Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
статья (старшая группа)
Сохранение здоровья детей дошкольного возраста является актуальнейшей проблемой на сегодняшний день в современной педагогике. В законе РФ "Об образовании" сказано:" Образовательное учреждение должно создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся". В связи с этим современное педагогическое сообщество постоянно находится в поиске путей решения проблемы создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережение здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chmyhova_o.b._vystuplenie_1.docx | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Чмыхова О.Б., учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №2 Приморского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
Сохранение здоровья является актуальнейшей проблемой на сегодняшний день в современной педагогике. В законе РФ «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». В связи с этим современное педагогическое сообщество постоянно находится в поиске путей решения проблемы создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережение здоровья детей.
Практика показывает, что количество детей с нарушениями речевого развития с каждым годом увеличивается, отмечаются все в большем числе случаев проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы с данными детьми.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию и профилактику речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.
Вариативность использования здоровьесберегающих технологий в логопедической практике очень многообразна.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы, помогающие оптимизировать весь коррекционный процесс.
Итак, к традиционным здоровьесберегающим технологиям следует отнести: дыхательная и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, логоритмические упражнения, приемы, направленные на развитие мелкой и общей моторики, комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Наряду с вышеперечисленными общепринятыми технологиями в коррекционной работе учителя-логопеды активно стали использовать и нетрадиционные методы. Остановимся на них более подробно.
- Кинезиотерапия- в переводе с греческого-лечение движением, а кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки для становления многих психических процессов, в т. ч. мышления и речи. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, более сбалансированно функционирует вся центральная нервная система.
- Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, (резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д). Особенно гидрогимнастика полезна чрезмерно возбудимым детям. Температура воды оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка.
- Различные виды массажа: механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Существуют следующие виды развивающего массажа: массаж и самомассаж лицевых мышц; языка и плечевого пояса, кистей и пальцев рук; аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- Суджок-терапия: это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, кольцами, валиками.
- Гимнастика Стрельниковой: в основе вдох носом на движениях при абсолютно пассивном выдохе.
- Литотерапия - это лечение с использованием натуральных природных камней, металлов, глин, ила, минеральных вод с целью воздействия на организм или сознание человека.
- Песочная терапия: стабилизирует эмоциональное состояние, позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игры с песком способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- Ароматерапия - это использование запахов и ароматов для восстановления, тонуса, релаксации.
- Музыкотерапия: это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
- Релаксация: произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. На логопедических занятиях мы используем релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.
Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
В настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Масстер класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике».
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе...
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Данная консультация для специалистов ДОУ...
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
В соответствии с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формир...
Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....