консультация для родителей
консультация

Консультация для родителей

для 1 младшей группы

"Речь детей раннего возраста"

Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес, зоопарк, кино и цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

- учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

- учить составлять простые предложения по картинке;

- учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

- заучивать с детьми простые стихотворения;

- вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Развитию речи в ясельном и младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать пазлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_1_ml._gruppa.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Сентябрь

1.

Путешествие по комнате

Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

2.

Путешествие по территории участка

Приучить детей участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (что-то проговорить или сделать).

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

3.

Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по разному: Саша-Сашенька-Сашуля), преодолеть застенчивость.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

4.

Игра-инсценировка «Про девочку Машу и Зайку-длинное ушко»

 

 Помочь детям понять, что утреннее расставание переживаю все малыши и все мамы, поупражнять в  проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой)

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

5.

Д/и «Поручение» д/упр. «Вверх-вниз»

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя, поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их, помочь детям понять значение слов «вверх-вниз», научить отчетливо произносить их.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Октябрь

6.

Д/и «Поручение», «Лошадки»

Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

7.

Игры и упр-я на звукопроизношение (звук «У»). Чтение песенки «Разговоры»

Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

8.

Д/упр. и игры с кубиками т кирпичиками

Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый), выполнении заданий вос-ля («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и ее активизацию.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

9.

Игра-инсценировка «Добрый вечер мамочка»

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Ноябрь

10.

Рассматривание сюжетных картин

Помочь детям понять содержание картины: в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

11.

Д/упр. «Выше-ниже, дальше-ближе»

Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении, развивать память

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

12.

Д/игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Д/игра «Кто ушел, кто пришел»

Формировать умение четко произносить звуки в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания, совершенствовать память и внимание

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

13.

Рассматривание сюжетных картин

Помочь детям понять содержание картины: в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Декабрь

14.

Инсценировка сказки В.Сутеева «Кто сказал мяу»

Познакомить детей с новым произведением, доставить малышам удовольствие от восприятия сказки

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

15.

Д/упр. на произношение звука «ф». Д/игра «Далеко-близко»

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука «ф», учить произносить звукосочетания с различной громкостью, определять расстояние до наблюдаемого объекта

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

16.

Д/игра «Подбери перышко»

Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета, повторять фразы вслед за вос-ем

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

17.

Рассматривание сюжетных картин

Помочь детям понять содержание картины: в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

18.

Игра «Кто позвал», д/и «Это зима»

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова, узнавать сверстников по голосу. Рассматривать с детьми раздаточные картинки и объяснять, что на них изображено

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Январь

19.

Рассказывание без наглядного сопровождения

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

20.

Д/игра «Устроем кукле комнату». Д/упр. на произношение звуков д-дь

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели, учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

21.

Упражнение на совершенствование звуковой культуры речи

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т-ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Февраль

22.

Д/упр. «Чья мама?», «Чей малыш?»

Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей, угадывать животное по описанию

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

23.

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили…»

Учить детей следить за рассказом вос-ля, добавлять слова, заканчивать фразы, упражнять в отчетливом произношении звука х.

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

24.

Инсценировка сказки «Теремок»

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Март

25.

Рассматривание сюжетных картинок

Помочь детям понять содержание картины: в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

26.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя», д/и «Чья картинка»

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунке в книжке интересно и полезно, продолжать учить согласовывать слова в предложениях

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

27.

Рассказ произведения К.Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения

Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

28.

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала»

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук э, звукоподражание эй

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

29.

Рассматривание сюжетной картинки

Помочь детям понять содержание картины: в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Апрель

30.

Д/упр. «Как можно медвежонка порадовать»

Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употреблять разные по форме и содержанию обращения

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

31.

Повтор сказки «Маша и медведь», рассказ воспитателя об иллюстрациях в сказке

Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного, помочь детям разыграть отрывок из сказки

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

32.

Д/упр. «Я ищу детей, которые полюбили бы меня»

Привлечь внимание детей к новой игрушке, учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

33.

Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детенышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

Используемая

литература

Май

34.

Купание куклы Кати

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать, вытирать; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

35.

Рассматривание картин «Дети кормят курицу и цыплят». Игра в цыплят.

Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога)

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»

36.

Рассматривание сюжетных картин

Помочь детям понять содержание картины: в процессе рассматривания активизировать речь детей, учить договаривать слова, небольшие фразы

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...