Семинар для воспитателей «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе»
статья
Семинар для воспитателей «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар для воспитателей «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе» | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе»
Цель: расширить знания педагогов о повышении двигательной активности детей посредством подвижных игр, закрепление знаний о методике организации прогулок в детском саду.
Актуальность:
• Современный период - время поиска наиболее эффективной организации образовательного процесса, педагогических технологий, наиболее соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
• Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
• В процессе ежедневных подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.
• Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма, так как правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Цель прогулки:
Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма
Задачи прогулки:
• Оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
• Способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
• Оптимизировать двигательную активность детей;
• Способствовать всестороннему развитию детей.
Как театр начинается с вешалки, так и прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по этому вопросу одежды и обувь ребенка. Одежда и обувь ребенка должны быть легкими, подходить по размеру, стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.
Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.
Прогулка состоит из:
- наблюдение
- трудовая деятельность
- двигательная активность детей
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная деятельность детей
Организация наблюдений:
Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает:
- оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
- приемы привлечения внимания (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
- приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Трудовая деятельность детей:
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.
• Так, осенью дети собирают семена цветов, осенние листья, урожай на огороде;
• зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения;
• летом воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уходу за растениями.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.
Индивидуальная работа с детьми:
• Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствие, сбегание с пригорков.
• На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, повторение и заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.
• Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
• Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
• Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность детей:
• Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.
• Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда.
• В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.
Двигательная активность детей:
В двигательную активность детей на прогулке включают:
• подвижные игры
• физические упражнения
• спортивные упражнения
• спортивные игры
• игры с элементами соревнований.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, а в старших группах - элементы спортивных игр. В жаркую погоду проводятся игры с водой. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Подвижные игры в течении дня.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанных на движении и наличии правил
Актуальность: Дошкольный возраст является самым благодатным для развития физических качеств человека. Основным видом деятельности дошкольника является игра. Играя в подвижные игры, дети овладевают разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием без которых нельзя активно заниматься спортом.
В современной педагогике имеется триединство целей, которые взаимосвязаны и достигаются посредством подвижной игры:
Образовательная. В ходе игры происходит усвоение ребенком определенных знаний в виде правил игры.
Развивающая. Участвуя в подвижной игре, ребенок развивает свои физические данные (силу, ловкость, подвижность, скорость реакции, а также коммуникативные навыки (учится выигрывать и проигрывать, взаимодействовать со сверстниками ради достижения победы).
Воспитательная. В процессе игры ребёнок учится соответствовать определенным правилам (пока что выступающим в виде правил игры, в нем воспитываются качества, которые позже пригодятся в процессе жизнедеятельности: старательность, исполнительность, сила воли.
Значение подвижных игр
- развивают психические качества: внимание, память, воображение, самостоятельность;
- учат соблюдать правила, осознанно действовать в изменяющихся игровых ситуациях; подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;
- активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;
- формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;
- помогают овладеть пространственной терминологией, освоиться в коллективе;
- пополняют словарный запас детей.
Классификация
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:
- по возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);
- по видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т. д.);
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
Методика проведения подвижных игр
Методика включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.
Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его в игровая деятельность, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей.
Содержание подвижной игры
• сюжет (тема, идея)
• правила
• двигательные действия
Влияние подвижных игр на развитие ребенка
Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка.
Подвижные игры:
1. Физическое развитие
2. Умственное развитие
3. Нравственное развитие
4. Эстетическое развитие
Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
В разучивании игры с детьми целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.
При проведении подвижных игр нужно учитывать:
- возрастные и психолого-педагогические особенности детей;
- направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;
- сферу интересов и потребностей ребенка;
- постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры
Подвижная игра «Угадай, кого поймали»
Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.
Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой».
Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...
Консультация для воспитателей Методика организации и проведения прогулки в ДОУ
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способст...
Консультация для воспитателей на тему: «Методика организации прогулки в ДОУ»
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует...
Консультация для воспитателей: Методика организации прогулки в осенне-зимний период
Оисание организации прогулки дошкольников осенне-зимний период:- режим длительности проведения прогулок на улице;- оборудование участк в осенне-зимний период;- подготовка детей к прогулке;- составные ...
Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"
Консультация для воспитателей "Методика организации и руководства двигательной активности детей на прогулке"...
Семинар-практикум «Методика организации прогулки и игр и развлечений на воздухе»
ull; Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствуе...
Консультация для воспитателей. Методика организации прогулки в осенне-зимний период.
Консультация для воспитателей. Методика организации прогулки в осенне-зимний период....