласточки спят
Все по гнёздышкам,
Лисички спят
Все под кустиками,
Мышки спят
Все по норочкам,
Маленькие детки
В кроватках спят.
Спи и ты, Ванюша!
Спи и ты, Катюша!
(Называет ласково тех детей, к которым подходит.)
Другой вариант:
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птички спят на веточках,
Мишки спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Дети все – по люлечкам…
Спят-поспят,
Всему миру спать велят!
«Прилетели гуси»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.
Воспитатель начинает напевно рассказывать «усыплялку», постепенно
переходя на шёпот. Ходит между кроватями, нежно нашёптывает слова «усыплялки» и поглаживает каждого ребёнка, таким образом снимая напряжение, успокаивая малышей:
Ой, люли-люли-люли,
Прилетели к нам гули,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать:
«Чем нам детушек кормить?»
Одна гуля говорит:
«Будем кашу варить».
Другая гуля говорит:
«Молочком будем поить».
Третья гуля говорит:
«В колыбельке качать,
Спать укладывать.
Уж вы, детушки, спите
Глазки ангельски зажмите,
Спите! Спите! Спите!»
«Игрушки»
Цель: подготовить ко сну, снять напряжение.
Дети в кроватях. Воспитатель начинает рассказывать знакомое стихотворение, постепенно настраивая детей на сон, призывая уснуть и увидеть во сне сказку:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать.
Слоник тоже хочет спать,
Хобот опускает слон,
Видит сладкий дивный сон.
Наши детки тоже спят,
Тихо носики сопят.
Мягкие подушки
Согревают ушки.
Глазки закрываются, сказки начинаются!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
релаксационные игры для детей раннего возраста
игры для снятия психоэмоционального напряжения...
Релаксационные игры для детей раннего возраста
Материал для воспитателей ДОУ, игры для снятия у детей эмоционального напряжения...
Релаксационные игры для детей дошкольного возраста
Релаксационные игры для детей дошкольного возраста...
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость и другие причины. Воспитатели могут помочь...
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ИГРЫДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Мороженое»Цель: снять психоэмоциональное напряжение.Процедура проведения. Дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в моро...
Релаксационные упражнения для детей раннего возраста
Методическая разработка. Релаксационные упражнения для детей раннего возраста....
Релаксационные игры для детей раннего возраста
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость и другие причины. Воспитатели могут помочь...