Подвижные игры народов севера
картотека

Голубцова Марина Анатольевна

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_narodov_severa.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

ЦЕЛЬ: учить бегать по кругу, не наталкиваясь, друг на друга,

             Метко бросать мяч, укреплять познавательный интерес

             (труд оленевода - пастуха), соблюдать правила игры.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Группа «оленей» находится внутри  очерченного круга. Два «пастуха» стоят друг против друга за кругом. По команде воспитателя: «Раз, два, три - отбивку начни! » - «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», которые должны убегать на противоположную сторону. «Олень», в которого попал мяч, считается сраженным. После 5 - 6 раз каждый «пастух» считает свою добычу.

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И КУРОПАТКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать реакцию на сигнал, учить бегать в разных

            направлениях, не наталкиваясь, друг на друга, расширять

            познавательный интерес о птицах.

ПРАВИЛА ИГРЫ: «Полярная сова» находится в углу площадки, «куропатки» - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке, под громкие - становятся «столбиком» и не шевелятся. « Полярная сова» обходит куропаток и того, кто шевелится -забирает и уводит с собой. В заключение игры, после 4-5 раз повторений, воспитатель отмечает детей, особо отличившихся.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

ЦЕЛЬ: Учить детей ходить и бегать парами, преодолевая

             препятствия, расширять знания о способах передвижения на

             Севере, познакомить с понятием «каюр».

ПРАВИЛА ИГРЫ:

1 вариант: дети стоят парами вдоль стены или площадки (упряжки). Один ребенок изображает оленя, другой - роль каюра. По сигналу воспитателя «упряжки» бегут друг за другом, преодолевая препятствия (объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику). Доехав до стойбища, каюры отпускают своих оленей. По сигналу воспитателя: «Олень далеко, ловите оленя» каждый каюр ловит свою упряжку. При повторении игры каждый каюр меняется со своим оленем.

2 вариант - две - три «упряжки» стоят вдоль стенки, а у противоположной стены находится приз. По сигналу воспитателя (удар в бубен) «упряжки» бегут к намеченной цели. Побеждает тот, кто первым возьмет приз.

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

ЦЕЛЬ: Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед

             мягко, на носочках, метко бросать мяч, расширять знания о

             труде охотника.

ПРАВИЛА ИГРЫ: На одной стороне площадки очерчивается место для «охотника», на другой - кружочками - места для «зайцев» (в каждом кружке по 2 «зайца»). «Охотник» обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «выбежали зайцы на поляну», дети выходят из своих домиков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По сигналу «охотник», зайцы останавливаются, поворачиваются к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит «добычу» к себе. После трехкратного повторения игры проводится подсчет зайцев у «охотника», затем выбирается новый «охотник».

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

ЦЕЛЬ: Развивать ловкость, силу мышц плечевого пояса, ног,

             воспитывать уважение к традиционным играм и праздникам

             оленеводов.

ПРАВИЛА ИГРЫ: На полу или площадке проводится черта, По обе стороны черты становятся две группы играющих, в руках которых канат. По сигналу воспитателя «раз, два, три», каждая группа старается перетянуть команду «противника» на свою сторону. Побеждают те, кто сумеет это сделать. Команде - победительнице вручается сувенир, как и на празднике оленеводов.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

ЦЕЛЬ: Научить детей бегать в снегоступах, объяснив смысл и

              происхождение этого слова, расширять знания о жизни

              жителей тундры.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются две группы играющих (4-5 человек), каждой из которых дается по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя представители команд в снегоступах бегут к флажкам, поставленным на противоположной стороне площадке. Возвращаясь назад, отдают снегоступы следующему члену команды, а сами становятся последними. Победителем считается та группа, которая быстрее справилась с заданием.

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

ЦЕЛЬ: Развивать ловкость, силу, глазомер, ориентировку в

             пространстве.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Площадка делится пополам (на одной стороне - «охотники», в руках которых находятся мячи, а на другой стороне - «волки»). «Волки» могут свободно передвигаться по площадке, «охотники» стоят на месте у проведенной черты. По сигналу воспитателя: «охотники!», «охотники», не сходя с места, начинают целиться в волков, стараясь в них попасть. Волки, тем временем, бегают по площадке, стараясь увернуться от мяча.

После двух - трех раз подводится подсчет пойманных волков. Затем команды меняются местами.

ПРИМЕЧАНИЕ: Обратить внимание детей на то, чтобы целились

                                только в ноги!

«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

ЦЕЛЬ: Развивать глазомер, ловкость, силу, сноровку.

ПРАВИЛА ИГРЫ: 2-3 команды детей (по 3-4 человека в каждой) становятся у черты в колонну по одному. На расстоянии одного - полутора метров в один ряд ставятся «рога» оленя (по числу детей в команде). Каждый ребенок, держа в руках «биту», старается сбить импровизированные рога.

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

ЦЕЛЬ: Развивать силу, ловкость, воспитывать честность.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Играют парами на мате или ковре. Взяв друг друга за спину, дети стараются уложить «соперника» на спину. Побеждает сильнейший.

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

ЦЕЛЬ: Развивать ловкость, замах, силу броска и мышц плечевого

             пояса, а также ног; глазомер.

ПРАВИЛА ИГРЫ: В стороне от площадки выставляется фигура оленя (от проведенной линии 3-4метра). «Оленеводы» располагаются шеренгой около линии, лицом к «оленю». В порядке очередности бросают правой рукой мяч, пытаясь попасть в цель. За каждое удачное попадание «оленевод» получает флажок. Выигрывает тот, у кого больше флажков.

«ОХОТА НА КУРОПАТОК»

ЦЕЛЬ: Развивать ловкость, выдержку, способы метания, лазания и

             бега.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Дети, изображающие куропаток, располагаются на площадке тундры, где имеются атрибуты для лазания (стенки, вышки, лесенки, скамейки). На противоположной стороне площадки находятся 3-4 охотника. Куропатки летают, прыгают по «тундре», а на сигнал воспитателя: «Охотники!», «улетают» на места, где располагаются пособия - «домики». «Охотники» с помощью «ружья» - мячом стараются попасть в «куропаток». Пойманные «куропатки» отходят в сторону. После 2 - 3 повторений игры выбираются новые «куропатки» и «охотники».

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Улетают «куропатки» только по сигналу.

                              2. «Охотники» целятся только в ноги! (по

                                   сигналу)

«СОЛНЦЕ» (ХЕЙРО)

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Играющие становятся в круг, берутся за руки и идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется.

Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал: «1,2,3 -в круг скорей беги!», т.е. кого ведущий не задел возвращаются в круг.

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Полярная сова находится в углу площадки и групповой комнаты. Остальные дети-евражки - под тихие, ритмичные удары бубна бегают по площадке (или групповой комнате), а под громкие становятся «столбиком», не шевелятся. Полярная сова обходит евражек и того, кто шевелится или стоит «не столбиком», забирает и уводит с собой.

В заключение игры, после 4-5 повторений, воспитатель отмечает отличившихся детей призом.

«РЫБАКИ  И  РЫБКИ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят 3 детей - рыбаков, остальные дети - рыбки. Дети- рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети - рыбаки ловят их.

Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

                                 Холодные льдинки,

                                 Прозрачные льдинки,

                                 Сверкают, звенят

                                 Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь!» до тех пор, пока не услышат сигнал: «Ветер!». Дети- льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал: «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

      Выигрывают те, у которых в кругу оказалось большее число играющих. Менять движение можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!»

«КАЮР И СОБАКИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по 3 человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу: «Поехали!» бегут навстречу друг4 другу от одного шнура до другого. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

«БЕЛЫЙ ШАМАН»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения.. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходи! из игры.

«КУРОПАТКИ И ОХОТНИКИ»

ПРАВИЛА  ИГРЫ:

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю, Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги).

На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. Убегать и стрелять можно только в ноги убегающих.

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Очерчивается круг радиусом полтора - два метра. За линией круга встают дети, изображающие оленеводов. Каждый берет по небольшому аркану длиной пять-шесть метров. Аркан наматывает на левую руку в направлении от кисти к локтю, затем половину его захватывают правой рукой. По сигналу петлю набрасывают на детей, стоящих в кругу. "Олень" пойман! Побеждает тот, кто поймал больше.  У этой игры много вариантов.

«ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На полу на площадке чертится несколько кругов. В одном из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит в противоположной стороне - за сопкой. На слова воспитателя:

                                 «Бродит в тундре важенка,

                                 С нею    оленята.

                                 Объясняет каждому,

                                 Все, что не понятно...

                                 Топают по лужам оленята малые

                                 Терпеливо слушают наставленья мамины».

      Оленята выбегают из круга, ходят по тундре, пьют воду. По сигналу воспитателя «Волк идет!» оленята и важенка убегают в свои домики. Пойманного олененка волк уводит с собой. Важенка, у которой после 3-4 повторений игры волк не поймал ни одного олененка, считается самой заботливой и смелой. А ее оленята - послушными и резвыми.

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Проводится черта, играющие выстраиваются около нее, прыгают в порядке очередности. Начинают прыгать с одной ноги, приземляются на другую, затем отталкиваются и прыгают еще paз, приземляясь уже на обе ноги. Выиграл тот, кто дальше прыгнул.  

Игру можно проводить и по звеньям, чтобы дети долго не ждали своей очереди. Одновременно выходят к черте по одному ребенку от каждого звена и начинают по сигналу прыжки.    Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше. В этом варианта игры у детей воспитывается стремление не подвести овсе звено.

"ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ”

ПРАВИЛА ИГРЫ:

В ряд ставятся 5-6 санок параллельно друг другу на расстоянии 4О-50см. Играющие в порядке очередности прыгают через них.

По правилам игры начинать прыгать можно только по сигналу воспитателя, прыгать на двух ногах, мягко приземляясь, во время прыжка нельзя задевать санки.

"БОРЬБА НА ПАЛКЕ"

На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за лавку двумя руками, начинают  перетягивать друг друга.

ПРАВИЛА ИГРЫ: начинать перетягивать палку только по сигналу, во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

"ОХОТА НА ВОЛКА"

ПРАВИЛА ИГРЫ:

 Из  фанеры или картона вырезается фигура волка. Охотник встает в 4-6м от волка. Двое играющих дергают ее за веревочку, передвигая ее то влево, то вправо. С этого расстояния надо постараться попасть мячом в волка.

"ОЛЕНИ И ОЛЕНЕВОДЫ"

Дети-олени находятся в разных местах площадки-тундры. Назначенный воспитателем оленевод берет скакалку-маут. После сигнала воспитателя "лови" все разбегаются по площадке, а оленевод старается накинуть на оленя маут. Пойманный, на время отходит в сторону. Игра заканчивается, когда оленевод поймает 3-4 оленей. Затем выбирается новый оленевод.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Накидывать маут только на туловище оленя, не, затягивая его. Накидывать маут можно только после сигнала.

«БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ»

ПРАВИЛА ИГРЫ: На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина. На ней стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. После этого два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. В это время «медведь» отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «медвежата».

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

ПРАВИЛА ИГРЫ: На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь»

Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат»

Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь»

Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!»

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат»

Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем»

ПРИМЕЧАНИЕ. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь»

При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки

«ВОЛК И ОЛЕНИ»

Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.

ПРАВИЛА ИГРЫ. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры народов севера.

Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной интенсивности позволяет осваиват...

Подвижные игры народов Севера

Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащае...

Проект "Подвижные игры народов Севера"

Проект знакомит детей с народными играми северных народов....

Подвижные игры народов Севера (для детей 5-7 лет)

Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные ...

Подвижные игры народов севера.

Нацональные игры для дошкольников....