Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
статья (старшая группа)

Чмыхова Ольга Борисовна

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста является актуальнейшей проблемой на сегодняшний день в современной педагогике. В законе РФ "Об образовании" сказано:" Образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся". В связи с этим современное педагогическое сообщество постоянно находится в поиске путей решения проблемы создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережение здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chmyhova_o.b._vystuplenie_1.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Чмыхова О.Б., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №2 Приморского района

Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

 Сохранение здоровья является актуальнейшей проблемой на сегодняшний день в современной педагогике. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим современное педагогическое сообщество постоянно находится в поиске путей решения проблемы создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережение здоровья детей.

Практика показывает, что количество детей с нарушениями речевого развития с каждым годом увеличивается, отмечаются все в большем числе случаев проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы с данными детьми.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Вариативность использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике очень многообразна.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы, помогающие оптимизировать весь коррекционный процесс.

Итак, к традиционным здоровьесберегающим технологиям следует отнести: дыхательная и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, логоритмические упражнения, приемы, направленные на развитие мелкой и общей моторики, комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной работе учителя-логопеды активно стали использовать и нетрадиционные методы. Остановимся на них более подробно.

  • Кинезиотерапия- в переводе с греческого-лечение движением, а кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, более сбалансированно функционирует вся центральная нервная система.
  • Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д). Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.
  • Различные виды массажа: механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц; языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • Суджок-терапия: это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, кольцами, валиками.
  • Гимнастика Стрельниковой: в основе вдох носом на движениях при абсолютно пассивном выдохе.
  • Литотерапия - это лечение с использованием натуральных природных камней, металлов, глин, ила, минеральных вод с целью воздействия на организм или сознание человека.
  • Песочная терапия: стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • Ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановления, тонуса, релаксации.
  • Музыкотерапия: это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Релаксация: произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Данная консультация для специалистов ДОУ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....