игра важный этап в жизни ребенка
консультация
игровая деятельнось с дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра в жизни ребенка | 32.5 КБ |
igrovaya_deyatelnost_s_doshkolnikami.docx | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность с дошкольниками
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка.
В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. сюжетно-ролевые творческие игры.
2. игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные игры;
д) игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами играм относятся:
1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настально - печатные, музыкально-дидактические.
2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Всякая игра - свободная деятельность.
2. Игра - это жизнедеятельность детей.
3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).
4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).
5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.
Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо: 1. Игровой педагог, т.е. носитель игрового опыта.
2.Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.
3.Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.
4.Учет интересов и желаний детей.
5.Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.
Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.
В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:
· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).
· средний возраст - ролевая, игра- диалог.
· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.
В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек -(сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т.д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.
Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.
Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.
Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,
одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки), кубы-вкладыши.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.
Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).
Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.
СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.
Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.
Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.
В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.
Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.
Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.
Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.
Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.
Исходя из этого, можно выделить три группы методов:
1 ГРУППА: методы связанные с обогащением детей знаниями впечатлениями, представлениями об окружающей жизни:
- наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседа, беседа-рассказ с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношений в процессе труда, рассказ о событиях, происходящих в стране с показом фотографий, картин, фильмов; инсценировки литературных произведений, этические беседы.
2 ГРУППА: методы способствующие становлению и развитию игровой деятельности:
- непосредственное участие воспитателя в творческой игре; игра с одним ребёнком; оказание помощи в реализации знаний путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития её содержания, подведения итогов.
Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры используются поручения, задания (подобрать игрушки, изготовить самостоятельно), беседы, поощрения.
Умение определения ребенком роли и доведения её до конца формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений.
Важной задачей является воспитание умения самостоятельно распределять роли.
Воспитатель должен: хорошо изучить характеры, склонности и привычки детей и постоянно помогать детям - лучше узнавать друг друга.
Например: провести конкурс на лучшие придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
3 ГРУППА: связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.Это совместное выполнение детьми и воспитателем построек; рассматривание образцов, показ приемов конструирования, использование фотографий, схем, таблиц, тематические задания ("построй улицу", "метро"), подбор материалов для обыгрывания построек.
Обучение детей умению делать игрушки из бумаги, из тонкого картона по выкройке, из природного и бросового материала.
Использование методов и приемов руководства зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:
1. Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более новый способ построения.
2. При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнеру.
З.Игры от однотемных сюжетов и одноперсонажных переходят к многоперсонажным, а затем к многотемным.
4, Игры должны быть как совместные, так и самостоятельные.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:
1. ПРЯМЫЕ:
внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения взятие на себя роли подсказка в ходе игры, внесение нового атрибута, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.
2. КОСВЕННЫЕ:
младший возраст:
- подготовка к игре (чтение и заучивание стихов), дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, чтение небольших рассказов.
средний возраст:
- целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).
старший возраст:
- чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
1. Уметь развертывать ролевой диалог.
2. Изменять ролевое поведение в зависимости от роли партнера.
3. Менять роль в зависимости от сюжета.
4. В ходе игры переводить внимание с игрушки на взаимодействие с партнером, для развития ролевого диалога использовать игры с телефоном (К.И. Чуковский "Телефон").
МЕТОДИКА:
играть каждый день с 1-2 детьми по 5-7 минут, с подгруппой 10-15 минут. Вводить телефонные разговоры со второй половины года.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
1. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнера.
2. Использование многоперсонных сюжетов для определения ролевой структуры (где одна роль непосредственно связана с остальными).
3. Ролей должно быть больше участников, т.е. одному ребёнку придется исполнять несколько ролей.
4. В ходе игры дети должны выполнять многообразные ролевые связи и разные типы ролевых отношений: специфические - врач - больной: управления-подчинения (капитан-матрос); взаимопомощи.
МЕТОДИКА: Индивидуальные проигрывания см детьми в утренний или вечерний отрезок 7-15 минут. Воспитатель начинает игру и предлагает ребёнку основную роль (ты шофер, я - пассажир) и развертывает ролевой диалог, дает варианты ( ты проехал на красный свет - я полицейский).
Включение детей в игру на определенный отрезок времени
( Я продавец - два покупателя; одного ребенка ставит на место продавца).
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
1. Игры - фантазирования и овладение новым способом сюжетосложения.
2. "Расшатывание" сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок ( замена героев).
МЕТОДИКА:
1. Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).
2. Частичное преобразование сказки ( замена героев, его задачи, волшебного средства).
3. Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.
4. Введение разноконтекстных ролей (Баба Яга и продавец).
5. сочинение историй на основе реалистических событий
10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:
Проблемная ситуация, советы-напоминания, проигрывание игры по типу совместное обсуждение плана игры, научи друга, парные поручения, совместное сюжетосложение (словесная игра + сюжетно - ролевая), игровая комбинаторика (на основе старой игры придумать новую игру) игры - импровизации (давай играть по-другому) придумывание игр по серии картин (мнемотехника) использование модели игры (рисуются атрибуты в центре картина игры).
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Название игры | Младшая группа | Средняя группа | Старший возраст |
Ряжение | + | + | + |
Семья | Мама, папа, дети | + объединение с парикмахерской, доктором | + бытовые сюжеты, транспорт |
Доктор | Доктор | + медсестра, карта больного | +аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты |
Магазин | Овощи, фрукты, посуда, игрушки | + отделы: хлебный, молочный, кондитерский | + отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника. |
Детский сад | Воспитатель, ребёнок | + няня | + все остальные |
Парикмахерская | парикмахер | + два зала: мужской; женский | + детский зал |
Моряки | капитан | + матрос - рулевой | + пассажирское, грузовое, экскурсионное, рыболовное судно. Боцман, радист. |
Зоопарк | Животные леса | + севера, юга | + экскурсовод, ветеринар |
Почта | - | почтальон | + телеграф, посылки |
Школа | - | - | 2 половина года: |
Ателье | - | - | Приемщица, закройщица, швея, образцы тканей, готовая одежда, лекало |
Транспорт | рули | + дорожные знаки | + полиция, виды транспорта |
Другие игры |
|
| Кафе, Космонавты, Библиотека |
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:
Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.
Младший возраст:
- в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.
Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.
Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,
Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.
Развитие фантазии.
Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку). Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.
Сложные и разнообразные действия.
Главные и второстепенные герои.
В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.
Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.
Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.
Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:
Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это игры обучающие.
Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.
Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.
Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому). Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.
На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.
В руководстве играми следует выделить три этапа:
Подготовка - проведение- анализ результатов.
В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.
Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.
Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками), после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.
Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.
Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.
ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:
младший возраст:
занимательность (что-то лежит в красивой коробочке), использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.
Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,
побор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;
Объяснение правил по ходу игры;
Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;
При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.
средний возраст:
отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;
Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;
Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.
старший возраст:
при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Большое место занимают мотивы соревнования:
Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.
Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.
Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)
В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,
продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.
в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.
Вне занятий дети самостоятельны в выборе игры, воспитатель выступает в качестве советчика, судьи.
Во всех группах необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности: творческими, трудом, с самостоятельной художественной деятельностью (тематика + планирование).
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:
Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.
Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.
Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.
Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.
Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.
Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.
Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.
Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребёнка, подсказывать ему.
Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.
Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.
Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, РЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.
Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.
МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них).
СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.
СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.
В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность с дошкольниками
Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребёнка.
В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире.
В данный период закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребёнка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы:
1. сюжетно-ролевые творческие игры.
2. игры с правилами.
Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:
а) игры на бытовые темы;
б) с производственной тематикой;
в) с общественно-политической тематикой;
г) театрализованные игры;
д) игры-забавы и развлечения.
К играм с правилами играм относятся:
1. Дидактические игры: с предметами и игрушками, словесные.
Дидактические игры, настально - печатные, музыкально-дидактические.
2. Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.
МЕХАНИЗМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Всякая игра - свободная деятельность.
2. Игра - это жизнедеятельность детей.
3. Изолированность игры (у любой игры есть место и время).
4. Создание игровых ассоциаций - круг играющих, не изолированных друг от друга, имеющих выполнять роли (в том числе и главную).
5. У каждой игры есть правила, которые дети должны выполнять. Даже в творческой игре есть правила взаимодействия.
Для реализации развития социально-игрового опыта необходимо: 1. Игровой педагог, т.е. носитель игрового опыта.
2.Использование резервных возможностей и опыта народной педагогики.
3.Преодоление тенденции использования в работе игр одного вида.
4.Учет интересов и желаний детей.
5.Грамотное управление игровой деятельностью: проектирование; предметно - развивающая среда; диагностика.
Воспитатель должен уметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.
В каждом возрасте - мы наблюдаем особенности в развитии игры:
· младший возраст - режиссерская игра (игра-манипуляция с предметами).
· средний возраст - ролевая, игра- диалог.
· старший возраст - игры с правилами, режиссерская, игра - фантазия, сюжетосложение.
В группе должны присутствовать все виды игр и игрушек -(сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и т.д.); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
Моделирование игровых ситуаций, игры раскрыты.
Используются: ширмы, предметы-заместители; игрушки, обозначающие внешний вид или знакомые роли; повторяются орудия и действия взрослых; используются функциональные атрибуты (разбирать, крутить, сажать, открыть).
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
Дети непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому должно быть открытое пространство.
Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребёнок.
Снижается количество образных атрибутов - больше заместителей,
одна игрушка появляется в разных играх; атрибуты игр направленные на взаимодействие (телефоны, рупоры, микрофоны); ряженье под взрослых (фотограф, капитан и т.д.); "волшебные коробки" (бросовый материал - ткани, бутылочки, прищепки), кубы-вкладыши.
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
Игровая ситуация моделируется детьми, используются сигнально-опорные игрушки, все остальное моделируется.
Используются атрибуты для развития знаковой функции (символы).
Предлагается создавать игровые комнаты, задействовать музыкальный и физкультурный зал для развития сюжетно-ролевых игр.
СЮЖЕТЕО - РОЛЕВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Необходимыми элементами обеспечивающих интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение. Это первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.
Знакомство с миром у ребенка начинается с наблюдений, которые сопровождаются и направляются объяснениями взрослых, дополняются рассказами, чтением, рассматривание картинок.
Все это не воспринимается ребёнком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре.
В игре ребёнок приобретает и новые знания; играя, ребёнок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы.
Этим непременно должны воспользоваться взрослые, чтобы расширить и углубить знания детей.
Руководство игровой деятельностью должно основываться на знании закономерности её развития. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра приобретает более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.
Основной вопрос методики руководства творческой игрой - влияние её на содержание, от которого зависит её воспитательное и образовательное значение.
Процесс руководства творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием.
Исходя из этого, можно выделить три группы методов:
1 ГРУППА: методы связанные с обогащением детей знаниями впечатлениями, представлениями об окружающей жизни:
- наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, беседа, беседа-рассказ с использованием иллюстраций о труде взрослых и их взаимоотношений в процессе труда, рассказ о событиях, происходящих в стране с показом фотографий, картин, фильмов; инсценировки литературных произведений, этические беседы.
2 ГРУППА: методы способствующие становлению и развитию игровой деятельности:
- непосредственное участие воспитателя в творческой игре; игра с одним ребёнком; оказание помощи в реализации знаний путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития её содержания, подведения итогов.
Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры используются поручения, задания (подобрать игрушки, изготовить самостоятельно), беседы, поощрения.
Умение определения ребенком роли и доведения её до конца формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений.
Важной задачей является воспитание умения самостоятельно распределять роли.
Воспитатель должен: хорошо изучить характеры, склонности и привычки детей и постоянно помогать детям - лучше узнавать друг друга.
Например: провести конкурс на лучшие придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
3 ГРУППА: связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек.Это совместное выполнение детьми и воспитателем построек; рассматривание образцов, показ приемов конструирования, использование фотографий, схем, таблиц, тематические задания ("построй улицу", "метро"), подбор материалов для обыгрывания построек.
Обучение детей умению делать игрушки из бумаги, из тонкого картона по выкройке, из природного и бросового материала.
Использование методов и приемов руководства зависит от возрастных особенностей детей, от уровня развития их игровых умений и навыков.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ:
1. Чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом так, чтобы детьми усваивался новый более новый способ построения.
2. При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнеру.
З.Игры от однотемных сюжетов и одноперсонажных переходят к многоперсонажным, а затем к многотемным.
4, Игры должны быть как совместные, так и самостоятельные.
ПРИЕМЫ РУКОВОДСТВА ИГРАМИ:
1. ПРЯМЫЕ:
внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения взятие на себя роли подсказка в ходе игры, внесение нового атрибута, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию. Прямые приемы используются во всех возрастных группах.
2. КОСВЕННЫЕ:
младший возраст:
- подготовка к игре (чтение и заучивание стихов), дидактические игры, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, картин, чтение небольших рассказов.
средний возраст:
- целевые прогулки и экскурсии, чтение литературных произведений, конструирование из природного материала и бумаги, работа с родителями (консультации, информационные папки).
старший возраст:
- чтение отрывков из газет и журналов, рассматривание картин и плакатов, изготовление атрибутов на занятиях по труду, беседы, знакомство с трудом взрослых.
МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ:
1. Уметь развертывать ролевой диалог.
2. Изменять ролевое поведение в зависимости от роли партнера.
3. Менять роль в зависимости от сюжета.
4. В ходе игры переводить внимание с игрушки на взаимодействие с партнером, для развития ролевого диалога использовать игры с телефоном (К.И. Чуковский "Телефон").
МЕТОДИКА:
играть каждый день с 1-2 детьми по 5-7 минут, с подгруппой 10-15 минут. Вводить телефонные разговоры со второй половины года.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ:
1. Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнера.
2. Использование многоперсонных сюжетов для определения ролевой структуры (где одна роль непосредственно связана с остальными).
3. Ролей должно быть больше участников, т.е. одному ребёнку придется исполнять несколько ролей.
4. В ходе игры дети должны выполнять многообразные ролевые связи и разные типы ролевых отношений: специфические - врач - больной: управления-подчинения (капитан-матрос); взаимопомощи.
МЕТОДИКА: Индивидуальные проигрывания см детьми в утренний или вечерний отрезок 7-15 минут. Воспитатель начинает игру и предлагает ребёнку основную роль (ты шофер, я - пассажир) и развертывает ролевой диалог, дает варианты ( ты проехал на красный свет - я полицейский).
Включение детей в игру на определенный отрезок времени
( Я продавец - два покупателя; одного ребенка ставит на место продавца).
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ:
1. Игры - фантазирования и овладение новым способом сюжетосложения.
2. "Расшатывание" сюжета, а затем совместное придумывание нового сюжета на основе волшебных сказок ( замена героев).
МЕТОДИКА:
1. Вспомнить и пересказать знакомую сказку (а теперь по-новому будем придумывать похожую, но не такую).
2. Частичное преобразование сказки ( замена героев, его задачи, волшебного средства).
3. Даем начало сказки, соединяем сказочные и реалистические элементы.
4. Введение разноконтекстных ролей (Баба Яга и продавец).
5. сочинение историй на основе реалистических событий
10-15 минут с небольшой подгруппой, а затем в ходе сюжетно-ролевой игры.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ:
Проблемная ситуация, советы-напоминания, проигрывание игры по типу совместное обсуждение плана игры, научи друга, парные поручения, совместное сюжетосложение (словесная игра + сюжетно - ролевая), игровая комбинаторика (на основе старой игры придумать новую игру) игры - импровизации (давай играть по-другому) придумывание игр по серии картин (мнемотехника) использование модели игры (рисуются атрибуты в центре картина игры).
ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Название игры | Младшая группа | Средняя группа | Старший возраст |
Ряжение | + | + | + |
Семья | Мама, папа, дети | + объединение с парикмахерской, доктором | + бытовые сюжеты, транспорт |
Доктор | Доктор | + медсестра, карта больного | +аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты |
Магазин | Овощи, фрукты, посуда, игрушки | + отделы: хлебный, молочный, кондитерский | + отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника. |
Детский сад | Воспитатель, ребёнок | + няня | + все остальные |
Парикмахерская | парикмахер | + два зала: мужской; женский | + детский зал |
Моряки | капитан | + матрос - рулевой | + пассажирское, грузовое, экскурсионное, рыболовное судно. Боцман, радист. |
Зоопарк | Животные леса | + севера, юга | + экскурсовод, ветеринар |
Почта | - | почтальон | + телеграф, посылки |
Школа | - | - | 2 половина года: |
Ателье | - | - | Приемщица, закройщица, швея, образцы тканей, готовая одежда, лекало |
Транспорт | рули | + дорожные знаки | + полиция, виды транспорта |
Другие игры |
|
| Кафе, Космонавты, Библиотека |
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА:
Это индивидуальная юра, в которой дети чувствуют себя свободно. Этот вид игры типичен для детей, ограниченных в контактах со сверстниками.
Младший возраст:
- в основе опыта ребенка события, которые он наблюдал. Знания, полученные из книг, мультфильмов, отражаются редко.
Сюжет с игрушкой несложен, короткие цепочки действий, за каждой игрушкой закреплена постоянная роль. Если ребенок не имеет опыта действия с игрушкой - игра разваливается.
Увиденный предмет, игрушки наталкивают на изменение сюжета,
Нелогичность игры не нуждается в поправках взрослых.
Развитие фантазии.
Речь является главным действующим компонентом (озвучивает действия, дает оценку). Средний возраст - в основе личный и опосредованный опыт.
Сложные и разнообразные действия.
Главные и второстепенные герои.
В сюжет вплетаются личные переживания ребенка.
Перед воспитателем стоит задача научить избегать шаблонов в игре.
Появляется игра на основе ассоциаций, игры по историям.
Появляется описательно-повествовательные, ролевые и оценочные высказывания.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ:
Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - это игры обучающие.
Их основное назначение -способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.
Каждая дидактическая игра имеет определенную дидактическую задачу, игровые действия и правила.
Дидактические игры, во-первых, являются методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью.
Они широко используются на занятиях, при этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам занятия.
Инициатива выбора и проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому). Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.
В обоих случаях воспитатель руководит игрой, но его роль различна.
На занятиях он учит детей - как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх детей он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями, оценивает поведение.
В руководстве играми следует выделить три этапа:
Подготовка - проведение- анализ результатов.
В подготовку входят: отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.
Воспитатель (взрослый) должен предварительно изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль.
Проведение: Начинать объяснение игры надо с ознакомления с её содержанием, с дидактическим материалом (предметами, картинками), после чего излагаются правила игры и описываются игровые действия.
Мера участия взрослого в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактических задач и игровых правил.
Подведение итогов: ответственный момент, взрослый отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен.
ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА:
младший возраст:
занимательность (что-то лежит в красивой коробочке), использование разнообразных игровых приемов, игрушек; сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.
Повторение в разных вариантах с постепенным усложнением,
побор такого дидактического материала, чтобы дети могли его обследовать, активно действовать, играть;
Объяснение правил по ходу игры;
Обязательно познакомить с предметами, которые будут использованы, их свойствами;
При подведении итогов отмечаются только положительные стороны.
средний возраст:
отбор игр, в которых закрепляются и уточняются знания о свойствах и качествах предметов, их назначении;
Воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручается детям;
Правила игры объясняются до её начала, при подведении итогов акцентируется внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуются словесные игры, игры на внимание.
старший возраст:
при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, они должны быть таковы, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Большое место занимают мотивы соревнования:
Воспитатель четко, эмоционально знакомит детей с содержанием игры, правилами, действиями, проверяет, как они поняты, играет с детьми, чтобы закрепить знания, при самостоятельной деятельности выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях, в некоторых играх воспитатель ограничивается объяснением правил игры до её начала.
Игровые правила становятся сложнее и многочисленнее, поэтому взрослый, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность действий.
Закончить игру надо эмоционально, организовано, чтобы дети захотели вернуться к ней (разыгрывание фантов, поощрение победителей, сообщение о новом варианте игры)
В конце игры нужно оценить не только правильное решение игровых задач, ни и их нравственные поступки, поведение,
продумать процесс подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль.
в подготовительной группе: роль ведущего, в большинстве случаев, поручается ребенку.
Вне занятий дети самостоятельны в выборе игры, воспитатель выступает в качестве советчика, судьи.
Во всех группах необходимо продумывать связь дидактических игр с другими видами детской деятельности: творческими, трудом, с самостоятельной художественной деятельностью (тематика + планирование).
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ:
Прежде чем познакомить ребёнка с развивающими играми, обязательно поиграйте в них сами.
Это дает представление о каждой игре. Вы будете знать: с какой игры начать, чем её дополнить, когда и какую игру вводить.
Играя с ребёнком, не опережайте его, лучше следовать за ним с небольшим отставанием.
Заинтересовывайте детей игрой, применяя игровые приемы - первый показ можно сопроводить "тайной" или рассказать сказку.
Каждый успех встречайте радостно, похвалой, но не перехваливайте, особенно в старшем возрасте.
Если ребенок не хочет играть, не заставляйте, а создавайте такие условия, чтобы у него появилось желание.
Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребёнка - они вызывают раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес.
Основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребёнка, подсказывать ему.
Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки. По окончанию игры их нужно убирать в недоступное (но определенное) место, где ребёнок может видеть игру.
Начинать игру нужно с посильных задач или более простых её частей.
Развивающие игры можно использовать на занятиях: познавательных, РЭМП, ИЗО; в утреннее и вечернее время для работы с подгруппой детей и индивидуальной работы.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
Необходимо учитывать условия работы в каждой возрастной группе: общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений: состояние здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей.
Подвижные игры усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей накопления ими двигательного опыта.
МЛАДШАЯ ГРУППА: организуются элементарные по правилам и содержанию сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого; в играх типа "прятки" основную роль выполняет взрослый (ищет детей или прячется от них).
СРЕДНЯЯ ГРУППА: уже возможна игра с простейшими соревнованиями, как индивидуальными ("Кто скорее") так и коллективными, Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.
СТАРШАЯ ГРУППА: игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению новых заданий на коллективное соревнование.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА: играют в более сложные подвижные игры, а так же в игры с коллективным соревнованием, игры-эстафеты, игры с элементами спортивных игр.
В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – важный этап в жизни ребенка.
Огромное значение в реализации задач детского возраста приобретает игра. Игра - это ведущая деятельность ребенка....
Консультация для родителей "Игра- важное занятие в жизни ребенка".
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Консультация для родителей "Игра - важный этап в жизни ребенка"
Консультация помогает понять родителям дошкольников какое влияние оказывает игра на развитие личности ребенка....
Консультация"Игра важный этап в жизни ребенка"
консультация...
Игра – важный этап в жизни ребенка
Детство - особенный, неповторимый период жизни человека. Этот период дан каждому для совершенно определенных задач: родиться, вырасти, выучиться, познать мир, научиться радоваться жизни, получить коло...
Игра – важный этап в жизни ребенка
Консультация для родителейВоспитатель: Дегтярева Юлия НиколаевнаСтарший воспитатель: Севостьянова Наталья Васильевна...
Младший дошкольный возраст - это важный этап в жизни ребенка.
Младший дошкольный возраст - это важный этап в жизни ребенка....