«Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 5-6 лет».
статья (старшая группа)
Материал,посвященный воспитанию культурно-гигиенических навыков у дошкольников, отражающий методы и приемы по формированию КГН у детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_attest.docx | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 5-6 лет».
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
С самого начала пребывания малышей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) педагог учит их самостоятельно выполнять простейшие гигиенические процедуры. С помощью этих действий ребёнок осознаёт сам себя, получает представления о своём теле, здоровье. С годами эти важные привычки становятся естественными и непрерывно совершенствуются. Что же касается старшего дошкольного звена (дети 5–6 лет), то на этом этапе культурно-гигиенические навыки обретают выраженную социальную направленность, сочетаются с познавательным отношением к окружающей действительности.
Содержание:
1. Условия необходимые для формирования у детей КГН.
2 . Содержание КГН в старшей группе ДОУ
3. Методы и приемы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей 5-6 лет в режиме дня.
4. Виды НОД по формированию КГН у дошкольников в режимных моментах в ДОУ.
5. Рекомендации родителям по формированию КГН у ребенка.
6 . Результаты о совместной проделанной работе.
Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребѐнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание
культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, во время есть, во время спать, быть больше на свежем воздухе и так далее.
Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствует нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их
здоровья.
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:
- рационально организованная обстановка,
- четкий режим дня,
- руководство взрослых.
Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием,
обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить
место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и
места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.
Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ
В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:
- Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Стараться необходимые процедуры выполняются быстро.
- Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
- Следить за чистотой ногтей.
- Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
- Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик в группе).
- Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
- Правильно пользоваться столовыми приборами.
- Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.
Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).
При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:
- Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
- Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
- Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также к труду взрослых.
- Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.
Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков у детей 5–6 лет
Развитие культурно-гигиенических навыков (КГН) — длительный процесс. Если младшим дошкольникам на гигиенические моменты и самообслуживание выделяется гораздо больше времени (это можно заметить по режиму дня), то у пятилетних детей важные привычки уже, в принципе, сформированы. Задача воспитателя — совершенствовать их и выводить на новый уровень. Речь идёт о воспитании культуры общения. Например, после прогулки ребята раздеваются, аккуратно складывая свои вещи в шкафчик. При этом они стараются своими действиями не мешать другим детям (ведь бывает, что один ребёнок держит кабинку широко открытой, а другим из-за этого не хватает места). Другой режимный момент — мытьё рук. Важно не просто хорошо и быстро их вымыть, а не обрызгать при этом водой тех, кто стоит рядом, не толкать товарищей (ведь раковин намного меньше, чем дошкольников в группе).
Кроме того, в ходе гигиенических процедур, самообслуживания воспитатель должен поощрять взаимопомощь дошкольников. Например, дети поправляют друг другу капюшоны или шарфики перед выходом на прогулку. Аналогично во время обеда один ребёнок по просьбе другого передаёт ему хлеб.
В жизни старшего дошкольника коллектив начинает играть всё большую роль, усложняется взаимодействие его участников. В процессе общения ребёнок 5–6 лет способен проявлять большую сдержанность, учится действовать с учётом интересов другого человека либо группы сверстников.
Конечно, всегда есть дети, которым указанные действия даются непросто. С ними педагог проводит обязательную индивидуальную работу (в основном это беседы).
В старшем дошкольном звене педагог формирует у воспитанников более осознанное отношение к культурно-гигиеническим привычкам. Ребята должны понять, что опрятность (чистое лицо, тело, аккуратная причёска, ухоженная одежда, обувь) является не только элементарным требованием гигиены, но также нормой человеческих отношений. Соблюдая несложные правила, человек демонстрирует уважение к окружающим, поскольку никому не хочется прикасаться к грязным рукам, смотреть на помятую и испачканную одежду. Дошкольники с помощью воспитателя подмечают, что неряшливый ребёнок (тот, кто не умеет или ленится следить за своим внешним видом) чаще всего небрежен в играх, занятиях: например, неаккуратно рисует, не убирает за собой игры.
В работе со старшими дошкольниками эффективным методом обобщения и закрепления КГН и связанных с ними нравственных представлений становится этическая беседа. Её содержанием могут быть реальные жизненные случаи, поведение окружающих людей, главным образом, самих детей. Педагог вместе с воспитанниками даёт оценку различным поступкам. Главная задача — сформировать у дошкольников нравственные мотивы поведения: ими они будут руководствоваться в дальнейших поступках. Пример темы для этической беседы — «Как своим внешним видом показать окружающим, что ты их уважаешь и ценишь». Совместное обсуждение различных ситуаций порождает у дошкольников сопереживание, обогащение нравственных представлений.
Помимо нравственных бесед, в старшем звене широко используются познавательные, когда педагог обсуждает с ребятами те или иные аспекты гигиены и культуры: например, «Чем отличается шампунь от мыла», «Почему так важно чистить зубы». В ходе таких дискуссий важно приводить ребятам любопытные факты, доступные сведения из истории вещей (к примеру, как появилась зубная щётка и чем люди чистили зубы до изобретения зубной пасты и щетки. Для закрепления навыков личной гигиены старшим дошкольникам полезно давать различные поручения. Так, помимо обязательного дежурства по столовой, педагог может каждый день назначать «санитара». Он проверяет у своих сверстников чистоту рук, состояние ногтей, опрятность одежды, порядок в кабинках.
В режимные моменты, которые касаются гигиены и самообслуживания, в старшей группе, полезно вносить соревновательный элемент. Например, перед приёмом пищи нужно предупредить детей, что проводится конкурс на самый чистый и аккуратный стол. После обеда на стол - победитель ставится символический приз — флажок.
При работе с детьми шестого года жизни (как и с малышами) следует использовать игровой компонент, однако он заметно усложняется. Например, можно провести игру «Разрешается-запрещается». Педагог называет различные правила гигиены и их нарушения. Дети же должны отреагировать соответствующим образом. Они могут просто сказать «можно» либо «нельзя» или же педагог добавляет в игру элемент подвижности: в первом случае — хлопнуть в ладоши, а во втором — топнуть ногами. Примеры высказываний педагога:
- чистить зубы;
- грызть ногти;
- мыть волосы;
- вести беседу за столом во время еды;
- принимать душ;
- ковыряться в носу;
- чихать на окружающих;
- пользоваться носовым платком.
Можно использовать картинки, изображающие каждое из указанных действий.
Ещё один вариант — настольная игра «Подбери пару». Пособие учит соотносить предмет и действие, закрепляет КГН. Дошкольникам предлагается множество картинок. Из них нужно составить логические пары. Например, одежда - шкаф, мыло - руки, зубная паста и щётка - зубы, игрушки - коробка для них. При этом ребята комментируют свой выбор.
Гигиенические процедуры в старшей группе можно сопровождать художественным словом. Использование художественного слова создает у детей хорошее настроение по овладению определенными навыками. Однако это уже не просто стишок, потешка или коротенькая песенка, как в младшей или средней группе, а, например, пословица. После того как ребята умылись и помыли руки после прогулки, можно обсудить с ними значение пословицы «Чистота - залог здоровья». А на основе знакомых литературных произведений «Мойдодыр» или «Федорино горе» можно разыгрывать небольшие сценки.
Родителям можно почитать детям: Г.Зайцев « Дружи с водой», А. Барто « Девочка чумазая», З. Александрова «Купание», С. Бялковская «Юля – чистюля», потешки «Расти коса до пояса», загадки на тему КГН.
НОД по формированию культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников.
Занятия по формированию КГН чаще всего бывают познавательными. Примерные темы могут быть следующими:
- Что такое гигиена.
- Как ухаживать за зубами.
- Микробы — наши враги.
- Чтобы быть здоровым.
- Как заботиться о своей одежде.
Всегда интересно проходит экспериментально-опытная деятельность, которую также можно связать с гигиеной. Пример такого занятия — «Да здравствует мыло душистое!». Педагог каждому ребёнку даёт кусочек мыла и вместе с дошкольниками характеризует его по различным параметрам: форме, цвету, запаху, текстуре. Затем ребята совершают импровизированную экскурсию в магазин бытовой химии. На полочках там лежат самые разные виды мыла: туалетное и банное, хозяйственное и жидкое. Воспитатель при этом предстаёт в роли продавца и рассказывает ребятам о каждом наименовании (где и каким образом оно применяется). Самая увлекательная часть занятия — эксперимент с мыльной стружкой: в колбочки с водой воспитанники насыпают мыльную стружку, наблюдают за её постепенным растворением и образованием пены. В результате дети приходят к важному выводу о свойствах мыла: оно очень хорошо растворяется в воде, образуя при этом много пены. Опытным путём ребята приходят к выводу, что мыло хорошо растворяется в воде, образуя пышную пену.
Закреплению КГН способствуют и занятия по развитию речи, например, в виде этической или познавательной беседы. Обозначим возможные варианты тем:
- Полезные продукты.
- Каждой вещи своё место.
- Чистота и здоровье.
- Чем мыло отличается от шампуня.
- Правила ухода за волосами.
Кроме действий со стороны педагога особое значение имеет совместная работа с семьей, ведь именно родители - первые и самые главные педагоги своих детей.
Рекомендации родителям: «Полезные советы родителям по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков.
1. Приучайте ребёнка следить за своим внешним видом, самостоятельно замечать и устранять небольшой непорядок в одежде.
2. Учите ребёнка самостоятельно засучивать рукава, мыть аккуратно руки (до образования пены, круговыми и прямыми движениями), лицо, уши. Насухо вытираться своим полотенцем и вешать его на отведённое ему место, пользоваться расчёской и носовым платком.
3. Упражняйте ребёнка в одевании и раздевании в определённой последовательности: одежду надеваем, одежду снимаем, складываем, вешаем; а также в умении застёгивать пуговицы, различные застёжки.
4. Формируйте элементарные правила поведения за столом: правильно сидеть, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться вилкой, ложкой, пользоваться салфеткой.
Навыки у детей становятся прочными, если они постоянно закрепляются в ДОУ и дома.
Результаты на ноябрь по формированию КГН у детей группы.
1.У детей сформировано осознанное отношение к выполнению навыков личной гигиены, самостоятельность и активность в их выполнении.
2.Формируется гигиеническая культура дошкольников, потребность в ЗОЖ, знания о значении КГН в сохранении и укреплении здоровья.
3.Закреплены представления о предметах гигиены, процессах умывания, купания и основных действиях, сопровождающих их.
4.Развиты умения отражать в игре КГН, правила здоровьесберегающего поведения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2.Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Ю.А. Афонькина, Г.А Урунтаева. – Москва: Просвещение, 2019.
3.Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 2015.
4.Виноградова, Н.Ф. Воспитателю о работе с семьёй. / Н.Ф.Виноградовой. – Москва: Посвящение, 2018.
5.Голицына, Н.С. Перспективное планирование воспитательного образовательного процесса в дошкольном учреждении / Н.С.Голицина. – Москва: Просвящение, 2017.
6. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...
Консультация для воспитателей "Особенности формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения....
«Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослы...
Сообщение на тему «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычай...
Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....
СТАТЬЯ "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внеш...
Консультация для воспитателей групп раннего возраста на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"
В консультации дан материал на тему "Особенности формирования культурно-гигиенических наыков у детей раннего возраста."...