Мастер-класс "Полоса препятствий как система здоровьесберегающих технологий"
материал
Приобретение детьми дошкольного возраста навыка преодоление полосы препятствий учит концентрировать внимание на достижении цели, вырабатывает умение быстро принимать решения в критических ситуациях, способствует развитию координации движений и их рефлекторному выполнению (до автоматизма).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 684.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для педагогов
«Традиционные и нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
«Мастер класс-Полоса препятствий»
Тимофеева.О.А.
Инструктор по физической культуре.
2021 г
Первый шаг (доклад-консультация)
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, и всестороннего развития личности ребёнка. Бесспорно, чем меньше ребёнок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Тем не менее, с самого раннего возраста надо приучать дошкольника заботится о своём здоровье. Вот почему и в детском учреждении, и дома следует воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению основными культурно - гигиеническими навыками, знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности, научить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие. Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
1.Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
3.Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
4.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.
При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.
Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.
Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является само-массаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Также к нетрадиционным методам оздоровления относится:
Гимнастика для глаз, музотерапия (сон под музыку, пение), аутотренинг и психогимнастика, арттерапия - это лечение искусством (лепка, рисование пальцами, марание, рисование сухими листьями и т.д.), снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги, сказкотерапия -это воспитание и лечение сказкой, русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.; игротерапии (на укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц можно применять такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки), песочная терапия – игротерапия (игры с песком), игропластика включает в себя пальчиковую гимнастику, релаксация и т.д.
Пальчиковая гимнастика, благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы. Игровая форма проведения не только развлечет детей, но и будет способствовать формированию представлений об окружающем мире.
Второй шаг
Мастер-класс «Полоса препятсвий»
Цель мастер класса: освоение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий и их последующее применение в практической деятельности педагога.
Цели занятия:
1.Дать определение понятию здоровья.
2.Познакомить участников мастер-класса здоровьесберегающими технологиями в ДОУ, а так же с нетрадиционными формами оздоровления детей.
3.Построение модели полосы препятствия с использованием развивающей среды по физическому воспитанию.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
1.Уважаемые коллеги, мне бы хотелось провести с вами мастер класс, «Полоса препятствий», как часть физкультурно-оздоровительной здоровьесберегающей технологии, для начала давайте совместно дадим определение здоровью. (участники высказывают свое мнение.)
Таким образом, можно сделать вывод: здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.
Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.
Полосы препятствий – это наиболее удобная форма разучивания физических упражнений, направленных на развитие физических качеств человека, ввиду того, что задания выполняются по очереди, и каждый ребенок может, наглядно, видеть, как выполняется то или иное действие его товарищем, а
также обращать внимание на ошибки, которые отмечает инструктор. Инструктор или педагог, в свою очередь, имеет возможность следить за каждым ребенком, и индивидуально давать рекомендации и указывать на ошибки, при выполнении упражнений. В полосу препятствий можно включать упражнения из физ.зянятий и утреней гимнастики таких как ОРУ,ОВД, для более эффективного закрепления упражнений у детей.
Полоса препятствий развивает координацию движений, основные физические качества - силу, быстроту, ловкость, гибкость, общую выносливость, , т.к. задействованными оказываются не только большое количество групп мышц, но и внимание, тренируется самостоятельность,
ответственность и самостраховка ребенка.
Преодоление полосы препятствий развивает не только тело, но и логическое мышление, внимание. От того, как быстро и качественно ребенок пройдет полосу препятствий, будет зависеть успех в овладении им прикладных навыков в области физического развития.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыка преодоление полосы препятствий учит концентрировать внимание на достижении цели, вырабатывает умение быстро принимать решения в критических ситуациях, способствует развитию координации движений и их рефлекторному выполнению (до автоматизма). Кроме этого, оно развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремленности, собранности, командному духу, самостоятельности. В условиях прохождения полосы препятствий, ребенок сразу включается в образовательный процесс, повторяет пройденный материал и изучает новый в контексте игры.
Кроме того,постепенно учится спокойно решать задачи в условиях небольшого стресса
2.Уважаемые коллеги, прошу вас разделиться на две команды, перед вами лежат листы бумаги и карандаши, я предлагаю вам ряд физкультурного оборудования, а вы на основе его в течении двух минут разработайте полосу препятствия с использованием различных видов упражнений (кегли, мешочки с песком, мячи, скакалки, обруч, мешочки с разными наполнителями, любое оборудование которое находиться в спортзале).
Слушатели зарисовывают полосу препятствия на листах бумаги и демонстрируют их.
3.Теперь уважаемые коллеги, я предлагаю каждой команде выстроить ту полосу препятствий, которую они нарисовали, и поменявшись полосами, пройти ее.
Таким образом «Полоса препятствий» может создаваться из любого спортивного оборудования, которое есть у вас в группе или на прогулочной площадке, можно внедрять в утреннюю гимнастику, подвижные игры,можно по-разному сочетать упражнения, добавлять новые снаряды и оборудование, в зависимости от возраста, физических возможностей занимающихся, целей и задач занятия. Она способствует развитию как физических качеств, так психоэмоциональной разгрузке детей. В заключении хотелось бы сказать, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ, родителей и детей.