Проект "Экология мозга"
проект
Экология человека — относительно новая междисциплинарная область знаний. В это понятие разные авторы, представители различных направлений и наук, вкладывают разное содержание. Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. Разумеется, очень сложно охватить такой широкий объем знаний. В связи с этим рационально выделить отдельное подразделение (проблему, область) экологии человека — экологию мозга. Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Исследования последних лет показывают – люди, считающие себя счастливыми, живут на восемь лет дольше, чем их пессимистично настроенные сверстники. Анализ 160 работ по исследованию связи между позитивным состоянием души и состоянием здоровья показал, что позитивный настрой способен существенно увеличить продолжительность жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_mozga.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ МОЗГА»
А. В. Сырцева, мбцрр-детский сад №31 города Орла
Информационная карта проекта
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Возраст детей: 5-7 лет.
Проблема
Низкий уровень психоэмоционального развития дошкольников, снижение активности мозговых функций и увеличение болезней мозга у современного общества определяется отсутствием навыков эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Актуальность
Экология человека — относительно новая междисциплинарная область знаний. В это понятие разные авторы, представители различных направлений и наук, вкладывают разное содержание. Очень часто экология человека излагается и рассматривается в контексте классической гигиены и профилактической медицины. В последние годы многие взгляды и традиционные подходы в этой области пересматриваются. Согласно современной концепции экологии человека, человек становится главным объектом, а все его окружение как социальное, так и физическое рассматривается как окружающая среда. Особенностями нового подхода являются системность, многосторонность и всеобъемлющий (холистический) характер. При таком подходе экология человека выступает как междисциплинарная область знаний, охватывающая как медико-биологические, так и экотоксикологические, гигиенические, психологические и социальные аспекты жизнедеятельности.
Разумеется, очень сложно охватить такой широкий объем знаний. В связи с этим рационально выделить отдельное подразделение (проблему, область) экологии человека — экологию мозга. [5]
Сегодня не менее трети проблем со здоровьем людей связаны с болезнями мозга. Научные исследования последних лет показывают, что значительное воздействие на мозг и общее здоровье оказывает окружающая среда: электромагнитные излучения, звуки, природный ландшафт и архитектура, продукты питания, лекарства, одежда, домашнее и рабочее окружение, культура и искусство, а также негативные эмоциональные проявления. Существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, вызывает состояние стресса и чревато возникновением проблем со здоровьем. Об этом свидетельствуют распространенные в народе поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь – его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль – сердце».
Современная медицина накопила достаточно данных, которые подтверждают, что природа большинства заболеваний психосоматическая, что здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Ученые различных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Так, известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил следующую закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме. Немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути. Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.
Здесь важно понимать, что не одноразовое огорчение провоцирует соматическое заболевание, а длительные негативные переживания, вызванные стрессом. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются хорошей почвой для развития множества болезней. К подобным негативным душевным проявлениям относятся злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность, то есть эмоции, которых нужно стараться избегать. [1]
Эмоциональная реакция зависит и от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому может контролировать свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития, не бывает постоянным. Лишь немногие способны в любых обстоятельствах сохранять невозмутимость. Чаще всего поведение человека связано с социальном контекстом, в котором возникает данная ситуация. [4]
Исследования последних лет показывают – люди, считающие себя счастливыми, живут на восемь лет дольше, чем их пессимистично настроенные сверстники. Анализ 160 работ по исследованию связи между позитивным состоянием души и состоянием здоровья показал, что позитивный настрой способен существенно увеличить продолжительность жизни. [3]
Цель проекта
Создание здоровой психологической и информационной среды для полноценного психического развития и профилактики болезней мозга: овладение навыками управления стрессом, приобщение к здоровому питанию, культуре и искусству, создание безопасной домашней и рабочей среды.
Задачи проекта
Для детей
- Развивать когнитивные функций, поддерживать познавательный интерес;
- Развивать межполушарное взаимодействие;
- Снимать психо-эмоциональное напряжение;
- Формировать навыки управления своими эмоциями;
- Сохранять положительный эмоциональный настрой;
- Учить понимать связь между эмоциональным состоянием и действием;
- Приобщать дошкольников к физической активности, способствующей активизации мозговой деятельности.
Для взрослых
- Тренировать интеллектуальные функции;
- Развивать логическое мышление, сообразительность;
- Развивать способность аккумулировать положительные эмоции;
- Формировать позитивное мышление;
- Совершенствовать умения управлять эмоциональными состояниями;
- Оптимизировать ДРО и взаимоотношения с окружающими;
- Стимулировать физическую активность, как элемент интеллектуального здоровья.
Гипотеза
Регулярные физические и интеллектуальные нагрузки способствуют сохранению благоприятной психологической среды для полноценного функционирования мозга и всех систем организма.
Материально – техническое обеспечение:
Материалы, необходимые для проведения заявленных мероприятий (см. приложения).
Перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени на их реализацию
Подготовительный – сентябрь
Организация консультаций для педагогов и родителей, анкетирование взрослых.
Деятельностный – октябрь - май
Непосредственная деятельность по проекту:
- Участие родителей и педагогов в консультациях, семинарах-практикумах, тренингах, круглых столах, выполнение совместных с детьми домашних заданий.
- Организация деятельности детей в виде интеллектуальных игр, викторин, конкурсов, выполнение специально разработанных заданий, участие дошкольников в релаксационных и дыхательных сессиях.
- Участие педагогов, детей и родителей в итоговом мероприятии «Здоровый мозг»
Завершающий – июнь.
Итоговое анкетирование взрослых, заполнение карт обратной связи.
Продукты проекта
- «Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений для воспитателей, родителей и детей»
- «Кроссворды» для детей и взрослых
- наборы спортивного инвентаря;
- интеллектуальная литература.
Памятки для взрослых:
- «Стресс и его последствия»
- «Как помочь эмоциональным детям»
- «Антистрессовый комплекс»
Список использованной литературы
1. Влияние эмоций на функциональные особенности человеческого организма с точки зрения Аюрведы и восточной медицины/ Рагозин Борис Владимирович. https://vegetarian.ru
2. Кипнис Михаил. Апельсиновый тренинг. – М.: Ось-89, 2008. Серия «Действенный тренинг»
3. Мозг скоро заставят работать эффективнее/ Татьяна Яковлева. https://www.eg-online.ru/article/241159/
4. Практическая психология. Учебник / Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной, 4-е издание, переработанное, дополненное,- 2001
5. Проект Ассоциации Междисциплинарной Медицины «Экология мозга»/ Профессиональная психотерапевтическая лига. https://oppl.ru/cat/ekologiya-mozga
6. Саморегуляция эмоционального состояния// Старший воспитатель. - 2011. Рыба-диск
7. Тест структуры интеллекта (TSI) Р.Амтхауэра / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. https://psyera.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
если мозг устал
как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...
как помочь мозгу
иногда наши детки не могут понять , казалось бы простые вещи. что же делать?...
Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...
«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».
В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....
Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.
Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...
Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...
КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П
Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...