Применение здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя
методическая разработка

Хабанова Светлана Викторовна

Дан перечень здоровьесберенгающих техонлогий их содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии

 Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика (музыкально-ритмический психотренинг, который развивает у ребенка волю, внимание, творческое воображение, подвижность, эмоциональность, память, гибкость мыслительных процессов, музыкальность).

Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста.

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Стретчинг (набор упражнений, позволяющих развить или вернуть гибкость, которая способствует лучшей координации, дарит возможность легко воспроизводить сложные движения).

Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 минут со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении 

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Ионизация воздуха в помещениях (лампа Чижевского)

1 раз в неделю по 10-15 мин.

Очищение воздуха от вредных примесей.

Ароматерапия

(не проводится в случае аллергии или астмы хотя бы у одного ребенка)

В период вспышки гриппа и ОРВИ

Используются эфирные масла эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра. Распыляется с помощью аромаламп, а также добавляют в воду при мытье полов в туалете.

При насморке – масло пихты, от кашля – масло эвкалипта и кедра, в спальне – масло лаванды.

Динамические паузы

Во время НОД статического характера, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОО используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Подразумевает общее расслабление и успокоение. Можно, например, использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), прослушивать звуки моря или леса, ветерка, пения птиц. Полезно применять перед сном.

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, после посещения музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. 

Осуществляется на занятиях по программе ДОО, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.  

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагог дает детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. 

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОО.

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. 

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спорт. или музыкальном залах.  

1 раз в неделю на свежем воздухе. Длительность – в зависимости от возраста и согласно СанПин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОО. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные  игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в 2-3 недели по 30 мин. со старшего возраста.

Включаются в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы 

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж (по методике А.А. Уманского)

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста 

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

3. Коррекционные технологии

Арт-терапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностич. инструментарий и предполагает протоколы занятий

Музыкотерапия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Цветотерапия

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОО. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика                     (Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений).

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Младший  возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Статья. Реализация здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя детского сада.

Реализация здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя детского сада....

Отзыв Об открытом занятии с применением здоровьесберегающих технологий «Где прячется здоровье?» воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

ОтзывОб открытом занятии с применением здоровьесберегающих технологий «Где прячется здоровье?» воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны...

Отчет О применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

ОтчетО применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя Абдулхаликовой Индиры Рамазановны...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....