Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда детского сада
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Вашему вниманию представлена консультация по теме "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

                     В своей работе я активно применяю здоровьесберегающие технологии. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания. Некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экологическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

                     Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

                     Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики нарушений зрения, логоритмику.

                     В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, К.П. Бутейко, В.И. Селивёрстов, М.Е. Хватцев, А.Г. Ипполитова, З.А. Репина и другие).

                     В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Биоэнергопластика;
  3. Дыхательная гимнастика;
  4. Зрительная гимнастика;
  5. Оздоровительные паузы – физминутки;
  6. Пальчиковая гимнастика;
  7. Су-джок терапия;
  8. Кинезиотерапия;
  9. Массаж и самомассаж;
  10.  Релаксация.

                     Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираю целенаправленно, исходя из правильной артикуляции звуков.

                     Активно использую биоэнергопластику – содружественное взаимодействие руки и языка, направленное на регуляцию нервно-психических процессов в стимуляции работы головного мозга. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей о ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику. Подобрала комплексы биоэнергопластики на каждой фонетической группы звуков.

                     Дыхательная гимнастика является неотъемлимой частью оздоровительного режима, способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания. Активно веду работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. На каждое занятие включаю несколько упражнений на дыхание.

                     Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того, чтобы гимнастика для глаз была интересной и эффективной, я учитываю особенности развития детей группы, гимнастику провожу в игровой форме, в которой воспитанники могут проявить свою активность. Гимнастику провожу регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

                     Активно использую оздоровительные паузы – физминутки, провожу в игровой форме в середине занятия. Физминутки направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия. Подобрала картотеку физминуток по лексическим темам и использую их на занятиях.

                     Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание. Так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Систематизировала материал по лексическим темам и использую его в своей работе.

                Также применяю нетрадиционную здоровьесберегающую технологию – су-джок терапию, направленную на развитие мелкой моторики рук, укреплению мышц и совершенствование движений кистей рук у детей, координации движений и речи. Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует на весь организм в целом.

                     Предлагаю детям ещё одну методику, которая позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке в допустимых пределах – более значительные изменения. Кинезиологические упражнения вызывают у детей положительные эмоции. На основе опыта разработала комплексы кинезиологических упражнений.

                     На занятиях использую массаж и самомассаж. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающий эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы массажа, который показывает ему взрослый. Целью логопедического массажа ставлю стимуляцию кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализацию мышечного тонуса данных мышц. На занятиях мы больше занимаемся самомассажем. На базе опыта разработала систему самомассажа по лексическим темам.

                     Использую релаксацию – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным расслаблением. На логопедических занятиях использую релаксационные упражнения, если у детей возникает длительное напряжение или беспокойство. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, что необходимо для исправления речи.

                     Все вышеперечисленные компоненты проводятся мной ежедневно. Либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...