Консультация «Профилактика детского травматизма в процессе использования спортивного инвентаря»
консультация

Вторушина Татьяна Викторовна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_soob.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому нет для взрослых задачи важнее, чем сохранение и укрепление здоровья детей.

Профилактика детского травматизма — одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута в первую очередь соблюдением техники безопасности на занятиях физической культурой.

На сегодняшний день предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание. Но, все же, безопасность воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, к сожалению, до сих пор оставляет желать лучшего.

В непосредственно организованной деятельности  используются тренажеры простейшего типа и сложного устройства:

  1. «Велотренажер»;
  2. «Беговая дорожка»;
  3. «Бегущая по волнам»;
  4. «Гребля»;
  5. «Батут»;
  6. «Фитбол»;
  7. Диск «Здоровье»;
  8. Гимнастический ролик;
  9. Эспандер;
  10.  Массажные мячи.

Все тренажеры соответствуют возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой.

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Основной способ – это круговая тренировка, которая включена в занятие после ОРУ.

Круговая тренировка – это выполнение нескольких видов физических упражнений по кругу (слитно или с интервалами). В комплексы включают несложные и предварительно разученные упражнения. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Число повторений устанавливается индивидуально. Круговая тренировка сочетает возможности избирательно направленного и общего воздействия, может быть строго упорядочена или вариативна. Это создает условия для проявления высокой работоспособности.

Характерные особенности круговой тренировки:

  1. Последовательное выполнение упражнений на тренажерах в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
  2. Использование хорошо усвоенных упражнений.
  3. Периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях».
  4. Последовательное включение в работу различных мышечных групп.
  5. Регламентация работы и отдыха на каждой «станции».
  6. Индивидуализация тренировочной нагрузки.
  7. Систематической и постепенное повышение тренировочных требований.

Тренажеры  подбираются с учетом чередования тренировки различных групп мышц и интенсивности нагрузки (например: «Гребля» - «Велотренажер» - массажные мячи).

Во время тренировки инструктор по физической культуре определяет индивидуальную нагрузку, следит за самочувствием и выполнением правил безопасного использования тренажеров. Девочкам нагрузка уменьшается за счет изменения положения, из которого выполняется упражнение (стоя - сидя), замены тренажера. («Гребля» - диск «Здоровье»). Мальчикам увеличивается нагрузка за счет количества повторов выполнения упражнений.

При работе на тренажерах дети испытывают эмоциональное напряжение, физические нагрузки – все это требует расслабления. Поэтому после 4-х подходов к тренажерам  проводиться упражнение на расслабление из положения лёжа, с целью восстановления дыхания, снятия физического напряжения.

После 8 упражнений на тренажерах  используются в комплексе упражнение на формирование правильной осанки и упражнение для тренировки навыков носового или диафрагмального дыхания.

Остановимся подробнее на профилактике детского травматизма во время использования на физкультурных занятиях детских тренажеров.

Основные причины травматизма 

1. Организационные недостатки при проведении занятий:

  • непродуманная организация и проведение занятий;
  • нарушение дисциплины, не внимательность к воспитанникам;
  • инструкций по технике безопасности и охране труда;
  • некачественная   подготовка необходимого инвентаря,  

        используемого на занятии.

2.Ошибки в методике проведения занятия, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенное увеличение нагрузки, последовательность):

  • отсутствие индивидуального подхода к детям;
  • недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных

       особенностей;

  • форсированное обучение физическим упражнениям, не

        соответствующим физической подготовленности детей.

  1.  Часто причиной травм является недостаточное внимание к вводной части  занятия, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие   или   неправильное применение страховки при выполнении физических упражнений (лазанье по гимнастической стенке, прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки на батуте, упражнения в равновесии и др.).
  2.  Причиной травм могут быть недостатки в процессе планирования физкультурных занятий, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовленность и преемственность в формировании двигательных навыков у дошкольников.
  3. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние

мест занятий, инвентаря, оборудования:

  • малые размеры зала или площадки для занятий;
  • неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные  

        половицы паркета;

  • неисправность коврового покрытия и матов (разрывы,  

       разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к    

      полу, неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность

      крепления, разболтанность соединений,  незатянутые гайки,  

      торчащие болты и шурупы:

  • неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и

       тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять  

       упражнения;

  • плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели,

        розетки:

  • низко висящие декоративные растения, украшения, светильники:
  • отсутствие защитных сеток на вентиляторах,   до   которых могут

        дотянуться дети;

  • расположение аудиоаппаратуры в доступном для детей месте;
  •  колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
  • отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз

        ребенка;

  • свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
  • отсутствие телефона в доступном месте;
  • отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской

        помощи.

   Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения опирается на нормативно-правовую базу, посредством которой обеспечивается безопасность детей на территории дошкольного учреждения.

В своей практической деятельности специалист по физическому воспитанию руководствуется инструкцией по технике безопасности, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением детьми правил и инструкций по охране труда.

В соответствии с профессиональной компетентностью специалист по физической культуре должен знать:

  • подготовленность и функциональные возможности каждого

        воспитанника;

  • группу здоровья, к которой воспитанник отнесен по результатам

       медицинского осмотра;

  • воспитанников, освобожденных врачом от физических

       упражнений после болезни.  

В   каждом   физкультурном зале необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях физической культурой, утвержденные руководителем образовательного учреждения, которые пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Типовая инструкция по мерам безопасности на занятиях по физической культуре должна содержать следующие разделы:

  • общие требования безопасности;
  • требования безопасности перед началом занятий;
  • во время работы;
  • в аварийных ситуациях;
  • по окончании работы.

Таким образом, использование исправного физкультурного инвентаря и спортивного оборудования поможет  воспитанникам  принимать активное участие в различных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья и их физическое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Профилактика детского травматизма в дошкольном учреждении"

Консультаия для педагогов детского сада по профилактике детского травматизма в дошкольном учреждении...

консультация "Профилактика детского травматизма в летний период"

консультация о детском дорожно-транспортном травматизме в летний период...

16.01.2020 г. Консультация "Профилактика детского травматизма зимой"

Профилактика детского травматизма зимойИнформация находится в свободном доступе интернета.Зимние забавы – катание с горок, на коньках, да и просто игра в снежки могут стать причиной многих травм...

Консультация "Профилактика детского травматизма в зимний период"

Зима – прекрасное и активное время года, много радости приносят малышам зимние забавы. Но иногда удовольствие от веселой прогулки меняется разочарованием, проблемами со здоровьем. Врачи утвержда...

Консультация «Профилактика детского травматизма»

Только совместными усилиями детского сада и семьи  можно добиться снижения уровня детского травматизма!     В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стр...