Консультация "Двигательная активность детей на прогулке"
консультация
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_detey_na_progulke._konsultatsiya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА» - СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
(Детский сад «Вишенка» - СП МБОУ «Алтайская СОШ №2»)
Консультация «Двигательная активность детей на прогулке»
Разработчик: Васильева И.Ю.
С. Алтайское 2019
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью. Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для гармонического развития ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде ребенок удовлетворяет свои потребности в познании окружающей действительности, в активных движениях. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Особенностью детей дошкольного возраста является их потребность в активных и разнообразных движениях. На своем участке они бегают, лазают по лестницам, съезжают с горок. Можно использовать для разнообразия движений условия ландшафта участка: перешагнуть или перепрыгнуть небольшую канавку, подлезть под ветку, дотянуться до листочков и т. д. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребёнку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или с другими детьми: объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей, в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию. Обязательно нужно учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр. На прогулке необходимо планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и одну- две игры с подгруппами. Кроме того, необходимо пометить игровые упражнения для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений, включенных в занятие. (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье). Особое внимание удовлетворению двигательной активности детей нужно уделять в зимнее время, когда движения ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года. Большая часть участка должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать, развернуть игру. Необходимы постройки из снега (валы, горки, снежные крепости, они служат не только украшением участка, но и стимулируют самостоятельные движения детей. Для развития навыков ходьбы, бега, прыжков на расчищенной от снега площадке обозначить краской различные дорожки (прямые, извилистые, замкнутые). Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного круга в другой. Участвуя в совместной деятельности на участке (сгребают лопатками снег, приносят снег в ведерках для горки, расчищают дорожки, дети много и разнообразно двигаются. Важно для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры и упражнения. Это повышает интерес к движениям, развивает двигательную активность. Продуктивное проведение игр и упражнений предполагает их вариативность. Вариативность деятельности обеспечивает многократное повторение упражнений, сохранение мотивации, что формирует двигательные навыки и повышает двигательную активность. Ниже дается описание игр с применением санок.
«Кто дальше уедет?». Соревнование проводится на дальность спуска. Скользить на санках нужно от условной отметки. Положение на санках неподвижное, скользить до полной остановки. Варианты спуска: сидя на санках вдвоем, лежа на груди головой вперед, лежа на спине ногами вперед. Выигрывает тот, кто дальше всех сможет проехать на санках.
«На вершину склона». По сигналу ребенок, держа санки за веревку, должен вбежать на вершину склона. Соревнование можно проводить в парах, со всей группой детей одновременно. При этом нужно обязательно помнить: на вершине горки следует отдохнуть. Выигрывает тот, кто быстрее забежит на вершину склона.
«Санная путаница». Играющие колонной вслед за воспитателем бегут то к одним, то к другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до них, колонна обегает их по 2 круга и только потом направляется к другим. Передвигаясь, дети могут держаться за пояс стоящего впереди, и тогда их задачей будет – не расцепиться во время бега. Возможны и другие задания:
• бежать в колонне, перешагивая санки, стараясь не отставать друг от друга;
• двигаться в колонне вдоль санок, пропуская их между ногами;
• то же, но продвигаясь вперед прыжками;
• шагать одной ногой по санкам, другой по снегу.
«Хоровод с санками». Вокруг большого снежного кома или сугроба дети водят хоровод. За спиной у них на расстоянии 5 – 6 шагов от снежного кома стоят несколько санок. Их меньше, чем детей. Как только кто-нибудь из детей наступит на снежный ком, все бегут к санкам. Кто успеет сесть, тот поедет, а кто не успеет – повезет седока 2 – 3 круга. А потом начинается веселый хоровод. Педагогу необходимо учитывать физические возможности детей. Некоторым из них можно предложить выполнить задание вдвоем, тем более что выигравших детей немного. Сидящий на санках ребенок, передвигая ноги по снегу, помогает движению вперед.
«Гонки санок тройками». В этой игре-соревновании один ребенок везет санки, другой сидит на них, третий подталкивает сзади. По сигналу дети везут санки до ориентира, огибают его и возвращаются на линию старта. Выигрывает та команда, которая приходит первой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выполнит все три роли.
В этой игре дифференцирование физической нагрузки происходит естественным путем, так как более подготовленные дети выполняют движение несколько раз. Педагог, однако, может тактично прервать соревнование, если у детей наблюдаются признаки утомления. Регулировать нагрузку можно изменением расстояния забега. На этапе разучивания задание предлагается детям индивидуально.
«Гонки по номерам». В игре необходимы быстрота реакции и концентрация внимания. Дети делятся на команды по 4 – 5 участников. В команде они рассчитываются и строятся в колонну по порядку номеров (каждый с санками). Перед каждой колонной на расстоянии 5м. устанавливается кегля. Воспитатель называет номера в произвольном порядке. Вызванные дети везут санки до кегли, обегают ее и возвращаются обратно. Ребенок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. Содержание игры можно усложнить введением дополнительных заданий: во время бега огибать предметы (цветные льдинки, кегли, снежные фигурки, подлезать под скрещенные лыжные палки.
«Вдвоем». Участники объединяются в пары. Один сидит в санках, другой толкает санки сзади. Несколько пар выстраиваются на линии. По команде начинается соревнование. В парах можно поменяться ролями, устроить несколько «заездов». Вариантом этого задания является игровое упражнение «Два на два», когда дети садятся по двое на санки, ноги ставят на полозья и скользят вперед, отталкиваясь недлинными палками.
Еще сложнее соревноваться, сидя на санках по 2 человека спиной друг к другу. Успешность выполнения упражнения зависит от согласованности действий обоих детей. Катанием детей на санках надо руководить, так как, увлекаясь, они не замечают утомления, а известно, что дети затрачивают при этом много энергии. Катание на санках с горки может быть травмоопасным, если не соблюдать определенных правил.
1. С широкой горки дети могут спускаться по нескольку человек одновременно, расстояние между ними должно быть не менее 3м.
2. С искусственной (деревянной) горки дети должны кататься по одному.
3. После спуска необходимо быстро встать и отвезти санки в сторону, чтобы другой ребенок сразу мог начать спуск с горы.
4. Спускаться можно только тогда, когда скат уже пустой.
5. Подниматься на горку надо с края ската, чтобы не мешать другим детям. Воспитатель указывает место подъема и отмечает его кеглями.
6. Воспитатель должен находиться на горке, внимательно следить за поведением и требовать строго придерживаться правил движения.
7. Санки нужно возить только за веревку, а не носить в руках.
8. Если на санках едут двое, управлять санками должен сидящий сзади.
При спуске с горки для старших дошкольников целесообразно использовать достаточно сложные задания, развивающие двигательные качества (ловкость, координацию, равновесие).
• спуститься с горки, управляя санками с помощью ног, лежа на животе, стоя на коленях, парами;
• спуститься с горки, выполняя поворот в правую и левую стороны (объезжая флажок, палку и т. д.)
• при спуске с горки попасть в мишень (щит, корзину, обруч) снежком или маленьким мячом, собрать расставленные вдоль склона 2 – 3 флажка. Такая активная деятельность требует правильно одевать детей. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения. Движения должны приносить радость и удовлетворения, а не досаду и разочарование. Требование к взрослым, организующим прогулку, чтобы дети не охлаждались и в то же время не перегревались. Двигательная активность ребенка является одним из показателей его здоровья. По словам профессора Т. Сигериста: «Здоровье не означает просто отсутствие болезней: Это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение двигательной активности детей на прогулке
В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направлен...
«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...
Консультация для воспитателей:«Двигательная активность детей на прогулке в зимний период»
консультация для воспитателей...
Обеспечение двигательной активности детей на прогулке.
В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, спортивные празд...
Двигательная активност детей на прогулке
консультация для воспитателей...
организация двигательной активности детей на прогулке
Данный семинар-практикум будет интересен при организации и планированиии прогулок в детском саду....