Картотека "Гимнастика для стоп"
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Гимнастика для стоп, как способ укрепления физического здоровья дошкольников»
Анализ состояния здоровья детей, поступающих в МБОУ СШ № 68 (дошкольные группы, на основе медицинских карт показал, что более 50 % воспитанников имеют диагноз «плоскостопие» или «плоско-вальгусная деформация стопы»: стопа ребенка деформируется, её свод уплощается, ось стопы искривляется. Наблюдая за детьми во время занятий по физической культуре, утренней, бодрящей гимнастики, мы увидели, что многие воспитанники с трудом бегают на носках, ходят на пятках и т. д. Причина этого – слабое развитие мышц ног, стоп дошкольников.
Формирование костей, мышц стоп продолжается у ребенка до пятилетнего возраста, в более ранние годы стопа еще развивается. Поэтому дошкольныйвозраст наиболее благоприятный период для проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию плоскостопия.
Большую часть времени дошкольники проводят в Детском саду, многие родители не имеют возможности водить ребёнка на специальные занятия ЛФК, не знают, как проводить гимнастику для стоп в домашних условиях.
Цель Детского сада – организовать комплекс мер, способствующих укреплению физического здоровья дошкольников через взаимодействие педагогического и медицинского персонала. В том числе –профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата: профилактика плоскостопия.
Задачи нашей работы:
• Во взаимодействии с медицинским персоналом (оздоровительное направление): формирование и укрепление голеностопа дошкольников; формирование навыков правильной ходьбы; развитие мышечно-связочного аппарата стопы и голени; повышение тонуса мышц стоп; увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений детей.
• Во взаимодействии с родителями (просветительское направление): педагогическое просвещение по вопросам профилактики плоскостопия, ознакомление родителей с играми, упражнениями и правилами профилактикиплоскостопия.
• В работе педагогов (воспитательно-образовательное направление): поиск новых форм и методов использования здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни; разработка системы игр и упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников.
Практическая часть (мастер-класс)
Для организации и проведения упражнений по профилактике и коррекцииплоскостопия необходимо создать в группе материально-технические, образовательные условия.
В нашей группе подобрано специальное оборудование. Разрешите продемонстрировать приёмы его использования.
1. Массажные коврики (Это коврики, имеющие различную по фактуре и текстуре поверхность. Во время хождения по нему происходит массаж стопы, усиливается её кровоснабжение, это развивает терпение, потому что ходить по ним не всегда приятно. Коврики применяются во время бодрящей гимнастики, после подъёма с дневного сна, перед выполнением специальных упражнений. Очень удобны коврики, которые соединяются по принципу пазла. Детям предлагается медленно пройти, потоптаться на определённом месте, немного попрыгать,пройтись различными способами: с перекатом с пятки на носок, на внешнем своде стопы, вставая на всю стопу сразу, постоять на одной ноге, перепрыгнуть с квадрата в квадрат. Мы используем стихи и песенки.Давайте выполним упражнение вместе:
«БАРАШЕК»
Шёл барашек по дороге (ходьба на всей стопе)
Промочил барашек ноги (Переступание с ноги на ногу на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (Перекаты с пятки на носок)
Стал он ноги вытирать (Трение о коврик правой ногой, левой ногой).
Вытер ноги и опять
Стал барашек наш скакать (Прыжки на месте).
2. Развивающие дорожки (Это дорожки различной конфигурации: «Следы» - направлены в разные стороны – ходьба боком приставным шагом, задом, прыжки только на левой или правой ноге, с разным расстоянием между следами;«Змейка» - ходьба в разных направлениях; с цифрами, цветными квадратами, различной текстурой (поролон – намочить водой, мех, шерсть, пуговицы, бруски, глянцевая поверхность и т. д.).Задание детям: медленно пройти по дорожке, перепрыгнуть на одной ноге или перешагнуть с квадрата на квадрат, с цифры на цифру и т. д.Правила размещения материалов на дорожке: сначала мягкое, успокаивающее покрытие, затем мокрые, холодные губки, шерстяное, разогревающее покрытие, затем пуговицы, бруски, холодное глянцевое покрытие).
3. Обручи (Мы выполняем различные упражнения с большим и малым обручем. Обруч каждому ребёнку или нескольким детям. Предлагаю выполнить одно из упражнений.
«ЧАСЫ»
Стрелки в часиках живут.
И по кругу всё идут.
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки.
Ходьба приставным шагом по обручу, положенному на пол).
4. Мячи разного диаметра, с разной текстурой (Мы перекатываем мяч от одной ноги к другой, друг другу, прокатывание мяча по полу с давлением на него, передача очень маленького мяча пальцами одной ноги – другой, складывание маленьких мячей в корзину с помощью пальцев ног и т. д.)
Я мячом круги катаю
Взад вперед его гоняю
Ловко им поглажу ножку
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко,
Как сжимают лапку кошке.
Мячик пальцем покручу
И другой ногой начну.
5. Гимнастические палки (Мы используем их аналогично обручам: хождение вправо-влево на внутреннем своде стопы, прокатывание вперёд-назад, перепрыгивание вправо-влево и т. д.).
6. Ребристые доски.
7. Скакалки (Пройтись по лежащей на полу скакалке. Прыжки на скакалке на двух ногах вперёд и назад, прыжки на одной ноге, прыжки попеременно, прыжки со скакалкой в одной руке. Распутывание скакалки пальцами ног. Прыжки на носках, на всей стопе.
Упражнение «КАЧЕЛИ»: дети упираются стопами в согнутую скакалку, выполняют качающиеся движения, натягивая и ослабляя скакалку.
Мы качели повстречали,
Попросили их в начале:
- Покачайте нас, качели,
Потихоньку, еле-еле.
Нам качели отвечали:
- Мы стояли и скучали,
А мечтали, а хотели
Мы подняться выше ели!
Не желаем еле-еле.
Быстро-быстро полетели!
8. Массажные тренажёры (Специальные технические устройства).
9. Мягко набивное оборудование (Это так называемые «Мякиши»: кубики, мячи. Мы поднимаем их пальцами, собираем в корзину, перебрасываем друг другу и т. д.)
10. Массажные бруски разного диаметра (Упражнения выполняются сидя и стоя. Прокатывание и перекатывание, подъём, сбор изображений из тонких брусков с помощью пальцев ног.
«БАЛАНСИР»: на толстый брусок устанавливается короткая доска. Дети балансируют на ней).
11. Призма (Это удлинённая призма треугольной формы. Ребёнок должен пройти по ней, удерживаясь на наклонных гранях).
12. Солевые дорожки (Представляет собой куски ткани, пропитанные солевым раствором. Под ткать могут подкладываться массажные коврики для усиления эффекта. Проводится в конце бодрящей гимнастики. Ходьба мелкими шагами, прыжки.
«ТОПОТУШКИ»
По дорожке мы идём,
По дорожке не простой,
По дорожке солевой.
Будем ножки закалять
И здоровье укреплять).
13.Мелкие предметы: клубки, карандаши, крупные пуговицы, шнурки, губки, кубики, бруски, цилиндры и т. д.
Предлагаю вам выполнить самые интересные упражнения:
«ПОСТРОИМ ЛЕСЕНКУ»
Дети стоят или сидят в одну линию. Первый ребенок берет палочку или карандаш пальцами ноги и передает следующему, не опуская на пол. Возле первого ребенка лежит 10-12 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстаивает лесенку.
«ПОЙМАЙ РЫБКУ — ДОСТАНЬ ЖЕМЧУЖИНКУ»
В таз с водой или без воды опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног«ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины»(камешки).
«СТИРКА»
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают (стирают).Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
«БАШЕНКА».
Сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.
Вывод
Гимнастика для стоп проводится:
-на утренней гимнастике;
- на физкультурных занятиях в водной и заключительной части занятия;
-в ходе физкультурных праздников и досугов в ходе разминки, а также как соревновательные игры и эстафеты.
- в виде физкультминуток в ходе специально-организованных занятий;
-на прогулке;
-в игровой деятельности;
При выполнении комплексов гимнастики для стоп мы используем упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.
Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности.
Методы и приемы: в начале курса упражнения выполняют из исходных положений (И. п.)с разгрузкой на стоп: сидя и лёжа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения; стоя, ходьба. При занятиях с детьмидошкольного возраста целесообразно использовать разнообразные яркие предметы; проводить занятия в форме игры. К специальным упражнениям приплоскостопии относятся упражнения, способствующие укреплению передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп, увеличению длины трехглавой мышцы голени, формированию свода стопы. Эффективны упражнения с захватом и перекладыванием мелких и крупных предметов; перекладыванием предметов; ходьба по палке, обручу, ребристой доске, следовой дорожке, ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы.
Существует ряд правил проведения профилактики плоскостопия у детей и взрослых:
• Ходьба босиком. Ортопеды рекомендуют как можно больше ходить по траве, камням, земле, полу дома;
• Выполнять комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ежедневно, несколько раз в день. Идеальным вариантом будет совместное занятие детей и родителей в утренние и вечерние часы;
• Совмещать упражнения стоит с массажем ног. Родители могут делать самостоятельно массажный комплекс, либо обратиться к профессионалу;
• Приобретать малышу только правильную обувь. Она не обязательно должна быть ортопедической. Специализированную стоит носить только при подозрении на развивающееся плоскостопие. Она должна быть удобной, с мягкой толстой подошвой. С подросткового возраста обязательное присутствие в ней супинатора. Высота каблука не должна превышать 4 см. Во время ходьбы и в спокойно положение обувь должна крепко удерживать ногу, но не давить и не натирать ее. Обращать стоит внимание на подошву, стельку. На них должен присутствовать бугорок;
• Ортопеды советуют всем следить за осанкой. Это позволит предупредить патологию позвоночника, опорно-двигательного аппарата;
• Взрослым необходимо ежедневно давать ногам отдых. Достаточно через каждые 3-4 часа позволять им расслабляться.
Соблюдение простых правил обеспечит предупреждение плоскостопия у детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему:"По стопам Ломоносова"
Материал адресован детям старшего дошкольного возраста.Целями данной работы являются:- ознакомление воспитанников с биографией и основными научными открытиями М. В. Ломоносова;- воспитание чувст...
Презентация к НОД "По стопам Ломоносова"
Иллюстративный материал (в очень сжатом виде, извините) к одноимённому конспекту....
КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНИ И ФОРМИРОВАНИЕ СВОДОВ СТОП
Упражнения для укреплнния мышц стопы....
КОМПЛЕКСЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СТОПЫ И ГОЛЕНИ И ФОРМИРОВАНИЕ СВОДОВ СТОП
Упражнения для укреплнния мышц стопы....
Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы
В материале кратко изложены рекомендации по профилактике плоскостопия у дошкольников....
Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы.
Упражнения для стоп укрепляют мышцы голеностопных суставов и сохраняют их подвижность....
Тренинг для педагогов "Стоп, стоп стресс"!
Перед началом тренинга анонсируйте его педагогам с помощью готового текста: «Стресс стал частью нашей жизни, он подстерегает нас в самых разных ситуациях. Но так ли вред...