Формирование пищевого поведения у детей.
консультация (младшая, средняя группа)
Пищевое поведение человека – это совокупность привычек и способов реагирования, касающихся питания. Сюда относятся вкусовые предпочтения, диета, режим питания. Пищевое поведение формируется под воздействием культурных, социальных, семейных, биологических факторов на протяжении всей жизни человека. Правильное питание является залогом крепкого здоровья и, соответственно, качества жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование пищевого поведения у детей.
Пищевое поведение человека – это совокупность привычек и способов реагирования, касающихся питания. Сюда относятся вкусовые предпочтения, диета, режим питания. Пищевое поведение формируется под воздействием культурных, социальных, семейных, биологических факторов на протяжении всей жизни человека. Правильное питание является залогом крепкого здоровья и, соответственно, качества жизни.
Уже в два года ребенок начинает приобретать первые пищевые привычки, и именно с двух до пяти лет он становится капризен в отношении пищи.
С раннего возраста идет формирование предпочтений в еде, поведения в отношении еды.
Именно поэтому так важно с самого детства развить у ребенка «правильное», здоровое пищевое поведение и исключить появление болезненных его форм, таких как переедание, недоедание, склонность «наедаться до отвала», неумение дозировать порции, тяга к тому или иному виду продуктов, отсутствие того или иного продукта в рационе, пищевые страхи.
Специалисты считают, что в основе нарушений пищевого поведения чаще лежат проблемы психологического характера, такие как страх, депрессия, появление которых связано с негативным влиянием родителей, сверстников, средств массовой информации. Значительную роль играет непосредственно качество еды и даже рацион матери во время беременности. Западными учеными было проведено исследование, в ходе которого была установлена достоверная связь между употреблением женщинами во втором и третьем триместрах беременности определенных «полезных» продуктов и пищевыми предпочтениями детей впоследствии.
В большинстве случаев ответственность за пищевые нарушения у детей лежит на родителях.
Возможностей совершить ошибку, формируя пищевое поведение у ребенка, – великое множество, они подстерегают мам и пап буквально на каждом шагу. Однако можно выделить некоторые основные факторы, влияющие на риск формирования неправильного пищевого поведения:
1. Личный пример. Для периода до 4-летнего возраста главенствующее положение среди факторов занимает влияние семьи и, прежде всего, матери. Как эмоциональное, так и рациональное отношение мамы к тому или иному продукту определяет нередко отношение ребенка к данному виду пищи. Приверженности матери в еде могут ограничивать набор продуктов, которые предлагаются ребенку. Довольно странно ожидать от ребенка любви к блюду, о котором мама неоднократно отзывается как о невкусном, отказывается есть сама и т.д. Пока ребенок полностью признает свою зависимость от родителей, он, возможно, и будет через силу глотать «невкусное, но полезное», а вот к переходному возрасту можно ожидать неприятных сюрпризов. Нелепо ожидать, что если расстроенная мама привыкла заедать беду куском торта, дочь в подобной ситуации пойдет в спортзал.
2. Дети впечатлительны, чрезвычайно доверчивы и внушаемы. Поэтому если взрослые члены семьи допускают при ребенке частые разговоры о том, «что он ничего не ест, мало ест», «не любит овощи», то они сами провоцируют ребенка к излишней разборчивости в еде, что крайне отрицательно влияет на его аппетит.
3. Перекладывание своих проблем на ребенка. Увы, иначе не назовешь такую, например, довольно обычную в быту картину: малыш сидит на стульчике, рядом мама с тарелкой в руках пытается запихать в рот малыша побольше каши, причем делает это, явно торопясь куда-то, постоянно подгоняя кроху. Ребенок давится, не успевает за маминой скоростью, мама, соответственно, злится и теряет всю чуткость к потребностям малыша. Очень важно не воспринимать кормление как достижение цели скармливания малышу нужного количества старательно
приготовленной каши или пюре. Часты случаи, когда мама даже бьет ребенка за то, что тот отказался есть пюре, ведь маме так обидно выбрасывать еду в мусорное ведро.
4. Перекармливание детей всегда чревато последствиями: скорыми (рвота, вздутие животика), и отсроченными (анорексия, булимия, ожирение, нервные расстройства, болезни желудочно-кишечного тракта).
5. В эту же категорию можно включить расценивание собственного ребенка как предмета похвальбы при общении с подругами и знакомыми. Малыш не должен расплачиваться своим здоровьем и спокойствием за то, что соседский Славик любит шпинат, а маленькая Леночка – само послушание и кушает все, что дадут.
6. Отсутствие согласия в семье. Все родственники должны демонстрировать единодушие во всем, что касается ребенка. Если было решено ограничить потребление сладостей – ни в коем случае нельзя украдкой давать их ребенку, стоит отлучиться тому родственнику, который занимает наиболее твердую позицию в этом вопросе. Решение о времени приема и количестве еды, которую положено съесть ребенку, должно приниматься единогласно. Нельзя допустить ситуаций, когда мама кормит, пока ребенок ест, а бабушка устраивает песни и пляски вокруг малыша, пытаясь впихнуть «еще ложечку за дядю Васю». Ребенок может окончательно дезориентироваться в существующей реальности, а детям гораздо больше, чем взрослым, нужна уверенность в каких-то простейших непреложных истинах.
7. Конфликты в семье, негативное отношение к детям формируют у последних ощущение собственной неполноценности, протестное поведение. Последствиями этого могут стать и расстройства пищевого поведения.
8. Не кормить ребенка насильно, не упрекать его в недоедании. Приблизительно в год-полтора ребенок начинает есть самостоятельно. Этот благоприятный момент нельзя упускать и не надо продолжать кормить малыша с ложечки. Не стоит бояться, что в этот период он будет не доедать и похудеет. Каждый ребенок рождается с таким аппетитом, который должен сохранить ему здоровье и обеспечить нормальные темпы роста. Если же вы продолжаете кормить ребенка с ложечки, то, поднося ее ко рту малыша, дождитесь, когда он потянется к ней, не кладите пищу в рот сами. Не принуждайте ребенка съедать все, что лежит на тарелке. Вообще, аппетит в этом возрасте трудно предсказать, но ни один здоровый малыш не будет добровольно морить себя голодом.
ЕСЛИ ВЫ ВОЛНУЕТЕСЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК МАЛО ЕСТ, ПОПРОБУЙТЕ ТОЧНО ОЦЕНИТЬ КОЛИЧЕСТВО СЪЕДЕННОГО, ЗАПИСЫВАЙТЕ ВИД БЛЮД И КОЛИЧЕСТВО ЛОЖЕК В ДЕНЬ, НЕДЕЛЮ. ПОКАЖИТЕ ЗАПИСИ ПЕДИАТРУ, ОБСУДИТЕ, РАЗВЕЙТЕ СВОИ СОМНЕНИЯ. В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ НЕ ВПАДАЙТЕ В ПАНИКУ.
С уважением : воспитатели Бойченко Л.Л., Герман Л.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....
«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей.
Рекомендации воспитателя Как правильно приучить ребенка кушать, если ребенок отказывается от еды в ДОУ....
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений пищевого поведения у детей
Основные советы родителям во время карантина по организации питания дошкольников....
Расстройство пищевого поведения у детей с РАС
В статье описаны самые распространенные проблемы приема пищи у детей с РАС. Предложен алгоритм действий для родителей в случае расстройства пищевого поведения у ребенка с РАС....
Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
нарушение пищегого поведения у детей и влияние его на полноценное развитие ребенка...