Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год
картотека (старшая группа)
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_palchikovaya_artikulyatsionnaya_i_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 62.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
Сентябрь
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | |||
Мебель Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! | Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки. Поднимают зажатые кулачки вверх. | Карточка№1«Улыбка» Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Карточка№2 «Хоботок» Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Карточка№3 «Домик открывается» Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. | Карточка№4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» Улыбается ребенок, /Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, /Широко открыв свой рот. Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. Карточка№5. «Любопытный язычок» Вот и вышел на порог /Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - /Удивляется народ Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. Карточка№6 «Лягушка» Ниже нижнюю губу /Опущу я, как смогу Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. | |
Посуда Девочка Иринка порядок наводила. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» |
Показывают большой палец. Поочередно соединяют большой палец с остальными. | |||
Портняжки Привет, Николка! Бери скорей иголку. Будем шить Кате Новое платье. | Руки сжаты в кулачки. На каждое слово поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки. | |||
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов». Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!». Повторить 3-4 раза. |
Октябрь
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | ||
«ДОЖДИК» Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно, по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» Дождь вздохнул тихонько: — Ох! И ушел. Газон засох. | Удары по столу пальчиками.(Левая начинает с мизинца, правая —с большого пальца.) Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.) «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу. Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу. (Часто и ритмично бьют в ладоши.) (Один хлопок.) (Ритмичные хлопки по столу.) | Карточка№7. «Зайчик» Губку верхнюю подняв, /Замер зайчик, зубки сжав. Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. Карточка№8. «Окошко» Рот прикрою я немножко, /Губы сделаю «окошком». /Зубки рядышком стоят /И в окошечко глядят Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. Карточка№9. «Язык здоровается с подбородком» Просыпается язык – /Долго спать он не привык. /И спросил у подбородка: /- Эй, какая там погодка? Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. Карточка№10. «Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба,/Здравствуй, верхняя губа! Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. Карточка№11. «Обезьянка» За нижнюю губку заложен язык –/Из зеркала смотрит мартышкин двойник. Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд Карточка№12. «Бульдог» За верхнюю губку заложен язык –/Бульдог уступать никому не привык Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд | |
«ОВОЩИ» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле, Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался не плох! | («Шагают» пальчиками по столу.) (Загибают по одному пальчику.) (Хлопок.) (Попеременные удары кулачками и ладонями.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Стучат ребром ладони по столу.) Загибают по одному пальчику.) (Хлопок.) (Ладони складывают крест-накрест на столе.) (Загибают по одному пальчику.) (Хлопок.) (Показывают большой палец.) | ||
Дыхательная гимнастика «Дыхание» Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – о.с. 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх |
Ноябрь
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | ||
«ДОМИК» Под грибом - шалашик-домик, Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним. Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, А на нем - дубовый стол. Рядом - стул с высокой спинкой На столе - тарелка с вилкой. И блины горой стоят – Угощенье для ребят. | (Ладони шалашиком) (Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) («Звоним в колокольчик») (Ладони ребром прижаты друг к другу) (Показываем стол) (Показываем стул) (Ладонь левой руки направлена | Карточка№13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог») Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». Карточка№14. «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. Карточка№15. «Кружок» Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. Карточка№16. Чередование «Толстячки - худышки» Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд Карточка№17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк) Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. Карточка№18. «Самовар» Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». | |
«ДОМ» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём, Чтоб у дома дверь была, Рядом чтоб сосна росла, Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял. Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл. | (Руки над головой "домиком") (Руки перед глазами "окошко») (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты) (Пальцы растопырены, руки тянем вверх) (Руки перед собой кольцом) (Одна рука "пёс") (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) ("Стряхивающие" движения) (Пальцы-лепестки смотрят вверх) | ||
Дыхательная гимнастика «РЕГУЛИРОВЩИК» Верный путь он нам покажет, Повороты все укажет. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос); 2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р») |
Декабрь
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | |||
«НА ЁЛКЕ» Мы на елке веселились, И плясали, и резвились, После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же — вкусные предметы: Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. | (Ритмичные хлопки в ладоши.) (Ритмичные удары кулачками.) (Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу.) («Рисуют» руками большой круг.) (Делают ритмичные хлопки.) (Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.) | Карточка№19. «Шлёпаем губами по языку» А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад. Карточка№20. «Чашечка» Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки Карточка№21. «Вкусное варенье» Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Карточка№22. «Ступеньки» На верхнюю губку, На верхние зубки, За зубки скачок — Во рту язычок. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Карточка№23. «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед, С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Карточка№24 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». | ||
«ЗИМА» Пришла зима, Принесла мороз. Пришла зима, Замерзает нос. Снег, Сугробы, Гололед. Все на улицу — вперед! Теплые штаны наденем, шапку, шубу, валенки. Руки в варежках согреем И завяжем шарфики. Зимний месяц называй! Декабрь, Январь, Февраль. | трем ладошки друг о друга пальцами массажируем плечи, предплечья трем ладошки друг о друга ладошкой массажируем кончик носа плавные движения ладонями кулаки стучат по коленям попеременно ладони шоркают по коленям разнонаправлено одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) ладонями проводим по ногам ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи ладони стучат по коленям кулак, ребро, ладонь | |||
Дыхательная гимнастика | ||||
«ЗИМА» "Греем наши ручки" "Проверяем кончик носа" "Сделаем носик тоненьким" "Примазываем ушки, чтоб не отклеились" "Сдуем снежинку с ладони" | Соединить ладони и потереть ими до нагрева Слегка подергать кончик носа Указательными пальцами массировать ноздри Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами Вдох через нос, выдох через рот |
Январь
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | ||
«КОТЯТА» У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, Два ловких. Два длинных, Два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. | (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу) (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу) | Карточка№22. «Ступеньки» На верхнюю губку,/На верхние зубки,/За зубки скачок — Во рту язычок. Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд. Карточка№23. «Фокус» («Дуем с чашечки») Я «чашку» выведу вперед,/С нее подую вверх. И теплый воздух обдает Мой носик, например. Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Карточка№24 .«Не разбей чашечку» Широко открыт мой рот, Ходит «чашка» взад-вперед. Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка. Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки». Карточка№27 «Кусаем боковые края языка» «Горкой» выгну язычок,/Пожую ему бочок:/Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу Цель: преодолевать пластичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10-15 раз. Карточка№28 «Чистим зубы снаружи» Зубки верхние снаружи/Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов Карточка№29 «Загоним мяч в ворота» Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям | |
«ПИРОГ» Падал снег на порог. Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега — из муки. | (Дети два раза медленно опускают ладони на стол.) (Показывают, как лепят пирог) («Бегут» пальчиками обеих рук по столу) (Опять показывают, как пекут пирог) | ||
Дыхательная гимнастика | |||
«ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. |
Февраль
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | ||
«ТРАНСПОРТ» Будем пальчики сгибать - Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | (Сжимают и разжимают пальчики) (Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца) (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого) | Карточка№30.«Лопаточка» Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 Карточка№31.«Дуем на лопаточку» Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. Цель: вырабатывать умение дуть посередине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть посередине языка. Карточка№32 «Горка» («мостик») Улыбаюсь, рот открыт – Там язык лежит, свернувшись. В зубы нижние уткнувшись, Горку нам изобразит Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Карточка№33.«Ветерок дует с горки» С горки дует ветерок, И несет он холодок Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным Карточка№34.«Мостик построим – мостик разрушим» Ставлю я язык «дугой» И кладу – даю покой Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд Дыхательная гимнастика «Дом маленький, дом большой». Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу: «Мишка наш пошёл домой, да и крошка заинька». Повторить 4-6 раз: У медведя дом большой, А у зайки – маленький. Мишка наш пошёл домой Да и крошка заинька ( Е Антоновой-Чалой ). | |
«ПОСЧИТАЕМ» Раз, два, три, четыре, пять - Буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед, Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет. «КНИГИ» Много книжек есть на свете, Читать их очень любят дети. Если книги мы прочтем, То узнаем обо всем: Про моря и океаны, Удивительные страны. Про животных прочитаем И про космос мы узнаем. | (Сжимают и разжимают пальчики) (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки) (Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу») (Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев) | ||
«НАША АРМИЯ» Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота - Рота за ротой! | (Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки) | ||
Март
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика Карточка№35.«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны) Ходит «горка» влево – вправо, Чистит зубки очень браво. Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка. Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Карточка№36.«Катушка» Широко раскрою рот, «Горку» выведу вперед. И, назад отодвигая, Я ее не разрушаю. Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе. Карточка№37.«Жуём блинчик» Вот опять язык свернулся, В зубы нижние уткнулся. Двину чуть его вперед, Разжую его вот-вот. Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз. Карточка№38 «Гармошка» Присосу язык на нёбо, А теперь смотрите в оба: Ходит челюсть вверх и вниз – У нее такой круиз. Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъем языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону Карточка№39 «Маляр» Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад Карточка№40. «Барабанщик» За зубами в бугорок Бьёт широкий язычок. Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»). | ||
«ЦВЕТЫ» Наши алые цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают «ЦВЕТОК ПРОСНУЛСЯ» Утром рано он закрыт, но к полудню ближе Раскрывает лепестки, красоту их вижу. К вечеру цветок опять закрывает венчик. И теперь он будет спать, До утра как птенчик. «МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ» Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду перемыли. Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился. Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали. Пока маме помогали. | (Медленно разгибать пальцы из кулаков.) (Покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки.) (Покачивать кулаки вперед-назад.) (Кисти рук –бутоны, соединены у основания рук.) (Плавно распускаются.) (Закрываются затем под щеку.) (Имитация сна.) (Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.) (Одна ладонь скользит по другой.) (Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.) (Одна ладонь скользит по другой.) (Загибают пальчики.) | ||
Дыхательная гимнастика «ЦВЕТЫ» Дети стоят по кругу. Педагог читает им стихи: Каждый бутончик склониться бы рад Направо, налево, вперёд и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете ( Е. Антоновой-Чалой). По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались. Упражнение повторить 6-8 раз. | |||
Апрель
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | |
«ЛУНОХОД» Посмотрите, луноход По Луне легко идет. Он шагает очень важно, В нем сидит герой отважный. | (Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.) | Карточка№41 .«Лошадка» Рот широко открываю, К нёбу язык прижимаю. Прыгает вниз язычок. И раздается щелчок. Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»). Карточка№42. «Грибок» Широко открою рот, Будто щелкну я вот-вот. Присосу язык на нёбо, Челюсть вниз – и вся учеба. Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Карточка№43. «Кучер» Губы вместе я сведу, Через губы буду дуть. Поиграю я в игру И скажу лошадке: «Тпру!». Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха. Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у». Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»). Карточка№44. «Парус» Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотрю, К зубкам верхним изнутри Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Карточка№45.«Иголочка» Улыбаюсь: вот шутник – Узким – узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок. Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 Карточка№46.«Маятник» Влево-вправо кончик ходит, Будто места не находит Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз |
«КОСМОНАВТЫ» Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Нужно обладать сноровкой. Научитесь понемножку поиграть в быстрые ладошки. Надо пару подобрать да лицом друг к другу встать. Если чистые ладошки значит, можно начинать. Важно строго по порядку все быстрее, без оглядки. Так в ладошки ударять! «ПОСЕВ ПШЕНИЦЫ» Будем сеять мы пшеницу В землю зернышки бросать. И не пустим мы синицу Наши всходы пеклевать. Кыш-кыш. | ( Дети встают парами, кладут ладошки на ладошки друг другу, ударяют по ладошкам, кто сверху, затем меняются.) (Пальцами делать движения - крошим крошки, пальцы в щепоть - синица, наклонять кисть клюет, махать руками –кыш-кыш.) | |
Дыхательная гимнастика «ВОЗДУШНЫЙ ШАР ПОДНИМАЕТСЯ ВВЕРХ» Ты, как шарик, полети, Сверху землю огляди. И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах. 1 – поднять плечи и ключицы (вдох); 2 – опустить плечи и ключицы (выдох). «ВЕТЕР» Сильный ветер вдруг подул, Слезки с ваших щек сдул. И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки; 2 – задержать дыхание на 3-4 сек; 3 – сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. | ||
Май
Пальчиковая гимнастика | Артикуляционная гимнастика | |
«ВЕСЕЛАЯ ВСТРЕЧА» Здравствуй, котенок! Здравствуй, козленок! Здравствуй, щенок! И здравствуй, утенок! Здравствуй, веселый, смешной поросенок! | (Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.) | Карточка№47.«Змейка» А у змейки язычок Узок, тонок, как сучок. Ходит-ходит взад-вперед: Как же он не устает? Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). Карточка№48.«Индюк» Широко открыт мой рот, Язычок – назад – вперед. Лижет «чашечкой» губу И «болбочет» на бегу. Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк) Карточка№49.«Качели» «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист! Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. Карточка№50.«Пароход» Вывожу язык вперед, Закушу его – и вот: «Ы» тяну – и к нам идет Белый-белый пароход. Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» ( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы-ы-ы» («пароход гудит»). |
«КАКИЕ БЫВАЮТ РЫБЫ?» Мы в подводном мире, друг, Рыбы плавают вокруг: Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла. | (Выполняют движения руками, как будто плывут.) (Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.) (Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.) | |
Дыхательная гимнастика «КРЫЛЬЯ» Крылья вместо рук у нас, Так летим – мы высший класс. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох); 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох). «ПЧЕЛЫ» Мы представим, что мы пчелы, Мы ведь в небе – новоселы. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – развести руки в стороны (вдох); 2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох). | ||
«НАСЕКОМЫЕ» Дружно пальчики считаем - Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | (Сжимают и разжимают пальцы.) (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.) (Вращают мизинцем.) (Прячут руки за спину.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемыестихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыковсамообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнуркии т. д. И, ко...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста на учебный год.
Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 4-5 лет на учебный год
Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательнойгимнастики для детей 4-5 лет на учебный год...