Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы
рабочая программа (младшая группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы»
Для детей 3-4 лет
Срок реализации: 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_mladshaya_orrigiruyushchaya.docx | 67.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Благовещенска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35 города Благовещенска»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Заведующий МАДОУ
от 24.08.2020 «ДС № 35 г.Благовещенска»
Протокол № 1 ________Т.Е. Храмова
24 .08.2020
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы»
Для детей 3-4 лет
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Шумакова Маргарита Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Благовещенск, 2021г
Содержание
№ | Оглавление | Страницы |
Информационная карта дополнительной общеразвивающей программы физкультурно - спортивной направленности «Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы» | 3 | |
1 | Пояснительная записка | 4-7 |
1.1 | Общая характеристика | 4-5 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
1.3 | Уровень сложности | 5 |
1.4 | Направленность | 5-6 |
1.5 | Категория обучающихся | 6 |
1.6 | Объем и срок усвоения программы | 6 |
1.7 | Формы обучения | 7 |
1.8 | Форма проведения | 7 |
1.9 | Методы обучения | 7 |
1.10 | Технологии обучения | 7 |
1.11 | Условия реализации программы | 7 |
1.12 | Планируемые результаты освоения программы | 7 |
2 | Содержание программы | 8-17 |
2.1 | Учебный план | 8 |
2.2 | Календарный учебный график | 9-16 |
2.3 | Календарное планирование | 16-20 |
3 | Организационно педагогические условия | 21 |
3.1 | Компетентность педагога | 21 |
3.2 | Материально – технические условия | 21 |
3.3 | Учебно-методические условия | 21 |
4 | Оценка качества освоения программы | 21-22 |
5 | Список литературы | 23 |
Информационная карта
дополнительной общеразвивающей программы
физкультурно - спортивной направленности
«Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы»
Наименование ОО | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 города Благовещенска» |
Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности «Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы» |
Тип программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Направленность | Физкультурно-спортивная |
Автор-составитель программы, занимаемая должность, телефон | Шумакова Маргарита Сергеевна, педагог дополнительного образования, тел.: 89241346670 |
Срок реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 3-4 года |
Режим занятий | 2 раза в неделю по 15 минут |
Уровень сложности | стартовый |
Цель программы | Профилактика и коррекция нарушений осанки и свода стопы у дошкольников |
Аннотация программы | Программа направлена на формирование правильной осанки и свода стопы, а так же коррекцию уже имеющихся дефектов осанки и свода стопы. |
Ожидаемый результат | Обучающиеся должны: Знать: параметры правильной осанки Уметь: следить за осанкой и правильной постановкой стопы. |
- Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая Программа «Корригирующие занятия по формированию осанки и свода стопы» (далее Программа) разработана на основе методических пособий:
Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»;
Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»;
с учетом:
-Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012
-Приказа Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письма Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации/ Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Положения о предоставлении платных дополнительных образовательных и иных услуг муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 35 города Благовещенска», утвержденным приказом от 21.01.2021г. № 39
-Устава МАДОУ «Детский сад № 35 города Благовещенска»
- Общая характеристика.
Актуальность.
Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Но все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. У детей в возрасте 6-7 лет свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям, как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физического воспитания. Неправильная осанка и плоскостопие способствуют развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создают неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов и опорно-двигательного аппарата в целом.
На современном этапе физического воспитания дошкольников педагоги и родители недостаточно времени уделяют специальным упражнениям по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей, поэтому своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата для формирования правильного свода стопы и осанки, и проведение их в системе является наиболее значимым фактором создания данной Программы.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что специально подобранные упражнения создают неограниченные возможности для укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, формирования правильного свода стопы и осанки, развития координационных способностей.
Новизна данной Программы состоит в том, что с целью обеспечения ее физкультурно-спортивной направленности в процессе реализации задач направленных на профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата и свода стопы предусматривается увеличение доли базовых упражнений формирующих правильную осанку, походку, своды стоп, за счет сокращения средств специальной (предметной) подготовки и нестандартного подхода к проведению занятий, подбора материалов, атрибутов и нетрадиционного оборудования
1.2 Цели и задачи Программы.
Цель профилактика и коррекция нарушений осанки и свода стопы у дошкольников.
Задачи программы:
- Формировать и закреплять навыки правильной осанки;
- Формировать мышечный корсет;
- Укреплять мышцы и связки, участвующие в формировании свода стопы;
- Укреплять опорно-двигательный аппарат торса, рук и ног;
- Выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
- Воспитывать потребность самостоятельно заниматься упражнениями и
развивать желание физического самосовершенствования.
1.3Уровень сложности – Стартовый
1.4 Направленность.
Физкультурно-спортивная направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни, коррекцию осанки и свода стопы, развитие физических способностей детей.
Основными принцами данной программы являются:
Принцип научности предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности предполагает поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип природосообразности предполагает определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторений умений и навыков один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
1.5 Категория обучающихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы – 3-4 года.
Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке), использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы.
Таким образом, красивая правильная осанка и свод стопы активно формируется в течение дошкольного возраста под влиянием внешних условий и системы упражнений.
1.6 Объем и срок освоения Программы.
Курс Программы рассчитан на 1 учебный год при проведении занятий 2 раз в неделю (за исключением праздничных дней), общий объём – 69 занятий в год.
Продолжительность занятий соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», составляет: 15 минут.
Условия набора обучающихся: в группы принимаются все желающие.
1.7 Формы обучения
Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях с обучающимися используются различная работа:
· Индивидуальная
· Подвижные игры
· Показательные выступления
1.8. Форма проведения: Занятия, беседы.
1.9. Методы обучения
· Словесные
· Наглядные
· Практические
1.10. Технологии обучения
Здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.
1.11. Условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
4. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
5. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
- Планируемые результаты освоения Программы
1. Повышение уровня физического здоровья детей.
2.Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
3. Усвоение программы.
4. Дети должны знать параметры правильной осанки.
5. Скорректировать осанку и свод стопы.
- Содержание Программы
2.1 Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Формирование теоретических знаний о важности правильной осанки и правильного свода стопы. | 1 | 1 | 0 | Собеседование |
2. | Комплексы упражнений для формирования и закрепления правильной осанки | 27 | 1 | 26 | Контрольное занятие |
3. | Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия: | 26 | 1 | 25 | Контрольное занятие |
4. | Аутогенная тренировка, релаксация | 6 | 6 | Контрольное занятие | |
5. | Самомассаж стоп | 7 | 7 | Контрольное занятие | |
6. | Мониторинг | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение, тестирование. | |
7. | Итого: | 69 | 3 | 66 |
2.2 Календарный учебный график
Младшая группа
№ | Месяц | Дата проведения | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 06.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №1 | Спортзал | наблюдение |
08.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №1 | Спортзал | наблюдение | ||
13.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №1 | Спортзал | наблюдение | ||
15.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №1 | Спортзал | контрольное занятие | ||
20.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №2 | Спортзал | наблюдение | ||
22.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №2 | Спортзал | наблюдение | ||
27.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №2 | Спортзал | наблюдение | ||
29.09.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №2 | Спортзал | контрольное занятие | ||
2 | Октябрь | 04.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №3 | Спортзал | наблюдение |
06.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №3 | Спортзал | наблюдение | ||
11.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №3 | Спортзал | наблюдение | ||
13.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №3 | Спортзал | контрольное занятие | ||
18.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №4 | Спортзал | наблюдение | ||
20.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №4 | Спортзал | наблюдение | ||
25.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №4 | Спортзал | наблюдение | ||
27.10.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №4 | Спортзал | контрольное занятие | ||
3 | Ноябрь | 01.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №5 | Спортзал | наблюдение |
03.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №5 | Спортзал | наблюдение | ||
08.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №5 | Спортзал | наблюдение | ||
10.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №5 | Спортзал | контрольное занятие | ||
15.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №6 | Спортзал | наблюдение | ||
17.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №6 | Спортзал | наблюдение | ||
22.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №6 | Спортзал | наблюдение | ||
24.11.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №6 | Спортзал | контрольное занятие | ||
4 | Декабрь | 01.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №7 | Спортзал | наблюдение |
06.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №7 | Спортзал | наблюдение | ||
08.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №7 | Спортзал | наблюдение | ||
13.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №7 | Спортзал | контрольное занятие | ||
15.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №8 | Спортзал | наблюдение | ||
20.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №8 | Спортзал | наблюдение | ||
22.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №8 | Спортзал | наблюдение | ||
27.12.21 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №8 | Спортзал | контрольное занятие | ||
5 | Январь | 10.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №9 | Спортзал | наблюдение |
12.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №9 | Спортзал | наблюдение | ||
17.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №9 | Спортзал | наблюдение | ||
19.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №9 | Спортзал | контрольное занятие | ||
24.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №10 | Спортзал | наблюдение | ||
26.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №10 | Спортзал | наблюдение | ||
31.01.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №10 | Спортзал | наблюдение | ||
6 | Февраль | 02.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №10 | Спортзал | контрольное занятие |
07.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №11 | Спортзал | наблюдение | ||
09.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №11 | Спортзал | наблюдение | ||
14.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №11 | Спортзал | наблюдение | ||
16.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №11 | Спортзал | контрольное занятие | ||
21.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №12 | Спортзал | наблюдение | ||
28.02.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №12 | Спортзал | наблюдение | ||
7 | Март | 02.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №12 | Спортзал | наблюдение |
07.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №12 | Спортзал | наблюдение | ||
09.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №13 | Спортзал | наблюдение | ||
14.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №13 | Спортзал | наблюдение | ||
16.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №13 | Спортзал | наблюдение | ||
21.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №13 | Спортзал | контрольное занятие | ||
23.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №14 | Спортзал | наблюдение | ||
28.03.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №14 | Спортзал | наблюдение | ||
8 | Апрель | 04.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №14 | Спортзал | наблюдение |
06.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №14 | Спортзал | контрольное занятие | ||
11.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №15 | Спортзал | наблюдение | ||
13.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №15 | Спортзал | наблюдение | ||
18.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №15 | Спортзал | наблюдение | ||
20.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №15 | Спортзал | контрольное занятие | ||
25.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №16 | Спортзал | наблюдение | ||
27.04.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №16 | Спортзал | контрольное занятие | ||
9 | Май | 04.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №16 | Спортзал | наблюдение |
11.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №16 | Спортзал | контрольное занятие | ||
16.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №17 | Спортзал | наблюдение | ||
18.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №17 | Спортзал | наблюдение | ||
23.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №17 | Спортзал | наблюдение | ||
25.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №17 | Спортзал | наблюдение | ||
30.05.22 | 15.00-15.15 | групповая | 1 | Комплекс №17 | Спортзал | контрольное занятие | ||
Итого: | 69 |
2.3 Календарное планирование
№ | Тема занятий | Программное содержание | Деятельность детей | Оборудование |
Месяц сентябрь | ||||
1 | Комплекс №1 (4 занятия) | Укреплять мышцы рук и плечевого пояса, формировать правильную осанку. Профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ, упражнения с малым мячом. асан «Лягушка». Игровые упражнения, «Паровозик». Аутотренинг. | Скамейка, мячи малого диаметра, индивидуальные коврики. |
2 | Комплекс №2 (4 занятия) | Формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия. Укреплять мышцы рук, спины. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. ОРУ укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Дерево». Игровые упражнения «Ракета». | Индивидуальные коврики. |
Месяц Октябрь | ||||
1 | Комплекс №3 (4 занятия) | Формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия. Укреплять мышцы рук, спины, живота. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Кошка». Самомассаж ног. Аутотренинг. | Индивидуальные коврики. |
2 | Комплекс №4 (4 занятия) | Формировать правильную осанку и профилактика плоскостопия. Укреплять мышцы рук, спины, живота. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Собака мордой вниз». Ходьба по массажной дорожке. Дыхательные упражнения. | Индивидуальные коврики, массажная дорожка. |
Месяц ноябрь | ||||
1 | Комплекс №5 (4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, асан «Пчела». Ходьба по массажной дорожке. Дыхательные упражнения. | Индивидуальные коврики, массажная дорожка. |
2 | Комплекс №6 (4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Ребенок». Подвижные игры. Аутотренинг. | Индивидуальные коврики. |
Месяц декабрь | ||||
1 | Комплекс №7 (4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Быстрый лыжник». Игровое упражнение «Жучок на спине». Подвижная игра, аутотренинг. | Индивидуальные коврики. |
2 | Комплекс №8 (4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление «мышечного корсета». | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Молния». игровое упражнение «Носильщик». Аутотренинг | Индивидуальные коврики. |
Месяц январь | ||||
1 | Комплекс №9 (4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ с малым мячом, асан «Гора». Игровое упражнение «Паровозик». Подвижная игра «Жуки». | Индивидуальные коврики, скамейка, малые мячи по количеству детей. |
2 | Комплекс №10 (3 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Пробуждение». Игровое упражнение «Паровозик». П/И | Индивидуальные коврики. |
Месяц февраль | ||||
1 | Комплекс №10 (1 занятие) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Пробуждение». Игровое упражнение «Паровозик». П/И | Индивидуальные коврики. |
2 | Комплекс №11 ( 4 занятие) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза бабочки». Игровое упражнение «Катание мяча». Аутотренинг. | Индивидуальные коврики, мячи малого диаметра по количеству детей. |
3 | Комплекс №12 ( 2 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза змеи». Игровое упражнение «Колобок». Аутотренинг. | Индивидуальные коврик, скамейка. |
Месяц март | ||||
1 | Комплекс №12 ( 2 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза змеи». Игровое упражнение «Колобок». Аутотренинг. | Индивидуальные коврик, скамейка. |
2 | Комплекс №13 ( 4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Поза собаки». Игровое упражнение «Колобок». Аутотренинг. | Индивидуальные коврики. |
3 | Комплекс №14 ( 2 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Лука». Игровое упражнение «Качалочка». Аутотренинг. | Индивидуальные коврики. |
Месяц апрель | ||||
1 | Комплекс №14 ( 2 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Лука». Игровое упражнение «Качалочка». Аутотренинг. | Индивидуальные коврики. |
2 | Комплекс №15 ( 4 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Лодка». Аутотренинг | Мячи-ежики на каждого ребенка, индивидуальные коврики. |
3 | Комплекс №16 ( 2 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Танцовщица». Самомассаж ступней. Ходьба по массажному коврику. Аутотренинг | Индивидуальные коврики. Массажный коврик. |
Месяц май | ||||
1 | Комплекс №16 ( 2 занятия) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Танцовщица». Самомассаж ступней. Ходьба по массажному коврику. Аутотренинг | Индивидуальные коврики. Массажный коврик. |
2 | Комплекс №17 ( 5 занятий) | Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия. Укрепление мышц живота, рук, спины. | Дети выполняют: разминку перед ОРУ. Выполнение ОРУ на укрепление мышц рук, спины и живота, стопы, асан «Кренделек». Самомассаж ступней. Аутотренинг | Индивидуальные коврики. |
3. Организационно – педагогические условия
ФИО педагога: Шумакова Маргарита Сергеевна
Образование: Высшее
Категория: Соответствие занимаемой должности
3.2 Материально-технические условия
Помещение: спортивный зал
Инвентарь и оборудование:
- Гимнастическая стенка;
- Наклонная доска;
- Мячи;
- Индивидуальные коврики
- Гимнастические палки;
- Канат;
- Утяжеленные мячи;
- Мячи малого диаметра;
- Фитболы;
- Мячики-ежики;
- Массажные дорожки и коврики;
- Массажеры для ступней и спины.
Форма для занятий: футболка, шорты, носки, чешки.
Температурный, световой режим в спортивном зале соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Техника пожарной и электробезопасности соблюдается.
3.3 Учебно-методические условия
Наглядные пособия: карточки с изображением технологии выполнения упражнения.
4. Оценка качества освоения Программы
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).
Цели:
На начало года: определение зоны образовательных потребностей детей для коррекции планирования содержания программы с учетом его индивидуализации.
На конец года: Определение степени освоения детьми программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Оформление результатов промежуточной и итоговой диагностики
Метод:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование.
Метод педагогического наблюдения.
Наблюдая в ходе занятий за детьми, воспитатель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода выявляется, насколько детям интересны упражнения и игры, а также эффективность тех или иных упражнений и игр. Отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные детьми в период обучения по данной программе.
Метод тестирования нарушения осанки:
а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко
тест для мышц шеи:
И. П. - лежа на спине, руки вниз. 1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
тест для мышц живота:
И. П. - лежа на спине, руки вниз. 1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.
тест для мышц спины:
И. П. - лежа на животе, руки вверх. 1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф. Зенкевич:
И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно. 1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки) .
Уровни освоения:
3 балла- высокая двигательная активность ребѐнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.
2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но ребѐнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл – низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.
Диагностическая карта мониторинга физического развития детей.
№ | ФИ ребенка | Выполнение упражнений на укрепление мышц ног, способствующих нормальному развитию стопы | Выполнение ОРУ в различных исходных положениях с предмета-ми и без них | Выполнение упражнений, формирую-щих осанку | Подвижные и спортивные игры | Сформированы знания о значении упражнений для здоро-вья, техники безопасности, при их вы-полнении | Баллы | ||||||
нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг |
- Список используемой литературы
- Моргунова О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»- М.: ТЦ Учитель, 2015г.
- Анисимова Т.Г, Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»- М.: ТЦ Учитель, 2019г.
- Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. «Растим здорового ребенка. Новые стандарты» - М.: УЦ «Перспектива», 2016г.
- Бабенкова Е.А. «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» - М.: ТЦ Сфера, 2017г.
- Волков П. и др. «Новые направления лечебно-оздоровительной работы в ДОУ». Здоровье дошкольника, №3, 2015г.
- Картушина М.Ю. «Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сад.» М.: ТЦ Сфера, 2015г.
- Карепова Т.Г, «Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы» - Волгоград: Учитель, 2017г.
- Каштанова Г.В. «Лечебная физкультура и массаж Методики оздоровления детей дошкольного возраста» Практическое пособие -2 -е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2017г.
- Клюева М.Н. «Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада» - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2017г.
- Козырева О.В. «Лечебная физкультура для дошкольников». М: Просвещение, 2016г.
- Лосева В.С. «Плоскостопие у детей: профилактика и лечение» - М.: ТЦ Сфера, 2017г.
- Никанорова Т.С., Е.М. Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников» - Воронеж: ЧП Лакоценин, 2017г.
- Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет», М.: Учитель, 2018г.
- Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребенка» СПб.: Речь; М.: Сфера, 2016г.
- Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - М.: ТЦ Сфера, 2018г.
- Шарманова СБ., Федоров А.И., «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пособие» -Челябинск:УралГАФК, 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное занятие с элементами упражнений по профилактике нарушений осанки и свода стопы.
Это занятие я показывала на аттестацию....
План-конспект занятия по физкультуре в подготовительной группе По теме: Физкультурное занятие с элементами упражнений по профилактике нарушений осанки и свода стопы.
Физкультурное занятие с элементами упражнений по профилактике нарушений осанки и свода стопы....
Учебно-методическая разработка. "Профилактика нарушения осанки и свода стопы у дошкольников"
В учебно-методическую разработку входят: теретический и практический материал....
Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста
Коррекционная работа проводимая в МБДОУ Жирновском д/с "Росинка" по профилактике нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста....
«Использование гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях профилактики нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста»
Презентация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ. В ней представлены рекомендации по использованию гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях про...
Консультация для педагогов «Профилактика нарушений осанки и сводов стоп у детей»
Консультация для педагогов«Профилактика нарушений осанки и сводов стоп у детей»...
Физкультурное занятие с элементами упражнений по профилактике нарушений осанки и свода стопы Физкультурный досуг Тема: «Мы атлеты»
Физкультурное занятие с элементами упражнений по профилактике нарушений осанки и свода стопы Физкультурный досугТема: «Мы атлеты»...