Использование инновационных здоровьесберегающих технологий для дошкольников
статья
В статье представлен анализ здоровьесберегающих технологий, раскрываются опыт использование инновационных здоровьесберегающих технологий для дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_inn.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий для дошкольников
Аннотация. В статье представлен анализ здоровьесберегающих технологий, раскрываются опыт использование инновационных здоровьесберегающих технологий для дошкольников.
Ключевые слова: дети, ФГОС ДО, дошкольники, здоровьесберегающие технологии, здоровье.
В настоящее время в воспитательно-образовательном процессе детского сада занимают задачи, направленные на охрану и укрепление здоровья детей. В соответствии с требованиями ФГОС ДО воспитатели детского сада обязаны обеспечить охрану и укрепление психического и физического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия. В связи с этим особенно важным является внедрение в практику здоровьесберегающих технологий, которые нацелены на решение важной задачи дошкольного образования: сохранять, поддерживать и обогащать здоровье детей [2, с.129].
При внедрении инновационных здоровьесберегающих технологий необходимо:
- тщательное изучение опыта использования данной технологии;
- подготовка родителей, педагогов, детей к использованию данной технологии;
- педагоги должны пройти соответствующее обучение, изучить методику использования данной технологии здоровьясбережения;
- родители должны быть информированы о необходимости использования данной технологии, дать свое согласие на ее применение;
- следует подготовить детей к внедрению данной технологии.
Скажем, в некоторых детских садах было внедрено в практику использование кислородных коктейлей на основе корня солодки. Несмотря на то, что кислородные коктейли доказали свою эффективность, многие родители были против применения, мотивируя тем, что корень солодки может вызвать аллергические реакции.
Таким образом, стоит отметить, что внедрение той или иной здоровьесберегающей технологии должно быть оправдано и целесообразно. Только после тщательной проверки и доказанности ее эффективности можно предлагать ее детям. И тем не менее необходим индивидуальный подход и учет личных интересов родителей и детей.
Физические упражнения, закаливающие процедуры, психотерапия, фитотерапия, относятся к стимулирующим технологиям здоровьясбережения. Их назначение активировать защитные силы организма.
Гигиена обучения и формирование основ личной гигиены у дошкольников относятся к защитно-профилактическим здоровьесберегающим технологиям. Их назначение: профилактика тех или иных заболеваний [1].
К компенсаторно-нейтрализующим здоровьесберегающим технологиям относят оздоровительную, дыхательную гимнастику, физкультминутки, психогимнастику, самомассаж, лечебная физкультуру и другие.
В практике работы педагогов используются информационно-обучающие технологии (стенды о правилах питания, памятки о формировании навыков гигиены у детей, листовки о пользе закаливания, буклеты о здоровом образе жизни).
К технологиям, которые зарекомендовали свою эффективность можно отнести: обширное умывание после дневного сна, хождение по массажным коврикам, коррегирующую гимнастику, физкультминутки [3, с.50].
Среди новых здоровьесберегающих технологий в некоторых детских садах организуются занятия стретчингом под музыку. Специалисты рекомендуют стретчинг, для дошкольников с вялой осанкой и плоскостопием.
Ритмопластика может проводится с целью снятия агрессивности, тревожности, развития у дошкольников чувства ритма, музыкального слуха, гибкости, формировании правильной осанки. Во время проведения ритмопластикиследует обращать внимание на величину физической нагрузки и ее соразмерность с особенностями возраста дошкольников.
Физкультминутки должны проводиться регулярно в течении дня, особенно во время занятий. Это может быть гимнастика для глаз, дыхательные упражнения и другие. В практике детского сада активно должны использоваться подвижные и спортивные игры, которые являются как частью физкультурного занятия, так могут проводиться на прогулке или в групповой комнате. В конце подвижных игр проводятся упражнения на релаксацию, которая направлена на то, чтобы научить детей управлять своим поведением, уметь ощущать свое тело и эмоции. Релаксация особенно нравится детям, потому что в них присутствуют игровые элементы.
Для детей младшего дошкольного возраста особенно актуальна пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, воображение, внимание, пространственное мышление, стимулирует речь, быстроту реакции. Она является полезной для всех детей, особенно тех, кто имеет проблемы с речью. Дыхательная гимнастика может проводиться после дневного сна, она способствует активизации кислородного обмена во всех тканях организма. Для ее проведения необходимо проветрить помещение. Во многих детских садах проводится ортопедическая гимнастика для детей с плоскостопием.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: утренняя гимнастика, регулярные физкультурные занятия различных форм (сюжетно-игровые, традиционные, оздоровительные,интегрированные).
Самомассаж может проводиться в игровой форме. Е. И. Николаева указывает на то, что самомассаж можно проводить в виде динамической паузы на занятиях. Применение при этом ярких образов, веселых стихов, делают его для ребенка доступным и интересным.
К коррекционным технологиямотносят технологии музыкального воздействия, цель которых снятие напряжения, повышения эмоционального настроя. Сказкотерапия проводится для психологическойпомощи дошкольников, например для снятия страхов, развития самооценки и т.п. Психогимнастика может проводится 1–2 раза в неделю. Цель психогимнастики – развитие и коррекция разных сторон психики ребенка.
К инновационным формам работы с родителями можно отнести: проведение мастер-классов по вопросам сохранения и укрепления здоровья с обучением тем или иным техникам гимнастики, самомассажа, закаливания и т.д; организация совместных оздоровительных досугов по типу квест-игр; оформление лэпбуков с целью формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и методах сохранения здоровья.
В нашем детском саду ведется активное внедрение здоровьесберегающих технологий. Работа с детьми осуществляется с использованием таких форм, как занятия, режимные моменты, досуги, прогулки, спортивные праздники.
Регулярно в течении дня мы организуем динамические паузы или физкультминутки. Детям очень нравятся упражнения на релаксацию, когда мы и предлагаем «полежать на облачке» и «позагорать на солнышке». Такие упражнения мы проводим перед дневным сном.
Интересно прошли у нас физкультурные занятия с элементами круговой тренировки «Вокруг Солнца», «Путешествие в Антарктиду», с элементами сюжетных игр «Помощники Айболита», «Ключ с острова здоровья» и т.д.
Наши родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и развлечениях. Были проведены мастер-классы «Игры на прогулке», «Профилактика сколиоза», родительские собрания в форме деловой игры «Десять заповедей здоровья», «Здоровье дома и на улице».
Мы осуществляем просветительскую работу с родителями. Нами были проведены беседы на такие темы, как «Планшет для детей: как избежать проблем со зрением», «В какие игры можно играть с ребенком дома», «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика как профилактика простудных заболеваний», «Как организовать закаливание дошкольников» и т.п. В январе была оформлена фотовыставка «Зимние забавы», на которой разместили фотографии активных игр с детьми во время зимних каникул.
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, формирует у дошкольников стремление к здоровому образу жизни. Применение данных технологий в детском саду направлено на становление осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, на развитие у них умений оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье, как в детском саду, так и во взрослой жизни.
Список использованной литературы
- Крылова М.А. Анализ современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf
- Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н.Б. Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. С. 129.
- Смирнова Т. В. Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 50-55. — URL https://moluch.ru/archive/145/40663/