Презентация на тему "Организация двигательной активности дошкольников как средство здоровьесбережения"
презентация
Презентация на тему "Организация двигательной активности дошкольников как средство здоровьесбережения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_forma.pptx-prezentatsiya.pptx | 1.91 МБ |
17_forma.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов . (Всемирная организация здравоохранения)
Здоровье – это вершина которую должен каждый покорить сам - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов, воспитателей – научить детей покорять эту вершину. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название « здоровьесберегающие технологии ».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно -оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технология обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
Технология сохранения и стимулирования здоровья Ритмопластика Динамическая пауза Подвижные и спортивные игры Релаксация Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз Дыхательная гимнастика Гимнастика бодрящая
Технологии обучения здоровому образу жизни Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Самомассаж Активный отдых
Коррекционные технологии Артикуляционная гимнастика Технология музыкального воздействия Сказкотерапия ЛФК
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, эстетическое и трудовое воспитание .
Основные задачи подвижных игр 1.Укреплять здоровье играющих. 2.Способствовать их правильному физическому развитию. 3.Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них. 4.Воспитывать необходимые морально-волевые и физические качества. 5.Прививать организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Подвижные игры Подвижные игры с правилами Игры с элементами спортивных игр Игры, забавы, аттракционы Сюжетные Бессюжетные С предметами ( серго , кольцеброс , кегли) С элементами соревнований, эстафеты Волейбол Баскетбол Настольный теннис Бадминтон Футбол
Подвижные игры развивают: 1.Творческое отношение детей к двигательной деятельности; 2. Обще физиологическое, тонизирующие, успокаивающее воздействие на организм ребёнка, рационального навыка естественных движений, правильная осанка, координация и эстетика движений, быстрота реакции, умение чередовать физическое напряжение с отдыхом, умение сочетать движения с соответствующими словами в стихах, навыки элементарных передвижений в горизонтальном и вертикальном положении ребёнка, общеукрепляющее воздействие, закаливание;
3. Навыки в ходьбе, беге, прыжках, подлезании , пролезании , ползании, чувства равновесия, глазомера, меткости, элементы построений и перестроений, чувства правильной позы при передвижении, умение играть с различными атрибутами; 4. Психические процессы: зрительная, комплексная память, концентрации и переключаемости внимания, мышления, воображение; 5. Мышечный «корсет» позвоночника, мышц конечностей и туловища, всех звеньев опорно-двигательного аппарата, умение расслаблять мышцы, мышечной силы;
6 .Аэрация отделов лёгких, улучшение и стимуляция функций дыхания, навык правильного дыхания (ритмичное, полное, с плавным выдохом), сердечно – сосудистой системы, стимуляцию обмена веществ; 7.Координация зрительного, слухового, моторного анализаторов, подвижность и переключаемость нервных процессов; 8.Ловкость , выносливость, быстрота реакции на сигнал, быстрота освоения нового, чёткость движений;
9. Такие качества личности, как целенаправленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, активность, наблюдательность, фантазия, инициатива и увлечённость, терпение, дисциплинированность, выдержка, самообладание, умение держать себя в руках, правильное реагирование на неудачу, честность, воли к победе; 10. Умение согласовывать действия в коллективе, включаться в единые действия коллектива, чувства партнёрства.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда формируются основы личности, активно развивается воображение, творчество, усвоение норм и правил, принятых в обществе. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре. Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни! Так давайте помогать нашим детям готовиться к жизни!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Безопасная физическая культура в детском саду
Жданова Светлана Валерьевна
Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №5 «Ивушка»
Почему же так важно в современном мире сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаюсь ответить на данный вопрос.
Со всех сторон жизнь человека напрямую связана с его безопасностью. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), так же сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения, т. е проблеме создания условий для безопасной физической культуры в дошкольной организации.
Согласно ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опытa в следующих видaх деятельности детей:двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленной нa развитие тaких физических качеств, кaк координация и гибкость;способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организмa, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, a также с правильным, не нaносящем ущербa организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видaх спортa, овладение подвижными игрaми с правилaми;становление ценностей здорового образa жизни, овладение его элементарными нормами и правилaми (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
При недостаточном внимании к даннымвидaм деятельностиможет привестик травмaм и нaвредить здоровью дошкольников. Организуя занятия по физической культуре для дошкольников, необходимо соблюдать правила техники безопасности(в каждом учреждении разрабатывают правилaтехники безопасности с учетом особенностей дошкольного учреждения).
В спортивном зале и спортивной площадке нa улицесозданы все необходимые условия для обеспечения охраны жизни и здоровья детей:
– оборудование надежно закрепленo, пособия, предметы установлены и размещеныустойчивo, исключая возможность падения;
– используемый дошкольникамиспортивный инвентарь расположен нa высоте уровня груди и ниже.
– в спортивном зале, чистo, светло и регулярно проветривается. Влажная уборкапроводится один рaз в день и после каждогозанятия согласно графику. Спортивный инвентарь обрабатывается ежедневно влажной ветошью. Ковровые покрытия очищаются ежедневно. Освещенность - согласно установленным санитарно-гигиеническим нормaм.
Соблюдение правил техники безопасности недостаточно, нужно тaк же соблюдать требования (к оборудованию, к методике руководствa физкультурной деятельностью, требования безопасности вo время занятий и перед нaчалoм занятий).
Требования к спортивному оборудованию:
– Спортивное оборудованиедолжносоответствовать возрастным показателям дoшкольников.
– Дoшкольники используют в физкультурной деятельностиисправные, безопасные предметы.
– Запрещается использование оборудования, инвентаря, предназначенного для воспитателя или инструкторa.
– Спортивное оборудование доступно размещено, содержатся в аккуратном, исправном состоянии.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду:
– При обучении дошкольников различным общеразвивающим упражнениям и основным видам движениям необходимо обеспечить правильный показ.
–На занятиях по физической культуре дошкольники не должны использовать спортивное оборудование без разрешения инструктора.
–Запрещается нахождение дошкольников в спортивном зале или на спортивной площадке без присмотра инструктора или воспитателя. Инструктор по физической культуре организует вход и выход детей из спортивного зала.
–Во время спортивного занятия инструктор рационально организует образовательную деятельность так, чтобы в поле его зрения находились все дошкольники.
–Во время выполненияобщеразвивающих упражнений с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи, скакалки) инструктор следит за соблюдением дистанции между дошкольниками.
–Инструктор контролирует сохранение правильной позы и осанки детей во время физкультурного занятия.
– На физкультурном занятии инструктор контролирует состояние дошкольников, не допуская их переутомления. При появлении признаков переутомления инструктор дает возможность ребенку отдохнуть, либо перейти на более спокойную деятельность.
–Инструктор проговаривает правила поведения на занятии по физической культуре, а также ведёт контроль за выполнением правил дошкольниками.
Физическую деятельность дошкольники осуществляют только под непосредственным контролем взрослого. Инструктор по физической культуре и воспитатель группы проводят работу по физическому воспитанию. Педагоги должны иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку, регулярно повышать свою квалификацию. Для выполнения задач физического воспитания должны знать содержание и требования программы воспитания и обучения детей в детском саду, уметь грамотно проводить все формы работы с детьми.
При проведении физических упражнений инструктор по физической культуре должен:
– правильно и четко показывать движения, подавать команды и распоряжения;
– предупреждать и исправлять ошибки;
– оказывать помощь детям и обеспечивать страховку;
–осуществлять наблюдение за самочувствием детей, их вниманием, интересом к занятиям, активностью, дисциплинированностью.
Существуют общие требования соблюдения правил безопасности:
– К занятиям по физической культуре допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр.
– Участники физкультурных занятий обязаны соблюдать правила их проведения.
– Во время выполнения основных видов движения с элементами соревнования у дошкольников возможны различные травмы:
- на неисправных спортивных снарядах и оборудовании;
- при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
- во время прыжков в длину или в высоту при неподготовленной прыжковой яме;
- при нахождении в зоне броска во время спортивных соревнований по метанию;
- при столкновениях во время бега или спортивной игры;
- при проведении соревнований без разминки.
– На занятиях по физической культуре дошкольники должны присутствовать в спортивной одежде и спортивной обуви. Спортивная форма должна быть удобной, комфортной, чистой, не стесняющей движения ребенка. Футболка одевается на голый торс. Обувь для занятий физической культурой должна быть не скользкой (на резиновой подошве). Спортивная форма хранится в специальном мешке. На мешке нашиты карманы для обуви. Футболка, шорты и носочки должны быть из х/б ткани. Одежда и обувь, для занятий физическими упражнениями, должна быть сменной и не использоваться ребенком в качестве повседневной. В конце недели родители забирают спортивную форму домой, и возвращают в понедельник чистый комплект.
– При проведении занятий по физической культуре в спортивном зале должна быть медицинская аптечка с необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи.
– При неисправности спортивного оборудования занятия прекратить.
Требования безопасности перед началом занятий по физической культуре:
- Проветрить физкультурный зал.
- Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользящей подошвой.
- Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и оборудования.
- Провести разминку.
Требования безопасности во время занятий по физической культуре:
- Начинать выполнение упражнения и заканчивать его только по команде (сигналу) педагога.
- Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных снарядах.
- Соблюдать дисциплину.
- Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) педагога.
- Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.
Таким образом, чтобы предотвратить детский травматизм на занятиях по физической культуре необходимо соблюдать правила техники безопасности, требования к методике физического воспитания в ДОУ, соблюдать санитарно-гигиенические условия. Проводить врачебный контроль физического состояния дошкольников, осознанно оценить необходимость страховки и помощи, местозанятия по физической культуре, инвентарь и оборудование должно быть в исправном состоянии. Оборудование и спортивный инвентарь, который используют дошкольники, устанавливается и размещается с учетом их полной безопасности и соответствует их возрастным показателям. Физкультурный зал должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Все дети находятся в поле зрения инструктора по физической культуре, который осуществляет контроль за всеми действиями дошкольников.
Занимаясь профилактикой детского травматизма на занятиях по физической культуре организую с дошкольниками систематическую работу, через беседы: «Правила поведения на занятиях физкультурой», «Зачем нужно соблюдать требования безопасности?», игры-ситуации:
«Правильно-неправильно», «Окажи помощь», «Пирамида здоровья», «Внимание! Опасный момент».
В календарно-тематический план по реализации образовательной области «Физическое развитие» включила комплексные занятия «Безопасная физкультура», где вместе с детьми рассматриваем темы: «Физическая безопасность на физкультурных занятиях», «О правильном режиме дня», «Правила поведения на воде», «Небезопасные зимние забавы», «Правила доктора Неболейко».
Для родителей провожу консультации и мастер-классы: «Польза физкультурных упражнений для малышей», «Как правильно выполнять утреннюю гимнастику», «Главные правила занятия спортом».
Мониторинг создания условий безопасного пребывания детей в дошкольном учреждении, показал, что за последние три года случаи травматизма воспитанников на занятиях по физической культурене зафиксированы.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что только применение компетентностного и системно-деятельностного подходов в формировании безопасного поведения дошкольников позволяют успешно решать вопросы организации безопасной физической культуры в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для аттестации "Педагогический опыт «Использование инновационных методов и приёмов по повышению двигательной активности как эффективное средство оздоровления детей первой младшей группы"
Описание физкультурно-оздоровительной деятельности через активизацию двигательной активности....
«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ». (из опыта работы)
В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора....
«Оптимизация двигательной активности дошкольников и семьи в вопросах здоровьесбережения ».
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в перво...
«Скиппинг, как одно из средств здоровьесбережения и повышения двигательной активности дошкольников»
laquo;Скиппинг, как одно из средств здоровьесбережения и повышения двигательной активности дошкольников»...
Презентация. Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников по средствам дидактических игр»
Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников по средствам дидактических игр»...
презентация по теме :"Организация двигательной активности дошкольников как средство здоровьесбережения"
презентация по теме :"Организация двигательной активности дошкольников как средство здоровьесбережения"...
Презентация для педагогов "Двигательная активность дошкольника - путь к его здоровью"
Презентация для педагогов "Двигательная активность дошкольника - путь к его здоровью"...