Подвижные игры на прогулке
картотека
Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придаётся большое значение в социальном становлении личности ребёнка,а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_na_progulke.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проведение подвижной игры на прогулке»
Воспитатель: Солодова Е.Н.
Укрепление здоровья детей – непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придаётся большое значение в социальном становлении личности ребёнка,а игровые навыки рассматриваются как один из показателей его общего развития.
Загадка и ценность игры имеют свои внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождалось ещё в раннем возрасте, сопровождает его всю жизнь. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребёнок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от накопившейся энергии, на переключении деятельности.
Другая точка зрения заключается в том, игра сама по себе является не только тратой сил, сколько их источником. Найдётся немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра всё равно привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергией.
Наряду с формированием специфических двигательных умений и навыков, дошкольнику необходимая непринуждённая, радостная атмосфера, эмоционально насыщенный образ уклад жизни. Его время и пространстводолжны преимущественно быть заполнены творчеством и игрой.
Найти место в игре в любую минуту жизни ребёнка в зависимости от его здоровья, настроения, интересов, поставленных воспитательных задач – дело нелёгкое. Для этого необходимо, по крайней мере, две вещи: богатый игровой арсенал педагога и умение в игре сохранить игру, не превращая её в диктат, обязательное мероприятие. Следовательно, игра должна занять значительное место в жизнедеятельности ребёнка в детском саду и семье.
Формы организации подвижных игр на прогулке самые разнообразные: они соотносятся со временем года, состоянием погоды, периодом прохождения определённого программного материала, учитываются интересы и желания детей их подготовленность.
Для проведения подвижных игр на прогулке используется игровой метод. Он включает в себя подвижные игры, эстафеты. Длительность игр составляет 7 – 10 минут. Они проводятся на этапе совершенствования движений, когда у детей имеется значительный запас двигательных умений. При подборе игр необходимо учитывать реальные двигательные возможности ребёнка и индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребёнка и не вызывала у него переутомления.
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребёнку положительные эмоции. Всё это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Подвижные игры занимают особое место в развитии детей дошкольного возраста. Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, повышению положительного эмоционального состояния детей и получения удовольствия от процесса и результатов игры.
Во всем многообразии игр можно выделить подвижные (сенсомоторные ) игры: бег, прыжки, вращения, языковые игры, имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, особенность которых состоит в том, что дети разыгрывают различные роли и ситуации.
Образы и яркие эмоции позволяют ребёнку выполнять движения более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений. Благодаря этому развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.
Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплощаются в цаплю и волка, бабочку и цветок,космонавта и паровоз, тигра и паука. Они относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Порождённый фантазией и творчеством, воображаемый и реальный миры сливаются воедино.
Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Так, дети дошкольного возраста отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием предметов («День и ночь», «Салки», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам» и др.). Указанные особенности должны быть учтены при организации и проведении подвижных игр.
В организации игры проявляется мастерство педагога. В руководство игрой входят наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки, коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.
Подготовка к проведению подвижной игры начинается с её выбора. При этом важно учесть состав группы, возраст, количество участников, условия, место и форму проведения игры.
Одна из важных задач руководителя игры – дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать своё состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых является частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребёнка из игры.
Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращение длительностью игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.
Важно отметить, что неблагоприятная погода в межсезонье часто вынуждает детей меньшей подвижности во время прогулки. Учитывая состояние погоды, выбираются игры, которые могут быть проведены на ограниченном пространстве: игры с бегом по кругу(«Карусель», «Кошки-мышки» и др.), с ходьбой по доске между начерченными линиями ( «Поезд», «Метро»), игры и прыжками в длину с места («Через ручеек»,«Не намочи ног») и др. тёплые погожие дни дают возможность более свободного выбора игр. Можно проводить игры с бегом на скорость («Кто быстрее к флажку?», «Чьё звено быстрее соберётся?). Широко используются игры с мячом, скакалкой.
Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время нахождения ребят на воздухе. Педагогу следует помнить, что проведение прогулки зимой на воздухе имеет свою специфику. Он обязан следить за тем, чтобы дети быстро включились в игру, действовали активно и не простаивали без дела на морозе. Для этого следует чаще менять водящих, стараться исключить правила, по которым дети надолго выбывают из игры. Лучше такие игры не проводить.
Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе – это температура до – 10 градусов без ветра. При температуре ниже – 16 градусов проводить игры с дошкольниками на воздухе не рекомендуется.
Очень важна организация подвижной игры, соблюдение правил, суть которых сводиться к тому, чтобы не навредить здоровью ребёнка. Так, например, известно, что эмоциональная активность мобилизует резервные возможности организма. Однако перенасыщенность подвижной игры эмоциями или слишком большая продолжительность игры могут оказаться чрезмерными и превысить физиологические возможности ребёнка.И насколько эффективны игры, можно судить последующим показателям: дети с желаниям играют, проявляют яркие эмоции, стараются выполнить правила и адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения в самостоятельную деятельность.
Литература
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
- Бочарова Я. Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду. Дошкольное воспитание. – 2004. - №.1 С.46
- Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1990.
- БылееваЛ.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. – М., 1974.
- Викулов Л.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль: 1996.
- Волошина Л. Современная методология обучения играм с элементами спорта. Дошкольное воспитание. – 2005. - №11. – С. 17
- Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: старший возраст. – М., 1999
- Дедулевич М.Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошкольн. образ.учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. Под ред. Филипповой. – СПб.: «Детство- пресс», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подвижной игры на прогулке «Зимняя прогулка»
Подвижные игры на прогулке - одно из основных средств физического воспитания детей. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельн...
"Специфика организации подвижных игр в младшем и старшем дошкольном возрасте. Приёмы повышения интереса детей к подвижным играм на прогулке"
Руководство воспитателям по проведению подвижных игр во всех возрастных группах....
Играем в подвижные игры на прогулке
Разучиваем с детьми разные подвижные игры....
Игра с листьями» (подвижная игра на прогулке с использованием природного материала)
laquo;Игра с листьями» (подвижная игра на прогулке с использованием природного материала)Дидактическая задача. Развитие сенсорных эталонов (величина, цвет). Активизация в словаре детей понятий ...
«Играем вместе с ребёнком в подвижные игры на прогулке»
Поможет для оформления уголка для родителей...
Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)
Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...
Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ
Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...