Представление педагогического опыта «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
консультация

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей детского организма.

Двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Движение для ребенка – не только жизненная необходимость, это сама жизнь.  Во время выполнения движений у детей формируются нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, при выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Недостаток движения также опасен для человека, как и недостаток витаминов, минеральных веществ, кислорода и т. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_moo._dvigatelnaya_aktivnost.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДПО «УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»                                                                                                  

143103, Московская область, Г. Руза, ул. Солнцева, д.9, тел.8(496)27-23-112

ОКРУЖНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольников»

Представление педагогического опыта

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №12»:

Конашенкова Н.Н.

Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов,

акробатов или людей спорта, а лишь здоровых,

уравновешенных физически и нравственно людей.

С. Я.Эйнгорн

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей детского организма.

Двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Движение для ребенка – не только жизненная необходимость, это сама жизнь.  Во время выполнения движений у детей формируются нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, при выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Недостаток движения также опасен для человека, как и недостаток витаминов, минеральных веществ, кислорода и т. (слайд 2)

  Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых  самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

К сожалению, в  современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, координации движений и т. д. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье (особенно детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) зависит от их двигательной активности.

Поэтому цель моей выбранной темы является « Укрепить здоровья с помощью двигательной активности в игровой деятельности»  (слайд 3)

 Движение как естественная потребность дошкольника

В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений. Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков.

Стремительное развитие двигательной активности детей начинается с младшего дошкольного возраста.

После 3 лет значительно меняются координационные возможности ребенка, совершенствуется ходьба. И сразу же малыш заинтересовывается поиском препятствий и их преодолением. Он карабкается на горку, пытается перешагнуть через предметы, не обходит вниманием ни одну ступеньку лесенки. Но малыш еще довольно неуклюж.

К 4-м годам происходит прогресс, меняющий общий стиль движений дошкольника. Четырехлетний ребенок подвижен, много бегает, легко прыгает на одной ножке, отлично удерживая равновесие.

В среднем и старшем дошкольном возрасте двигательная активность отличается разнообразием. Интересные игры, соревнования, спортивные упражнения – доступные и посильные занятия. У детей закладывается базовая физическая подготовка, формируются такие качества организма как выносливость, координация движений, быстрая реакция, ловкость, скорость.

Особенности двигательной активности детей

Определимся, что такое двигательная активность дошкольников. Можно выделить несколько основных видов:

1. Естественные действия в повседневной жизнедеятельности дошкольника в детском саду и на прогулке.

 2.Подвижная игровая деятельность

3.Организованные физические упражнения в игровой деятельности

4. Самостоятельная игровая  активность детей дошкольного возраста

Если воспитатель предлагает ребенку собрать каштаны на участке во время прогулки, или сверстник азартно призывает «Догони меня!», это пример побуждения дошкольника к активному движению.

У каждого ребенка проявляются свои предпочтения. Одни предпочитают бегать-прыгать большую часть времени бодрствования. Выделяются гиперактивные дети, которые неспособны выдержать состояние покоя даже незначительное время. Чрезмерная активность так же нежелательна, как и ее недостаточность.

Часть дошкольников отличается не в меру выраженной усидчивостью. Особенно привязывают ребенка к месту интерактивные и компьютерные игрушки. Поэтому актуален поиск путей повышения двигательной активности детей дошкольного возраста и разностороннее физическое воспитание.

Средства развития двигательной активности дошкольников

Элементы двигательного развития заложены практически во всех видах деятельности, которыми занимаются дошкольники. Возьмем занятия художественным творчеством. Для того чтобы рисовать, лепить, конструировать, важно освоить специальные движения руками. Но все же, двигательная активность в подобных занятиях минимальна. Поэтому для развития двигательной активности я чаще всего использую игровую деятельность. (слайд 4)

Подвижные игры детей дошкольного возраста

Главное назначение подвижных игр как раз и состоит в развитии двигательной активности. В игре дети могут преодолевать серьезные физические трудности, тренируют свою ловкость и выносливость. Они проверяют свои возможности и самостоятельно решаются на испытание собственных сил.

Чаще всего, подвижные игры способствуют развитию одного-двух физических качеств. Например, в «пятнашках» главная задача догнать и коснуться участника, и дети, прежде всего, тренируют беговые навыки. Но многие игры развивают несколько качеств:

•        Внимание и скорость реакции

•        Наблюдательность и ловкость

•        Выносливость и координацию движений

Примером, где важны внимание и быстрая реакция, являются игры, в которых выполняются действия по команде («Кто быстрее», «Третий лишний»). Различные веселые состязания по принципу перетягивания каната или прыжков в мешках требуют координации и выносливости.

Подвижные игры, кроме своего физического назначения, выполняют важную функцию эмоциональной разрядки и способствуют развитию общения дошкольников. Их значение невозможно преувеличить.

Естественные действия в повседневной жизнедеятельности дошкольника в детском саду и на прогулке.

Отправившись на прогулку дети получают благодатную среду для развития как познавательного интереса, так и двигательной активности. Но просто побегать и попрыгать ребенку быстро наскучит. Поэтому я помимо подвижных игр на прогулке, использую другую игровую деятельность.   (слайд 5)

Например, младшему дошкольнику интересно искать цветы в траве, собирать желуди или шишки, обдувать одуванчики и подобные привлекательные занятия. Дав задание, кто больше соберет шишек, тот и побеждает. Дети с удовольствием принимаются к заданию. Увидев яркую бабочку летом или птиц , предлагаю детям превратиться в бабочку и кто быстрее и лучше долетит до домика, и малыш подражая взмахам крылышек насекомого летит в указанное место. Услышав рассказ о зайчиках, ребенок прыгает по тропинке. В таком возрасте природа выступает фоном сюжетной игры, и дети с удовольствием выполняют роли лесных жителей.

Пользуется популярностью игра «Замри!». Непринужденная обстановка актуализирует воображение, и дети по команде застывают в самых замысловатых позах.  

Еще интересное задание даю на прогулке, кто больше всех найдет  и соберет самые красивые камни. Превратив задание в игру, дети с удовольствием реализуют ее. Зимой разделив на команды дети на скорость лепят снеговиков. (слайд 5)

Организованные физические упражнения в игровой деятельности.

Дети с интересом выполняют упражнения на координацию движений с закрытыми глазами. Например, выбрав в качестве маяка выбираю одно из деревьев, предлагаю  ребенку дойти до него с расстояния метров 10-15, закрыв глаза. Вначале обязательно ребенок проходит этот путь с открытыми глазами, потом возвращается  в исходное положение и повторяет с повязкой на глазах. Повязку ребенок снимает, когда услышит команду «стоп». Дети удивляются, насколько они уклонились в сторону. Поэтому после первой попытки с задором предпринимают следующие. Для дошкольников среднего и старшего возраста подойдут упражнения на достижение конкретных целей. Нарисовав круг, они учатся попадать шишкой или камушком в цель.                     (слайд 17)

Такой организованный активный отдых очень нравится дошкольникам.

Самостоятельная игровая  активность детей дошкольного возраста

Если вначале побуждение к игре исходит от взрослых, то в дальнейшем старшие дошкольники придумывают новые упражнения, новые игры. Важно только позаботиться о том, чтобы их идеи были безопасны в реализации.

Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.

 Самостоятельная игровая двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом я советую воспитателям учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога.

Вывод  (слайд 18)

В результате активного использования игр двигательной активности,  у детей повесился уровень физического развития по всем показателям: выносливость, развитие мускулатуры, силовые качества, скоростные качества, целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, координация движений.

 По результатам освоения программы по физическому развитию, мы видим:

На начало прошлого учебного года высокий уровень 75% средний 12% низший 10%

На конец учебного года высокий уровень значительно поднялся, стал 92% средний 7% низший 1%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Сообщение из опыта работы "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения    Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего ...

Тема самообразования "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Примерные игры на развитие двигательной активности детей, формирование ценности здорового образа жизни....

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка...

План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Проектный метод побуждает педагога повышать свой профессионально-творческий уровень....

План работы методического объединения музыкального руководителя с воспитателями ДОУ:«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

План работы методического объединения«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»2022-2023 учебный год№п/пСодержание основной де...