Консультация для воспитателей: "Физкультминутка-это важно!"
консультация
Физминутки на занятиях – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить педагог прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutka.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Физминутки — это важно!»
Подготовил: инструктор по физической культуре
Янчевская Ольга Анатольевна
В последнее время увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Дети всё меньше времени уделяют прогулкам, подвижным играм, предпочитая им просмотр телевизора и компьютерные игры. А в 6 - 7 лет ребёнок садится за школьную парту и нагрузки на его неокрепший организм возрастают.
Чего стоит, например, просидеть без “шалостей” целое занятие, да не одно, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач является сохранение и укрепление здоровья детей, и каждый педагог должен создать на занятии условия, которые позволят не только успешно усваивать материал, но и сохранят и улучшат здоровье детей.
Физминутки на занятиях – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить педагог прежде, чем предложить детям проведение физминутки.
Основные требования при составлении
комплекса физкультминуток
Следует обращать внимание на продолжительность физминуток (1-2 минуты) и их содержание, а также следить за эмоциональностью во время их выполнения и наличием у детей желания к их повторению. Проводятся физминутки спустя 15 - 20 минут после начала занятия. Или перед занятием как организационный момент.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
Что может входить в комплекс обучения: гимнастика для формирования осанки, укрепление зрения, укрепление кистей рук, занятия для лица, гимнастика для органов дыхания.
Вовремя практических занятий (физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.
Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но он очень необходим детям.
Гимнастические упражнения и массаж для улучшения зрения
Исходное положение (И.п.): сесть на стул, руки положить на колени.
Расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Упражнение 1. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо (8 раз) | Упражнение 2 На раз - смотреть на переносицу, на два – прямо (8 раз) |
Упражнение 3 На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три - смотреть вправо, на четыре - перед собой. (8 раз) | Упражнение 4 Круговые обороты глазами (4 раза влево, четыре вправо) |
Упражнение 5 Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. (5 раз) | После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях |
Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.
Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг | Гимнастика для глаз Север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти |
На занятиях рисования дети очень крепко сжимают карандаш (кисточку) пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получится рисунок. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
Используются следующие упражнения:
1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
4. Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:
Этот пальчик маленький-мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Снова будем рисовать.
Физминутки на уставший позвоночник
Отдохнуть можно, превратившись в животных:
Зайчик. Зайчик беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. | Птицы Утром встал гусак на лапки Приготовился к зарядке Повернулся влево, вправо, Приседанья сделал справно Клювиком почистил пух И опять за парту - плюх! |
Растения В огороде рос подсолнух Вот такой, вот такой! В огороде рос подсолнух С ярко-жёлтой головой. Головою он вертел, Всё увидеть сам хотел. Что подсолнух видел там Он сейчас расскажет нам. | ****** - А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. |
Мы маленькие зайки Скакали на полянке. Прыгали, скакали, В школу прибежали. За парты тихо скок И продолжим наш урок. |
Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.
После таких слов можно спокойно продолжать занятие: дети отдохнувшие и собранные.
Есть физминутки, которые совмещают отдых мелких мышц рук и позвоночник:
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
Можно также регулировать темп физминутки - замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретают шуточный оттенок.
Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные физкультминутки
Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
Двигательно-речевые физкультминутки
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.
Задачи:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного дыхания;
- развитие способности ориентироваться в пространстве;
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- развитие фонематического слуха,
- развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Физминутки действительно играют важную роль, поскольку помогают получить новый заряд энергии, способствуют поддержанию восстановления органов слуха, помогают активизировать дыхание. Они так же способны поднять детям эмоциональный настрой, снять статическое напряжение, вызванное продолжительным сидением.
Каждый педагог должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!
1.Физминутка «Капуста! (физкультурная минутка в стихах) | |
Мы капусту рубим-рубим, | (размашистые движения руками, как топором) |
Мы капусту мнём-мнём, | («мнут капусту») |
Мы капусту солим-солим, | («берут» щепотку соли и «солят») |
Мы капусту жмём-жмём. | (сгибание и разгибание кистей рук) |
2. Физминутка «Все умеем мы считать» | |
Один, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже | (потянуться) |
Руки за спину положим Голову поднимем выше И легко - легко подышим | |
Один, два! - выше голова, Три, четыре! - руки шире! Пять, шесть - тихо сесть. Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - тихо сесть. | Движения по тексту |
Дима шёл, шёл, шёл | (Ходьба на месте) |
Землянику нашёл | (Наклон вперёд – вниз, руками коснуться пола.) |
Ах, какая ягода! | (Выпрямиться, ладони к лицу) |
Пчёлы в ульях сидят | Присесть на носках около парты, спина прямая |
И в окошко глядят. | (Руками изобразить окошки) |
Порезвиться захотели. | (Встать) |
Друг за другом полетели | (Произвольные взмахи руками) |
* * *
Руки к верху поднимаем, | (Руки вверх) |
А потом их опускаем, | (Руки вниз) |
А потом их разведём | (Руки в стороны) |
И к себе скорей прижмём, | Руки вниз прижать к бёдрам |
А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей | Хлопки в ладоши |
* * *
Наше поле опустело | Руки вперёд в стороны |
Опустел и лес, и сад | Повороты головы слева направо |
Гуси серые летят | Произвольные взмахи руками |
* * *
Гуси серые летели, | Произвольные взмахи руками |
На лужайке тихо сели, | Приседание на носках |
Походили, | Ходьба на месте |
Поклевали, | Наклоны головы вперёд вниз |
Потом быстро побежали | Бег на месте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержание включает в себя особенности проведения физкультминуток в режиме дня....
Консультации для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»
Основные требования к проведению физкультминуток....
Консультация для воспитателей (физкультминутки на май месяц)
Физкультминутка - это кратковременные физические упражнения....
Консультация для воспитателей «Физкультминутки» 2016 г.
Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна...
Консультация для воспитателей. "Физкультминутки для детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей. "Физкультминутки для детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Физкультминутки и их место в режиме дня»
Назначение физкультминуток состоит в том, чтобы обеспечить детям активный отдых, умственную работоспособность на занятии....
Консультация для воспитателей «Физкультминутки в коррекции речи дошкольников»
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчик...