Музыкальные Аутотренинги и Игры
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Муратова Оксана Валерьевна

  Данные упражнения и игры с элементами психогимнастики помогут детям изобразить нужное состояние через собственную мимику. Если выполннять их систематично, репродуктивные действия перейдут в фазу личного развития, и в них начнут проявляться элементы творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_autotreningi.docx22.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:



МУЗЫКАЛЬНЫЕ  АУТОТРЕНИНГИ.
Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Считалось, например, что разные музыкальные инструменты по-разному влияют на здоровье человека. Так, звуки скрипки способны излечить плохое настроение, флейта помогает, когда у человека кашель; если звучит альт, то улетучиваются неврозы; а арфа вообще способствует возвращению в доброе и бодрое расположение духа.
Можно привести много примеров того, как целенаправленное музыкальное воздействие способствовало благоприятным исходам болезней. Например, выдающийся греческий врач Эскулап лечил некоторых своих пациентов, специально для них исполняя музыкальные пьесы на трубе.
Известный восточный мыслитель и врач Авиценна полагал, что звуки, выстроенные в специальной гармонической композиции, могут излечивать душу и тело, избавляя от слабости и вселяя силу.
Русские ученые И.М.Сеченов, С.П.Боткин и И.П.Павлов своими опытами также доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние больных, а правильно подобранный музыкальный ритм облегчает состояние, в котором человек находится после стресса. Знаменитая танцовщица Айседора Дункан утверждала, что естественные движения под музыку, передающие ее характер в нужном соответствии, являются не только эффективным приемом самовыражения, но и методом корректировки собственных эмоций. Словом, существует большое множество примеров того, что многие видные деятели, как медицины, так и искусства, считали силу правильно подобранной для воздействия музыки целебной.
Современный мир, в котором мы вынуждены существовать, ежедневно приносит много поводов для возникновения стрессов, которые негативно влияют не только на взрослый, но также и на детский организм. Поэтому важно научить ребенка действиям, которые могли бы облегчить ему возникшее состояние временного напряжения, научив расслабляться и сбрасывать ощущение натянутости во всем теле.
В последние годы предпринимаются серьезные попытки привлечь к подобным занятиям в условиях дошкольного детского учреждения музыкальное искусство. Воздействие музыки на личностные детские впечатления трудно переоценить. Именно музыка с ее фантастическим умением регулировать состояние души ребенка призвана помочь ему преодолеть собственные ощущения дискомфорта – неуверенность, растерянность, печаль, страх, боязнь чего-то.
Психогимнастика является одной из частей раздела психотерапии, в частности, когда при этом используется воздействие какого-то из видов искусства – арттерапии. В данном случае – музыкальной арттерапии, которая поможет посильно скорректировать различные сферы психики детей. Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. Например, чересчур перевозбужденный ребенок, благодаря правильно воспринятой мелодии, может успокоиться, а чересчур нерешительный, также предприняв некие действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка» звучащая во время проведения того или иного упражнения психогимнастики, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, фантазии, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Умение управлять своими эмоциями является жизненно важным приобретением, пресекающим ряд заболеваний, тренируя самообладание, умение преобразовывать отрицательный очаг возбуждения в положительный.
Используя в своей работе данные упражнения по музыкальному аутотренингу, мы внимательно наблюдаем за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию, которое должно возникнуть у детей в процессе конкретного упражнения. Это также обеспечивает необходимую разрядку, которая и является целью занятия. Для понимания детьми требования педагога по выполнению того или иного мимического выражения, мы используем схемы-таблицы, выполненные графически. На этих схемах в нескольких овалах, выполняющих роль человеческих лиц, несколькими штрихами нарисованы разные изображения лица. Например:
• Равнодушие – круглые нейтральные глаза, линии бровей и рта – прямые, горизонтальные.
• Веселье – глаза растянуты, уголки рта приподняты.
• Удивление – брови высоко приподняты, даже стали углами, рот вытянут в трубочку, округлен.
• Страх – глаза широко раскрыты, брови сведены вместе, рот широко раскрыт.
• Гнев, злоба – брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены.
• Уныние, грусть – брови растянуты к сторонам лба и опущены вниз, глаза закрыты (можно нарисовать слезу).
Такие схемы помогают детям точнее изобразить нужное состояние через собственную мимику. А со временем репродуктивные действия детей переходят в новую фазу их личного развития, и в них начинают проявляться элементы творчества.
Как показали наши наблюдения, у детей, которые регулярно занимались психогимнастикой, стали ярче находить свое выражение положительные черты характера (смелость, решительность, доброта), а также со временем пропадали неуверенность, страхи, волнение. Это позволяет предположить, что таким детям в дальнейшем будет легче общаться со сверстниками и взрослыми, поскольку они будут выражать свои чувства в русле доброжелательного настроя и стремиться к лучшему пониманию других.


ИГРЫ

1. «Произнеси свое имя ласково»
Возможное музыкальное сопровождение: «Этюд» И.Берковича. во время занятия можно использовать куклу Петрушку или любую другую, которой педагог дает имя.
Педагог показывает детям хорошо известную куклу и просит назвать ее имя. После того как дети вспоминают и называют его (Петрушка), говорит, что у каждого имени в нашей стране из одного можно сделать несколько. Например, имя Иван можно сказать более ласково – Ваня, Ванечка, Ванюша, Иванушка. Это свойственно только нашему русскому языку, а в других языках нет такой возможности – назвать ребенка сразу несколькими ласковыми именами, которые будут все равно обозначать одно – его основное имя.
Педагог просит детей потренироваться в том, как можно ласково позвать Петрушку. Дети выполняют задание (Петя, Петенька, Петрушечка, Петрушенька и т.д.). после чего педагог просит всех детей вспомнить свое собственное имя и произнести его вслух ласково. Если кто-то из детей затрудняется это сделать, то педагог ему помогает.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить каждому ребенку, как его называют ласковыми словами самые близкие ему люди. Какое чувство вызывает у ребенка произнесенное вслух его ласковое имя? (Дети дают ответы – радость, удовольствие). Таким и должно быть выражение вашего лица, говорит педагог, чтобы по нему люди сразу могли узнать это чувство. (Идет разбор соответствующей карточки с нужным выражением чувства радости). А музыка поможет погрузиться в это чувство.
Чтобы детям было легче представить себе нужное чувство, педагог перед звучанием музыки читает стихи М.А.Давыдовой:
Имя ласковое мне мама подарила,
Словно солнышко, оно вокруг все озарило.
2. «Ласка мамы»
Возможное музыкальное сопровождение: «Мама» П.И.Чайковского.
Педагог спрашивает детей, какой человек в жизни является для них самым близким. Конечно, это мама, отвечаю дети. Педагог просит дать ответ, в чем же заключена мамина доброта. Мама с самого рождения находится рядом с ребенком, она оберегает его, охраняет от беды, помогает, если маленькому ребенку в чем-то нужна помощь. Мама читает книжки и рассказывает сказки, поет ласковые колыбельные, чтобы ребенок спокойно уснул. А если малыш заболеет, мама не спит ночами, охраняя его покой, стремясь, чтобы он поскорее выздоровел.
Как сказано в одной доброй песне («Самая хорошая – Песня о маме» В.Иванникова на слова О.Фадеевой):
Ночью звезды за окошком
Рассыпаются горошком.
Мама наш покой хранит:
Мы уснем – она не спит.
Как может выражаться ласка мамы? Мама может говорить ласковые слова, может гладить ребенка по голове, может просто мягко, по-доброму, прижать его к себе, обнять. Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с какой лаской мама обращается к нему. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение).

3. «Ночь»
Возможное музыкальное сопровождение: «Ночь» Р.Щедрина, отрывок из балета «Конек-горбунок».
Примечание. Это упражнение подразумевает не только релаксацию (расслабление) под тематическое музыкальное сопровождение, но и последующую активизацию жизнедеятельности. В связи с этим также меняется мимика детей.
Педагог спрашивает детей, каким бывает настроение человека ночью? Конечно, ночью чаще всего человек спит. Пусть дети закроют глаза, сделают несколько ровных вдохов и выдохов. При этом они должны почувствовать, как у них расслабляются все мышцы лица, выражение которого становится спокойным, безмятежным. (Идет выбор рисунка-схемы с нужным изображением человеческой мимики). Педагог просит детей запомнить это спокойное выражение и попытаться передать его мышцами собственного лица.
– Сейчас, – предлагает педагог, – все мы перенесемся в сказку П.П.Ершова «Конек-горбунок». Помните, чем она начинается? Тем, что на крестьянское поле повадился прибегать по ночам волшебный конь, топтать пшеницу. Пришлось трем братьям каждую ночь караулить поле с пшеницей.
Наконец, себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле.
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
Настала очередь караулить поле Иванушке. Идет Иванушка по ночной улице своей деревни – на небо смотрит, шапкой облака разгоняет, звезды считает. Тишина кругом – ни звука не слышно. И темно кругом – ни одного огонька не видно, только звезды светятся в небе. Вдруг – сорвалась с неба звезда. Блеснула на миг, осветила небо и погасла. И вновь настала тишина.
– Какое настроение у героя сказки в тот момент, пока он шел караулить поле? (Ответы детей – спокойное, неторопливое, тихое, безмятежное). Этот характер сейчас будет и в звучащей музыке под названием «Ночь». И выражение вашего лица должно быть точно таким, каким было только что, как во сне – расслабленным, мягким. Сейчас всем вам надо будет представить себе ночную улицу, по которой шел Иванушка, ночное темное небо, усеянное звездами. Но пока вы будете слушать эту спокойную музыку, придется быть очень внимательными. Потому что композитор придумал для своих слушателей вопрос-загадку. Дело в том, что в конце пьесы «Ночь» музыкальные звуки нарисуют, как с неба сорвалась и покатилась звезда, и вам надо будет услышать ее сверкание. Как только вы услышите этот волшебный блеск падающей звезды, то в этот момент вам надо будет взмахнуть рукой.
Что, по-вашему, переживает человек, когда видит падающую с неба звезду? (Ответы детей – удивление, восторг, восхищение, даже ожидание: вдруг сейчас упадет и озарит небо еще одна звезда?) Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка-схемы и его пояснение).
То есть, в течение всей пьесы у нас будет два разных настроения. Сначала – спокойное, как будто человек успокаивается, даже его клонит ко сну. А потом вдруг все вокруг озарила вспышка – и сонного настроения, как ни бывало, вновь вернулась бодрость.
Идет прослушивание пьесы «Ночь» с взмахом руки в момент «падения звезды» с изменением мимического выражения.

4. «Отдых у моря»
Возможное музыкальное сопровождение: «Песня без слов» А.С.Даргомыжского.
Даже усталый человек, если он оказывается на берегу моря, сразу начинает ощущать, как его усталость куда-то уходит, наступает спокойствие, мир и тишина. Какие звуки при этом слышны? Шум набегающих на берег волн и их откат обратно в море.
Пусть дети произнесут несколько раз звук «шшшшшшшшшшш». Сначала – с усилением динамики, это волна выбежала из моря и подбирается к нам, затем – с ослаблением, словно морская волна отхлынула обратно.
Месяц землю серебрит,
Все спокойно, море спит.
Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким чувством мы слушаем шум морских волн. Каким при этом должно быть выражение лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение).
Идет прослушивание пьесы «Песня без слов».

5. «Солнечный луч»
Возможное музыкальное сопровождение: «Медленный вальс» Г.Подэльского.
Бывает так, что плохое настроение бывает из-за плохой погоды. Несколько дней кряду не показывается солнышко на небе, или идет дождь, или стоят жестокие морозы. Но вот, наконец, ненастье ушло, и сквозь тучи проникает на землю первый теплый луч солнца. Мы видим, как он проникает в комнату сквозь занавески. Солнечный луч попадает на наши игрушки, освещая их, и кажется, будто куклы и мишки тоже начинают улыбаться навстречу этому лучу. Мы подставляем ему навстречу ладонь, и она сразу становится теплой. А как приятно, когда солнечный луч попадет на щеку. Представьте, что мы поймали солнечный луч на ладошку, и она постепенно становится все теплее, согревается. (Педагог предлагает детям вытянуть ладошку вперед, словно навстречу солнечному лучу).
Это к нам кусочек солнца
Залетел сейчас в оконце.
Луч в ладошку мы возьмем
И к своей груди прижмем.
Теперь под звуки музыки пусть каждый представит себе, как, с каким чувством мы встретим долгожданный солнечный луч. Каким при этом должно быть выражение нашего лица? (Идет выбор рисунка-лица и его пояснение).
Слушание пьесы «Медленный вальс».

6. «Первые снежинки»
Возможное музыкальное сопровождение: «Бусинки» С.Майкапара.
Педагог просит представить картину первого снегопада. Когда вокруг начинает тихо падать снег. Каждая снежинка парит в воздухе, и все вместе они превращаются в волшебную пелену, которая окутывает дом, деревья, реку, сад.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
И.З.Суриков
Дети могут даже вытянуть вперед руки, стараясь почувствовать холодное прикосновение маленьких снежинок, которые тают на теплой ладошке. Какое чувство возникает при виде первых падающих снежинок? Каким при этом будет выражение лица?

7. «Дождь и радуга»
Возможное музыкальное сопровождение: «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева.
Задача для детей – представить себе теплый летний дождь, после которого в небе появляется радуга, затем рассказать о средствах музыкальной выразительности, передающих эти два природных явления. Так, капли дождя композитор рисует привычными музыкальными приемами – отрывистыми звуками. А вот радуга изображается плавными отрывками мелодии, которые словно рисуют перед нами изогнутые разноцветные линии, из которых состоит радуга.
Пусть дети подтвердят свое правильное понимание музыкальных частей жестами. Подставленные кверху ладони будут изображать капающий сверху дождик, нарисованные в воздухе полукруги – радугу. Как при этом будет меняться настроение? Возможно, встреча дождя будет восприниматься с досадой, некоторой обидой – пошел дождик, пропала прогулка, не состоится теперь встреча с друзьями. Это надо выразить соответствующим выражением лица.
Зато окончание дождя и появление на небе радуги сопровождаются улыбкой, восторгом, радостью.

8. «Полет бабочек»
Возможное музыкальное сопровождение: «Вальс» Д.Б.Кабалевского.
Педагог просит детей дать описание внешнего вида бабочек. Затем детей спрашивают: «Каким будет ваше чувство, если вы увидите целый луг удивительно красивых разноцветных бабочек?» наверняка, дети почувствуют удивление, восхищение красивым зрелищем. Сейчас под музыку надо будет представить себе этот волшебный луг, на котором на мгновение присели отдохнуть стайки бабочек. Они легко кружатся над цветами, собирая с них сладкий нектар, и сами похожи на живые цветки. Но все это волшебство длится недолго. Вот бабочки чем-то встревожились, одно мгновение – и луг опустел, вся стайка поднялась в воздух и исчезла в небе. Но не следует стараться, чтобы при этом на лице у детей осталось выражение недовольства. Наоборот, теперь в душе у каждого из них останется восхищенное впечатление от увиденной картины – стайки бабочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные аутотренинги как средство релаксации детей дошкольного возраста - методический материал

Музыкальная  терапия, музыкальные аутотренинги – это методы, использующие музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклоне...

Музыкальные аутотренинги

В данной статье представлен материал об использовании в работе музыкального руководителя  музыкального аутотренинга, как одном из элементов арт-терапии....

Музыкальные аутотренинги.

Музыкальные аутотренинги с играми....

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Музыкальные аутотренинги»

Еще в древности медики полагали, что музыка способна помочь человеку выздороветь, когда он болен. Музыка в состоянии помочь сбалансированности нервной системы ребенка. А так же в целом музыкальная &la...

Музыкальные аутотренинги

 Музыка выступает как средство отвлечения от беспокойства, как средство успокоения и даже лечения....

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"...